Геннадий Фетисов – прибывший из Москвы режиссёр. От него ушла жена, а на работе возникли проблемы, в результате которых он оказался в провинциальном городке.
Это типичный представитель перфекционистов, к тому же карьерист, тиран и роковой мужчина. С которым очень трудно работать, вести конструктивный диалог и пытаться отстаивать собственное мнение. А всё потому, что он театральный гений, одержимый своим делом.
Фетисов решает поставить пьесу «Чайка». Но это будет осовремененная пьеса. Переосмысленные персонажи и живая игра. Актёры должны понимать, что именно они должны играть в представлении режиссёра.
Игра актёров «Чайки»
После начала сотрудничества с актёрами Фетисов сталкивается с отсутствием гибкого мышления и закостенелостью труппы. У артистов есть определённое видение, и ни один не готов так просто сдавать позиции перед московским самодуром. Чехов – он для всех един.
Сперва Фетисов вступает в конфронтацию с примой Зинаидой Николаевной Арсеньевой, репетировавшей Аркадину (Алиса Фрейндлих). Та называет видение Фетисова декадентством и покидает репетицию, а на требование режиссёра вернуться отвечает, что не видит режиссёра в Фетисове.
Затем университетский одногруппник Зуев, репетировавший Треплева (Александр Збруев) подливает масла в огонь, говоря о неверной позиции Фетисова по отношению к Зинаиде Николаевне и отсутствии чувства опасности в самом режиссёре.
Работа Павла Афанасьевича Платонова (Лев Дуров) так вовсе не устроила Фетисова. Тот не почувствовал в актёре талантливого писателя Тригорина с самого начала.
Начинающая актриса Алла Сабурова (Лариса Удовиченко), репетировавшая Нину Заречную, показала слишком вялотекущую игру.
Личная жизнь Фетисова
Геннадий Максимович пытается подлатать свои раны, выкладываясь в театре. С его трудоголизмом не остаётся времени и сил ни на что, кроме театра.
Не так-то просто оправиться после измены жены. Сын Алёшка упрятан в Ялте, чтобы поскорее забыл отца и дал возможность маме заново обустроить личную жизнь.
– Я одна.
– Давно ли?
– А как у тебя на этом фронте?
– А для меня это не фронт, а тыл.
– цитата из фильма "Успех" 1984 года, режиссёр Константин Худяков
Напряжённая ситуация терзает Фетисова. Он срывается на труппе, приближаясь к границе дозволенного. Даже красавица Алла не трогает его зачерствевшего сердца.
А ведь он мог бы поддаться человеческим чувствам и проникнуться мгновением, смахнуть слёзы с любящих глаз. Почувствовать себя снова живым. Но Фетисов похож на закоренелого однолюба. Его не интересуют интрижки на работе, а в искренности чувств начинающей актрисы он сильно сомневается.
Нравственный выбор
На кону режиссёрское будущее Фетисова. Его дальнейшая судьба будет целиком зависеть от успеха пьесы «Чайка». Каждый артист понимает серьёзность требований, но не каждый способен дотянуть до заданной планки.
Платонов не справляется с ролью Тригорина, и режиссёр приглашает актёра для серьёзного разговора. После отставки Платонов скоропостижно скончался от сердечного приступа, не выдержав потрясения.
Когда Зуев отпрашивается с конца репетиции, Фетисов вовсе отстраняет его от роли Треплёва, прилюдно сообщив об этом на следующий день. Выведенный из себя равнодушием режиссёра, оскорблённый Зуев решает разобраться с Фетисовым и в момент ярости выдаёт нужные режиссёру эмоции.
Манипулируя чувствами людей, выводя их на негативные эмоции, Фетисов получает нужный градус игры. Чувства актёров и их персонажей во многом созвучны. Только антагонистом неизменно выступает Геннадий Максимович. Тем самым режиссёр показывает зрителю (нам), что Чехов актуален во все времена: и спустя 100 лет актёры понимают чеховских героев.
Но можно ли играть чувствами живых людей? Зуев сравнивает Фетисова с художником, только вместо холста и красок он выдавливает живых людей на свои полотна. «Художник с лицом убийцы».
Финал фильма
Анатолий Гребнев решил оставить финал фильма открытым, предоставив зрителю самостоятельно додумывать концовку. Хочется верить, что Фетисов найдёт своё счастье.
Сплошное недовольство собой и коллегами мешает режиссёру насладиться плодами стараний. Он не готов принять результат, если сам он не до конца им удовлетворён. Однако лучшее – враг хорошего. Задача не в бесконечной погоне за идеалом, а в умении увидеть хорошее в том, что уже сделано. Фетисов на это, по-видимому, не способен…
Впечатления от просмотра
Кино действительно стоит просмотра. Игра актёров превзошла мои ожидания. Игра в игре, представляете? Вначале труппа специально играет натужно, но Фетисов режиссёрским видением направляет актёров напрямик к идеальному звучанию.
И зрителю по силам заметить перемены в игре! Главное – смотреть внимательно. Это кино не смеет смысла смотреть через плечо. Ещё немаловажно прочесть пьесу «Чайка». Я прочла её летом, однако не прониклась фетисовской страстью. Но все реплики вспомнились. Как вам Чехов в качестве драматурга?
Игра местами трогала до слёз, финальные сцены – прекрасны. Единственное, что расстраивает до глубины души – это невозможность увидеть спектакль, который так тщательно репетировали величайшие актёры своего времени.