Оставив позади площадь Тяньаньмэнь и миновав Врата Небесного Спокойствия
мы направляемся к самой главной достопримечательности Пекина - Запретному Городу.
Прим. полное название - Пурпурный Запретный Город - состоит из нескольких иероглифов, каждый из которых имеет свое многоуровневое толкование. В результате "расшифровки" получается, что перед нами земной аналог резиденции Небесного императора, в которую ("город за стеной") никто не мог войти и покинуть ее без высочайшего позволения императора. В настоящее время сей исторический объект китайцы называют кратко - "Гугун" (бывший дворец).
Строительство Запретного Города, имеющего прямоугольную форму размерами 760х960 метров, окруженного рвом шириной 52 м (заполнен водой) и защищенного по всему периметру стеной (высота стен - 8 м, ширина стен у основания - 9 м), началось в 1406 г. и продолжалось на протяжении 15 лет. В 1421 г. император Юнлэ (Чжу Ди), представитель династии Мин, переезжает в свою новую резиденцию и Пекин становится официальной столицей империи.
В 1644 г. на смену династии Мин (под натиском восставших крестьян во главе с Ли Цзычэном) пришла династия Цин, последний император которой отрекся от престола в 1912 г. В период правления династии Цин все основные строения Запретного Города были переименованы и на них появились надписи на двух языках: китайском и маньчжурском. Кроме этого императоры данной династии, как правило, предпочитали проживать в других местах (Летнем дворце или дворце Юаньминъюань (до момента его разрушения), а в Запретный Город наведывались только на "работу" (на официальные приемы).
В начале прошлого века Запретный Город перестает быть политическим центром страны и в 1925 г. на его базе создается Дворцовый Музей, в котором (согласно официальной переписи) насчитывалось на тот момент 1,17 млн экспонатов.
После провозглашения КНР (в 1949 г.) Запретный Город (особенно в период Культурной революции) оказался на грани исчезновения (его хотели сравнять с землей и разбить на этом месте большой парк. Был вариант сделать здесь большую транспортную развязку и т.п.). Однако, благодаря вмешательству Чжоу Эньлая (глава Госсовета КНР) этого удалось избежать: с 1966 по 1971 гг. все ворота в Запретном Городе были запечатаны и выставлена охрана.
Восстановление Дворцового Музея началось только в 80-х годах прошлого века, а в 1987 г. Запретный Город был включен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время в Запретном Городе находится 980 сохранившихся зданий с общим количеством комнат около 9 тыс. (говорят, что изначально комнат было 9999, на одну меньше, чем во дворце Небесного Императора). Для того, чтобы их все осмотреть потребуется много времени, которым, как известно, туристические группы не располагают, а по сему для них предлагается следующий (императорский) маршрут -
скоростная прогулка по центральной части Запретного Города (на фотографии, представленной выше, она выделена цветом. Именно по этой главной оси север-юг и располагаются непосредственно все основные императорские строения), начинающаяся от Полуденных (Меридианных) Ворот (главные ворота Запретного Города), которые при высоте около 38 метров являются самым высоким строением во Дворце. Выполненные в форме буквы "П" ворота имеют пять павильонов: три на главной оси и два на боковых,
в одном из которых находится Барабанная Башня, а в противоположном - Башня Колокола, который звучал, когда император покидал Запретный Город.
В центральной части Полуденных ворот, под крышей нижнего яруса располагается трибуна, на которой во время некоторых "общественных" церемоний устанавливался трон императора.
В Полуденных воротах имеется пять проходов, по которым можно попасть на территорию Запретного Города. В свое время центральный из них предназначался только для императора (это относится буквально ко всем зданиям главной оси), поэтому современные туристы, немного знакомые с историей или внимательно слушающие своего гида пытаются также воспользоваться этой "привилегией".
Миновав главные врата мы оказываемся на просторной площади,
по которой, изгибаясь как лук, с запада на восток проложен канал Внутренняя Золотая Вода. Берега его украшены парапетом из белого мрамора,
а для преодоления водной преграды предусмотрено пять мостов,
центральный из которых (самый широкий),
украшенный узорами в виде драконов и облаков, предназначался опять же исключительно для императора.
С севера площадь, на которой мы находимся, замыкают Ворота Высшей гармонии (вторые главные ворота с южной стороны Запретного города, возле которых во времена династии Мин императоры проводили утренние заседания суда и обсуждали ряд государственных дел со своими министрами).
На подступах к вратам мы встречаем двух бронзовых львов (самые большие в Запретном Городе).
Вообще-то, в Запретном Городе можно встретить шесть пар львов. Причем в каждой паре есть и львица, и лев. Лев здесь всегда располагается с правой стороны и своей лапой играет с шаром (символизирует власть императора, богатство и мир),
а львица - с левой, и держит свою лапу на львенке (символ того, что императорская семья должна иметь большое количество наследников).
Львы притягивают к себе многочисленных туристов, среди которых особенно выделяются китаянки в местных национальных костюмах.
К Вратам Высшей Гармонии можно подняться по четырем лестницам (сейчас проход по ним закрыт), две из которых - центральные, разделенные между собой каменной резьбой, предназначенные для императора, сохранились еще с древних времен.
