Найти в Дзене
Записки релоканта

Как я неожиданно для самого себя оказался в Казахстане. Часть 4 - Транспорт.

Приветствую читателей моего канала! Продолжаю свой рассказ об особенностях переезда в Казахстан в 2022 году. С предыдущими частями вы можете ознакомиться по ссылке:

Часть 1 - https://dzen.ru/a/ZyztYDWmlErdVxM6?share_to=link

Часть 2 - https://dzen.ru/a/Zyu-GvV171RgkYuS

Часть 3 - https://dzen.ru/a/Z0CjjKisC14VyKf2

В этой части я хочу рассказать вам о своем опыте использования разных видов транспорта в Казахстане - от автобусов до самокатов

Способы передвижения в Алмате
Способы передвижения в Алмате

Итак в Алмате, как и в любом мегаполисе есть много вариантов общественного транспорта, но прежде чем начать рассказ о них хочу упомянуть об особенности строения этого города - он располагается вплотную к горам и на всей своей протяженности имеет уклон, поэтому город условно делится на верхнюю и нижнюю части. Соответственно та часть что ближе к горам располагается выше и считается более престижной - там лучше экология, вид, и более престижные торговые центры, ЖК и т.п. но вот относительно карты верх и низ перепутаны местами - вверху карты располагается нижняя часть города, а внизу верхняя:

Алмата получается перевернута вверх ногами
Алмата получается перевернута вверх ногами

Поэтому вначале у меня часто возникала путаница - когда говорили про нижнюю часть города, я думал, что имеется ввиду низ карты, а речь как правило шла про его верх.

Поэтому в Казахстане распространена шутка, что если вы видите человека держащего карту вверх ногами - значит это алматинец.

Еще одна особенность строения Алматы заключается в том, что строение улиц тут не радиально кольцевое, как в Москве, а параллельно - перпендикулярное, как в Нью-Йорке. И почти каждый дом располагается на пересечении каких-нибудь улиц. Поэтому адрес всегда говорят здесь - называя две улицы, например Муканова - Толи-Би.

Я поначалу называл только одну улицу и номер дома - и все время сталкивался с вопросительными взглядами местных жителей - дескать не может назвать полный адрес. Но потом привык к этой системе и сейчас нахожу ее очень удобной, так как по номерам домов трудно определить местонахождение объекта по памяти, а по пересечению улиц это можно сделать даже не имея навигатора под рукой.

Итак предисловие немного затянулось, давайте перейдем непосредственно к теме статьи:

1) Метро - как-то раз в игре "Что? Где? Когда?" знатокам задали такой вопрос:

Вначале это было похоже на червяка, затем на осьминога, а сейчас на лабиринт - ответом оказалось московское метро, так вот Алматинское сейчас находится на первой стадии развития - имеет только одну ветку которая изгибается кверху:

Метро в Алмате пока на стадии червяка
Метро в Алмате пока на стадии червяка

Станций не очень много и город охвачен довольно слабо, поэтому им пользуется не так много народу. В Алмате жить возле метро не считается чем-то очень престижным, так как на нем можно мало куда добраться. Я пользовался метро от силы раза три, да и то в основном из интереса, а не реальной необходимости, так что по популярности данный вид транспорта в Алмате может быть сопоставим с Московской монорельсовой дорогой, которая используется скорее как развлечение нежели средство передвижения.

В самом метро все очень чисто и аккуратно, поезда современные, правда интервалы между ними могут достигать 10-ти минут из-за чего в час пик наблюдается скопление народа

Алматинское метро выполнено с учетом местного колорита
Алматинское метро выполнено с учетом местного колорита

Есть, кстати станция Москва, но с Москвой кроме названия ее ничего не связывает, а называется она так в рамках международной программы популяризации иностранных городов, согласно которой в Москве есть станция Алма-атинская и Римская.

2) Автобусы - они распространены намного больше чем метро, покрывают весь город, есть маршруты даже до Чимбулака (главный горно-лыжный курорт) и других отдаленных мест города. Но проблема автобусов заключается в том, что наравне с новыми моделями еще много старых ушатанных машин в которых вас легко может укачать, а также в манере вождения этих автобусов. Водители автобусов тут сродни бравым пацанам на приорах в России - есть даже такой термин, что водители автобусов должны уметь водить по чимкентски - то есть перестаиваться без поворотников в миллиметрах, никого перед собой не пропускать и смело маневрировать из левого ряда в правый к автобусной остановке.

