Найти в Дзене
МОСКВОВЕДЕНИЕ

Дом «Моссельпрома».

В центре Москвы возвышается одно из самых узнаваемых зданий столицы - дом «Моссельпрома». Однако немногие знают, что история первого советского небоскрёба, прославленного Маяковским, началась со строительного коллапса.  В далёком 1912 году купец Андрей Игнатьевич Титов задумал выстроить на своей земле доходный дом, да такой, чтоб был семи этажей в высоту, с просторными подвалами и двором-колодцем.  Для грандиозного проекта Титов нанял Николая Дмитриевича Струкова - архитектора множества доходных домов и частных особняков в Москве. Предприимчивому купцу всё не терпелось поскорее заселить в дом первых постояльцев, потому строительство велось в крайней спешке и уже в марте 1913 года оно уж почти было окончено, но ранним утром раздался грохот. Одна из стен едва возведенного дома обрушилась прямо в переулок, завалив его строительным мусором на высоту двух этажей.  Дальше был суд, в ходе которого установлено многократное нарушение строительных норм и правил, низкое качество материалов и «рис

В центре Москвы возвышается одно из самых узнаваемых зданий столицы - дом «Моссельпрома». Однако немногие знают, что история первого советского небоскрёба, прославленного Маяковским, началась со строительного коллапса. 

В далёком 1912 году купец Андрей Игнатьевич Титов задумал выстроить на своей земле доходный дом, да такой, чтоб был семи этажей в высоту, с просторными подвалами и двором-колодцем. 

Для грандиозного проекта Титов нанял Николая Дмитриевича Струкова - архитектора множества доходных домов и частных особняков в Москве. Предприимчивому купцу всё не терпелось поскорее заселить в дом первых постояльцев, потому строительство велось в крайней спешке и уже в марте 1913 года оно уж почти было окончено, но ранним утром раздался грохот. Одна из стен едва возведенного дома обрушилась прямо в переулок, завалив его строительным мусором на высоту двух этажей. 

Дальше был суд, в ходе которого установлено многократное нарушение строительных норм и правил, низкое качество материалов и «рискованная конструкция» самого здания. Купца оштрафовали на 100 рублей. Народ шептался, что причиной обрушения явились потревоженные души усопших, ведь в начале 19 века на этом участке находилась деревянная церковь Иоанна Милостивого, сгоревшая в пожаре 1812 года, и небольшое кладбище, а уж в 1817 году здесь построили несколько каменных зданий светского назначения. Так или иначе, оказалось, что дом, заказанный Титовым на перекрестке Калашного и Нижнего Кисловского переулков, стал уже третьим обрушившимся зданием авторства Струкова, за что архитектора на полтора месяца отправили в тюрьму. 

Трудности военного времени не поспособствовали повторному возведению здания - к 1917 году частично восстановили пять этажей и забросили. Спустя 8 лет за долгострой принялись архитектор Давид Моисеевич Коган и инженер Владимир Дмитриевич Цветаев (двоюродный брат Марины Цветаевой), которым удалось успешно надстроить шестой и седьмой этажи. Угловую шестиугольную башню, ставшую одной из отличительных деталей постройки, спроектировал Артур Фердинандович Лолейт - один из основателей советской научной школы теории железобетона. На самой вершине одиннадцатиэтажной башни-короны располагались часы, которые можно было увидеть с самой Арбатской площади. 

1925-1928гг
1925-1928гг

В 1925 году заново отстроенное здание занял «Моссельпром» — одно из крупнейших советских предприятий пищевой промышленности, основанное в Москве в начале 1920-х годов. «Моссельпром» занимался производством продуктов питания, таких как хлебобулочные изделия, кондитерские товары, напитки и многое другое.

Одной из самых известных марок, выпускаемых под эгидой «Моссельпрома», была шоколадная фабрика «Красный Октябрь», которая производила популярные конфеты и шоколад. Также «Моссельпром» известен своими рекламными кампаниями, которые стали классикой советской рекламы. Одним из ярких примеров является плакат «Пейте томатный сок!», созданный художником Александром Родченко.

Но настоящую известность дому «Моссельпрома» принесла другая работа Родченко - огромное панно прямо на неоштукатуренной стене, созданное художником совместно с его супругой Варварой Степановой. Торец здания со стороны Малого Кисловского переулка украсили изображения конфеты «Мишка косолапый», молока и пива «Друг желудка», а также папирос «Герцеговина Флор». Слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме» придуман Владимиром Маяковским. Несмотря на то, что в здании располагались склады и офисы пищевого треста, часть помещений была отдана под жилье сотрудников кондитерской фабрики Абрикосовых (нынешний концерн «Бабаевский»).

Варвара Степанова
Варвара Степанова

Уже в 1930-х рекламное панно стерли, часы демонтировали, а в 1937 году, после ликвидации самого «Моссельпрома», в дом поселили высшие военные чины. Пошли слухи про «чёрный воронок», который подъезжал к дому по ночам, после чего некоторые жильцы уже не возвращались в свои квартиры. Доподлинно известно об 11 репрессированных и расстрелянных квартирантах. Взамен исчезнувших проживающих селили новых и так далее.

До 60-х годов в доме продолжали проживать преимущественно военные, но после передачи здания в ведомство города, здесь начали селиться и гражданские. Самый известный постоялец «Моссельпрома» – отечественный лингвист и литературовед Виктор Владимирович Виноградов, живший в квартире №11. С 1963 года башню здания под свою мастерскую использовал художник Илья Сергеевич Глазунов, поэтому в народе она стала называться «глазуновской башней». Выпав из окон этой мастерской в 1986 году погибла супруга художника - аристократка Нина Виноградова-Бенуа, обстоятельства трагической смерти которой породили множество вопросов: несчастный случай, самоубийство или же преступление?  

В 1970–1980-х годах помещения первого этажа принадлежали одному из факультетов РАТИ ГИТИС. В 1990-е годы эти площади начали сдавать в аренду различным коммерческим организациям. 

В 1997 году в здании провели первый капитальный ремонт, в ходе которого мастера из МАРХИ под руководством Елены Борисовны Овсянниковой восстановили фасадную роспись. 

Владимир Д’Ар.
Владимир Д’Ар.

Жилая часть здания состоит из 23 квартир, которые время от времени появляются в продаже или сдаются в аренду. На первом этаже функционирует атмосферное арт-кафе «Нигде кроме», интерьеры которого пронизаны духом авангарда, а меню порадует редкими сортами чая. 

alexiskiskis