Найти в Дзене
Яркий фотомаркет

Карьера современного фотографа

Сегодня коммерческая фотография переживает сложные времена. Если раньше для съемки мероприятий или товаров была необходима сложная в управлении и дорогая фототехника, то теперь большинство потенциальных клиентов вполне устраивает качество самостоятельной съемки на телефон. Что касается крупных брэндовых съемок, то в России она практически не проводится, да и попасть на них начинающему фотографу даже в лучшие времена было практически невозможно. Тем не менее огромное количество начинающих фотографов по прежнему продолжают упорно штурмовать рынок российской коммерческой фотографии. Предлагаем разобраться в текущей ситуации и найти ответы на основные вопросы, с которыми сталкивается каждый начинающий коммерческий фотограф. Начнем с самого начала — со старта. Конечно, любому, кто взял камеру в руки, хочется сразу начинать снимать красивых моделей в заграничных турне для самых дорогих глянцевых журналов. К сожалению, приходится признать, что такой момент для многих миллионов начинающих фото

Сегодня коммерческая фотография переживает сложные времена. Если раньше для съемки мероприятий или товаров была необходима сложная в управлении и дорогая фототехника, то теперь большинство потенциальных клиентов вполне устраивает качество самостоятельной съемки на телефон. Что касается крупных брэндовых съемок, то в России она практически не проводится, да и попасть на них начинающему фотографу даже в лучшие времена было практически невозможно. Тем не менее огромное количество начинающих фотографов по прежнему продолжают упорно штурмовать рынок российской коммерческой фотографии.

https://thefashioncamera.com
https://thefashioncamera.com

Предлагаем разобраться в текущей ситуации и найти ответы на основные вопросы, с которыми сталкивается каждый начинающий коммерческий фотограф.

Начнем с самого начала — со старта. Конечно, любому, кто взял камеру в руки, хочется сразу начинать снимать красивых моделей в заграничных турне для самых дорогих глянцевых журналов. К сожалению, приходится признать, что такой момент для многих миллионов начинающих фотографов может так никогда и не наступить. Но если начать с чего-то более приземленного, то вполне вероятно, что уже в ближайшие месяцы могут появиться первые реальные платные заказы (пока за очень скромный гонорар, но все же). Искать таких клиентов стоит в самой востребованной на сегодняшний день сфере коммерческой фотографии — предметная съемка для интернет-магазинов. Сами заказчики в изобилии присутствуют на сайтах по поиску работы. Да, это скучно, очень рутинно и совсем дешево (даже порой просто нерентабельно), но не стоит относиться к первым клиентам как к источнику дохода. Первые предметные съемки необходимы для создания портфолио, куда войдут не сами кадры, там особо и показывать то нечего, а названия брендов, которые смогут подтвердить, что фотограф с ними работал.

https://i.ytimg.com
https://i.ytimg.com

Дополнительным шагом станет создание творческого портфолио. Разумеется, в творческое портфолио коммерческого фотографа должны входить проекты, рассчитанные на коммерческое использование. Другими словами творческое портфолио должно содержать не художественные или арт-портреты, а примеры работ по рекламной и имиджевой предметной съемке. Даже если фотограф не снимал для всемирно известных брендов, свое виденье рекламных кадров для эти самых брендов у него на сайте должны быть обязательно. Только так можно продемонстрировать потенциальному заказчику уровень своего мастерства.

https://i.pinimg.com
https://i.pinimg.com

Будем считать, что начало карьеры коммерческого фотографа уже заложено. Теперь стоит решить — куда двигаться дальше и к чему стремиться в будущем. Когда уже приобретен опыт потоковой съемки и есть наработанное портфолио начального уровня, стоит поискать реального производителя товара и убедить его в необходимости качественной съемки товара. Это очень непростая задача. Дело в том, что в лучших традициях «русского бизнеса» отечественные производители не считают для себя важным участвовать в продвижении собственной же продукции. Они отдают это на откуп дилерам, а те, пытаясь выжать максимальную прибыль с перепродажи закупленного товара, экономят на всем и в первую очередь на стоимости съемки товара для каталога. Общая тенденция оформления современных интернет каталогов — это бесплатное копирование и так не очень качественных картинок закупленного товара из первого попавшегося источника в сети (а ведь производитель мог обеспечить дилера качественными фотографиями). Цепочка последствий от такого подхода очевидна: товар плохо выглядит, товар плохо покупают, у дилера плохая прибыль, дилеры начинают прожимать цену закупки у производителя, и за падение продаж и снижение цены приходиться отдуваться самому производителю.

https://www.levasiondessens.com
https://www.levasiondessens.com

Как только коммерческий фотограф начинает работать напрямую с производителем продукции, он становится бредовым фотографом. Именно фотографы бренда задают тон всей коммерческой фотографии. Конечно, бренды бывают разные, и снимать для GUCCI это совсем не одно и тоже, что быть бредовым фотографом для текстиля из Иванова. Но все будет продвигаться постепенно, и через пять или шесть лет список сотрудничающих брендов в прошлом начинающего коммерческого фотографа обязательно будет внушать доверие любому среднестатистическому заказчику.

https://static.tildacdn.com
https://static.tildacdn.com

Выглядит все весьма гладко, но тому, кто отважится начать карьеру коммерческого фотографа в России, придется смериться с тем, что первые несколько лет (от 3 до 5, а может и больше) в свою карьеру надо будет инвестировать практически весь полученный заработок. Конечно, на еду иногда будет оставаться, но все остальное уйдет без остатка на: регулярную замену и ремонт техники, закупку нового оборудования, рекламу в социальных сетях и поисковиках, разработку и написание личного сайта (для дела нужен хороший сайт, а не кривая самоделка на бесплатных платформах), административные расходы, аренда студий для создания портфолио, демпинг для входа на рынок, обучение на курсах и мастер-классах. При этом нужно учесть, что стать коммерческим фотографом, занимаясь съемками в свободное от работы в офисе время, невозможно в принципе и уж тем более за такой короткий срок как 3 или 5 лет.

В заключение можно сказать, что жизнь начинающего коммерческого фотографа в современной России совсем не сахар. Однако, это хоть и бедная, но очень и интересная жизнь. Если фотография для вас не просто мимолетное увлечение, а действительно дело всей жизни, то оно того точно стоит. Увольняйтесь из скучных офисов, берите камеры и учебники в руки, начинайте свое дело. А карьера может не состояться не только у фотографа, но и у любого другого профессионала, занимающегося любимым делом — это жизнь, и от ошибок в ней страховки просто не существует.

Как вы думаете, хоть один российский коммерческий фотограф готов сказать правду о своем реальном заработке?

Насколько часто вам как фотографу выпадает возможность снять что-то за деньги (не знакомым или друзьям)?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.