Переодитечески встречаются старые модели
Переодитечески встречаются старые модели

В Алматы для автобусов имеются выделенные полосы, но далеко не везде, поэтому в час пик часто приходится стоять в пробках наравне с обычными автомобилями. Одна поездка стоит порядка 80 тенге (около 16 руб.) что делает этот вид транспорта одним из самых доступных. Но самым удивительным для меня было то, что покупать карточки на автобус нужно в сети киосков печати "Караван" - что-то вроде нашей союз печати. Только вот встречаются эти киоски далеко не везде.

Честно скажу из-за большой загруженности и пробок данный вид общественного транспорта в Алматы нравился мне меньше всего и пользовался я им не часто.

3) Такси - оно в Алмате раза в два - три дешевле, чем в Москве, поэтому пользуется большой популярностью. Многие ездят на такси на работу в офис каждый день и это считается нормой. В Москве такое могут позволить себе немногие. Основная особенность Алматинского такси заключается в том, что тут нет законодательного обязательства красить машину в определенный цвет и наносить шашечки, поэтому когда вы вызываете Яндекс-такси к вам чаще всего приезжает обычная машина - это напомнило мне бомбил в Москве конца 90-х начала 00-х, тогда желтое такси с шашечками я встречал очень редко, и ни разу в них не ездил. Еще одна особенность заключается в том, что в Москве считается экономом - тут является комфортом, а если вы выберете эконом к вам легко может приехать праворукая тойота 90-го года выпуска - и это еще не худший вариант

Типичный представитель эконом класса в Алматы
Типичный представитель эконом класса в Алматы

Есть еще тариф "с попутчиком" - когда водитель берет несколько пассажиров которым ехать в одну сторону. Но там машины которые вообще непонятно как доезжают до места назначения.

Пример машин в тарифе "с попутчиком"
Пример машин в тарифе "с попутчиком"

Сначала я пытался экономить и брал именно этот тариф, но очень быстро понял, что это занимает слишком много времени, да и каждый раз лотерея дотянет ли машина до пункта назначения или нет и перешел на эконом, а с него на комфорт)

Машина класса комфорт в Алмате
Машина класса комфорт в Алмате

Учитывая, что за пользования Комфортом Яндекс начисляет балы, которые можно списать при следующей поездке разница с экономом получается незначительная.

Еще одной интересной особенностью местного такси является отсутствие Kids класса - вначале мы по привычке спрашивали у водителей о наличии детского сидения, но потом поняли, что это бесполезно - дети ездят в Алматинском такси наравне со взрослыми, при этом закон о необходимости сидения вроде бы есть, но за его исполнением никто не следит. За два года пользования такси я ни разу не встретил водителя с креслом, причем в Москве водитель без кресла вообще отказывался сажать ребенка, так как это гарантированный штраф.

Ну а дополнительным бонусом к использованию данного вида транспорта можно отнести истории водителей которых я наслушался немало. Наиболее интересная была о том, как таксист пытался открыть свое дело по разведению коров и как они то уходили с пастбища в неизвестном направлении, то их воровали пастухи (в Казахстане они называются Чабаны), то заражались всякими заболеваниями. Как итог водитель посоветовал мне разводить лошадей - они намного меньше подвержены заболеваниям, намного умнее и за ними проще ухаживать. Может быть именно поэтому в Казахстане так распространена конина и кумыс.

4) Самокаты - А теперь давайте прейдем к главным царям улиц Алматы. Самокаты тут очень распространены в силу более мягкого по сравнению с Москвой климата (сезон самокатов длится чуть ли не с Февраля по Ноябрь), а также хорошей развитости специальных дорог.

Для самокатов практически во всем городе есть специально выделенные полосы
Для самокатов практически во всем городе есть специально выделенные полосы

В отличие от Москвы где вело-дорогу днем с огнем не сыщешь, а уж едущий по ней самокат и подавно в Алмате они есть практически во всех уголках города. Они идут вдоль основных улиц таких как Абая, Тимирязева или Шевченко и по этим дорожкам легко и быстро можно добраться из дома на работу или торговый центр, да и вообще почти куда угодно.

Преимуществами самокатов является высокая мобильность - даже в час пик не нужно стоять в пробках, возможность парковать их где угодно - то есть можно доезжать хоть до самого подъезда и широкая распространенность - его легко найти практически в любой точке города. К минусам можно отнести зависимость от погоды - в дождь и ветер передвигаться на них не очень удобно. А также невозможность передвигаться нескольким людям одновременно. Например если вы семьей захотели поехать в торговый центр самокат вам не подойдет.