На следующую площадь Запретного Города туристы могут попасть либо через Врата Очевидной Добродетели (расположены справа от Ворот Высшей Гармонии),
либо через Врата Целомудрия (расположены слева).
После прохождения вышеуказанных ворот перед нами предстает самая большая площадь Запретного Города,
на северной стороне которой, на трехъярусной мраморной террасе возвышаются три (следующие один за другим) главных зала, первый из которых - Зал Высшей Гармонии (Зал Золотого Трона) - самый большой зал в Запретном Городе и самое большое деревянное строение в Китае.
В свое время этот зал,
центральный проход к которому также украшен мраморной плитой с великолепной резьбой,
являлся церемониальным центром императорской власти, в котором решались самые важные государственные и личные дела императора.
Здесь же располагается и главный трон императора (правда к нему сложно подобраться).
Около Зала Высшей Гармонии
можно встретить бронзовые фигурки черепахи с драконьей головой
и журавля -
символы долголетия, стабильности и мира. Здесь же и "море у ворот" - мэнхай - большой чан для воды - средство пожаротушения.
Восемнадцать курильниц, расположенные на подступах к Залу Высшей гармонии соответствуют количеству провинций империи Цин,
а ряд древних измерительных инструментов - цзялян (древнее китайское устройство для измерения нескольких стандартов объема)
и мраморные солнечные часы высотой около 3-х метров, символизируют собой высшую власть императора даровать людям определенные блага, в том числе и время.
Обогнув Зал Высшей Гармонии
мы выходим к двум следующим главным залам Внешнего Дворца.
Перед нами самый маленький зал из этой триады - Зал Центральной Гармонии, построенный в 1420 г. (позднее несколько раз перестраивался).
В этом квадратном павильоне размерами 24х24 метра император отдыхал перед церемониями или готовился к ним.
Проследовав далее по мраморному пьедесталу
мы выходим к третьему главному павильону - Залу Сохраненной Гармонии,
в котором во времена династии Мин императоры объявляли о своих императрицах и наследных принцах, а во времена династии Цин проходили торжества для особо приближенных по случаю таких знаменательных событий, как Праздник Фонарей, Весенний Фестиваль и др.
За Залом Сохраненной Гармонии мы спускаемся с трехъярусного мраморного пьедестала
и направляемся к Вратам Небесной Чистоты, разделяющие Запретный Город на Внешний и Внутренний: по ту сторону ворот находится уже жилая часть императорского Дворца,
вход в которую охраняет очередная пара львов (на этот раз "золотых").
Внутренний Дворец начинается с протяженной
мраморной "эстакады",
приводящей нас к Дворцу Небесной Чистоты. В нем, во время династии Мин, проживали императоры (во дворце было девять двухэтажных спален по три кровати в каждой и никто (кроме евнухов) никогда не знал, в какой спальне сегодня заночует император. Однако, несмотря на такие меры предосторожности, здесь все-таки были зафиксированы попытки устранить императора)
В более поздний период (во времена династии Цин) во дворце уже устраивали банкеты и торжества во время разных праздников, а потом он стал и местом проведения императором заседаний со своими министрами.
Перед Дворцом мы снова встречаем (с разных сторон) солнечные часы и цзялян, а также два миниатюрных храма, один из которых символизирует территориальную целостность империи, а второй - богатый урожай.
Когда же мы, обогнув Дворец Небесной Чистоты, вышли к следующим строениям Запретного Города, то у нас возникло ощущение, что мы здесь уже были. И в этом нет ничего удивительного, поскольку два последующих павильона - Зал Единения и Мира (в нем император даровал титулы своей императрице, принимал подарки от наложниц, принцесс и жен принцев и т.п.)
и Дворец Зимнего Спокойствия (резиденция императрицы)
внешне очень сильно похожи на Залы Центральной и Сохраненной Гармонии, о которых мы упоминали выше.
Последний дворец Внутреннего Двора позади
и мы направляемся в Императорский Сад -
место отдыха членов императорской семьи.
Сад был разбит в 1420 году и, как утверждают специалисты, практически не изменился с того времени.
Императорский сад ("сад в задней части дворца" - так он назывался изначально) имеет размеры 130х90 метров
и в нем сосредоточена уникальная коллекция как необычных деревьев, вроде этих,
возле которых имеется информационный щит следующего содержания:
"Переплетенные ветви кипарисов символизируют верную любовь. Говорят, что Пу И и Ваньжун, последний император и императрица династии Цин, сфотографировались на фоне деревьев после церемонии бракосочетания, чтобы показать, что "мы хотим летать на небесах, как две птицы с одной парой крыльев, и расти вместе на земле, как два дерева с переплетенными ветвями".
так и редких камней. Примером последнего является 10-метровая каменная композиция, именуемая как Холм Собранного (Накопленного) Изящества,
на вершине которого возвышается Зал Императорских Пейзажей. Сюда, согласно легенде, как минимум раз в год, в девятый день девятого лунного месяца (считается очень опасным в Китае), поднимался император с ближайшим окружением, чтобы "уберечься от зла".
Побродив еще некоторое время (оставшееся в нашем распоряжении) по Императорскому Саду,
мы покидаем Запретный Город
через северные Ворота Божественной Силы
и следуем вдоль внешней Золотой Воды
в "поисках" нашего автобуса, чтобы продолжить экскурсионную программу по Пекину...