Но я пользовался ими в любую погоду, а также ездил с ребенком и это был мой любимый способ передвижения. Советую купить защитные очки если планируете много пользоваться самокатами - летающие насекомые как будто специально пытаются совершить попытку суицида путем попадания вам в глаза, ну и перчатки с бафом для прохладной погоды (поздней осенью и ранней весной).

В Алмате есть 3 основных прокатчика самокатов - это Whoosh, Яндекс и Jet. Был еще Eleven, но видимо не выдержал конкуренции. Для каждой компании нужно свое приложение - я скачал Whoosh и Jet (Яндекс у меня был). По цене стоимость поездки варьируется от 30 до 50 тенге за минуту - в зависимости от времени и компании. Самые высокие тарифы у Яндекса, поэтому им я практически не пользовался, только если для того, чтобы доехать до самоката другой компании. Порой стоимость самоката в Яндексе была сопоставима или даже выше стоимости использования такси в этом же приложении. Тут все дело в том, что Яндекс пользуется консервативностью Казахов - как правило приложение Яндекс Go установлено у всех и им не нужно устанавливать другие приложения для того, чтобы взять самокат. Вот этой нелюбовью устанавливать новые для себя приложения и пользуется Яндекс завышая цены. Я рекомендую использовать Whoosh или Jet - они доступнее по цене, но нужно быть внимательным при первом использовании приложения.

Батареи из самокатов есть практически во всех местах скопления людей (парки, ТЦ и т.п.)
Батареи из самокатов есть практически во всех местах скопления людей (парки, ТЦ и т.п.)

Когда я брал самокат в первый раз минута поездки обошлась мне в 230 тенге (46 руб.) Тут все дело в том, что изначально с вас взымаются деньги за каждый старт самоката - фиксированная сумма 100 тенге + страховка на время поездки - еще 100 тенге, ну и минута тарифицируется с первой секунды - 30 тенге. Таким образом за пару секунд с меня списалась сумма намного больше, чем я ожидал. Добавить еще к этому, что я не сразу разобрался как заставить его ехать. Дело в том, что для этого не достаточно просто нажать рычажок газа, располагающийся на руле, а нужно еще несколько раз оттолкнуться ногой, чтобы придать самокату инерции, я же нажимая только на газ вначале решил что самокат неисправен. Таким образом мой первый опыт использования самоката был скорее негативным.

Мало просто нажать на кнопку с надписью Go, нужно еще придать самокату инерцию
Мало просто нажать на кнопку с надписью Go, нужно еще придать самокату инерцию

Но познакомившись с приложениями как следует я понял, что можно купить подписку за 1000 тенге в год и старты будут бесплатные, а страховку можно отключать при активации самоката. Кстати приложения whoosh и Яндекс в Москве и Алмате одинаковые, а Московкий Urent - это точная копия Jet.

Недавно в Казахстане вышел новый закон обязывающий использование шлема при передвижении на самокате по автодорогам. Whoosh даже оперативно стал крепить шлемы к самокатам, но как показала практика мало выпустить закон, нужно еще обеспечить его соблюдение. В итоге шлемы никто не использовал и они пропали с самокатов.

Сейчас от шлемов осталась только клавиша "отстегнуть шлем" в приложении
Сейчас от шлемов осталась только клавиша "отстегнуть шлем" в приложении

Еще нужно отметить что примерно с Августа 2024-го на дорогах стали стоять специальные полицейские отряды, отлавливающие самокатчиков, но сделано это было как-то бестолково - они тормозили всех подряд, ругали за отсутствие шлема (хотя на велодорожке он не нужен) заставляли припарковать самокат и дальше идти пешком. Позже когда они разобрались в законодательстве получше, то перестали требовать шлемы и стали останавливать за то, что люди не спешивались на пешеходном переходе, а проезжали его на самокате. В общем была какая-то попытка устроить контроль за самокатчиками, но пока успехом не увенчалась, а главное и толку от этого не было. Это все равно что чистить асфальт во время снегопада или пытаться разгребать лужу граблями.

Таким образом подводя итог вышесказанному скажу, что на мой взгляд самокат в Алмате является самым удобным и быстрым средством передвижения, также интересным вариантов является такси в силу своей доступности по сравнению с Москвой, ну а самым бюджетным - Автобус. Метро же пока находится в зачаточном состоянии и позволяет перемещаться по очень ограниченной части города.

А какой вид транспорта предпочитаете вы? пишите об этом в комментариях.

Ну а на этом все. В заключительной части я расскажу вам о самом лучшем, чем славится Алматы, а именно о ее горах - куда и в какое время можно сходить, чтобы весело и с пользой провести время.