Редакция телеграм-канала Увези меня на Север разбиралась поможет ли цифровой двойник и другие цифровые технологии в северном завозе с Надеждой Замятиной, ведущим научным сотрудником Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
Если объяснить простыми словами, в чем суть северного завоза и для чего он нужен людях, живущим в арктических и приарктических регионах?
Северный завоз – дело, безусловно, нужное. Здесь речь идет о бездорожных районах. До людей, слабо знакомых с Крайним Севером, зачастую вообще не доходит, как это может быть – когда не просто плохие дороги, а совсем нет дорог.
Есть зимники, которые ровняют грейдерами на несколько месяцев в году, обычно январь-март. Есть реки, доступные для судоходства некоторое время летом – иногда несколько месяцев, а иногда и две недели. Идущие из экономически освоенных районов грузы могут быть вброшены на эти зимники и реки с юга, с далекой железной дороги (например, со станции Осетрово в Усть-Куте) либо с севера – с Северного морского пути (СМП).
В 1990-е годы по СМП практически прекратилась перевозка социальных грузов, это оказалось дорого. В Арктике осталась только высокомаржинальная продукция «Норникеля», потом добавились СПГ и нефть. А топливо и продукты в удаленные районы Чукотки и Якутии возить морем почти перестали. Сейчас хотят вернуть социально значимые грузы на Севморпуть.
Как считаете, поможет ли внедрение современных технологий решить проблемы, с которыми столкнулись логисты на первых этапах проекта?
Систематизация и общая картина ситуации здесь нужна. Вспомним печально известный конец 2021 года, с которого и начались современные реформы СМП. Тогда в районе Чукотки вмерзли в лед более двадцати судов – несмотря на всю современную технику. Это событие получило в узких кругах наименование «Певекский кризис», и именно после этого был создан единый оператор СМП.
Однако до какой степени возможно оптимизировать завоз и, главное, исключить перебои и опоздания в доставке грузов – большой вопрос. Ведь суда вмерзли тогда в лед не только по какому-то разгильдяйству.
Арктика – очень сложная местность, и хоть будет цифровой двойник – сюрпризы и форс-мажоры здесь не отменимы. Главное, что помогло бы в целом судоходству в Арктике – это актуальная и доступная для судоводителей база данных о ледовой обстановке.
Сейчас отечественных спутниковых снимков недостаточно. Закупаются спутниковые данные зарубежных производителей, и это делает информацию о ледовой обстановке дорогой и потому не очень доступной для конкретных пользователей. Зачастую она поступает слишком редко, и это главная беда. Между тем у китайцев есть специальный профильный спутник Arctic Path Finder, заточенный на сбор данных о ледовой обстановке.
Сейчас можно перефразировать известного в прошлом геополитика Маккиндера: «Кто владеет данными, тот владеет миром». Особенно в Арктике. На фоне этой проблемы, повторюсь, северный завоз – вещь нужная и полезная людям, но она вполне может при неблагоприятных условиях упереться в отсутствие информационного обеспечения в части ледовой обстановки, и это делает всю систему уязвимой.
Помимо технологических сложностей, есть и, так сказать, исторические и географические. Как вы заметили, регион очень сложный сам по себе…
Знаете в чем смысл северного завоза, если абстрагироваться от этих глобальных проблем? В попытке хотя бы минимально прихватить «экономию на масштабе». Именно отсутствие масштаба буквально убивает экономику удаленных районов Арктики: туда не выгодно содержать рейсы, заводить ледоколы, прокладывать дороги…
Сейчас на СМП действует «эффект Сапсана»: скоростные поезда между столицами не имеют возможности останавливаться в каждой деревне – так и ледоколы: допустим, с газовозом под проводкой следуют прямиком в Китай, и категорически не могут завернуть на Диксон с 300 оставшимися там жителями.
Северный завоз – сложная логистическая система, позволяющая вычленить хоть какие-то отрезки, по которым социально значимый груз можно было бы провести не то, чтобы выгодно, а хоть с меньшими убытками. Это абсолютно социальная история, которая призвана чуть уменьшить бюджетные затраты на завоз топлива и продуктов в «россыпь» удаленных поселков за счет оптимизации маршрутов, создания промежуточных оптово-распределительных баз.
Поможет ли этой работе цифровая модель – да, но панацеей не будет. Сеть зимников и водных маршрутов по малым рекам, в которую неизбежно будет распыляться поступающий с СМП груз – это «врожденно» убыточная история, но социально значимая: этих грузов ждут люди. Не удивлюсь, если выгода от цифровизации будет не такой уж большой. Подобную задачу можно и на перфокартах решить, но в современной цифровой среде удобнее и быстрее.
Причастные к совершенствованию проекта стараются минимизировать затраты и исключить ошибки… Что вообще можно предложить, чтобы как-то оптимизировать всю деятельность в рамках северного завоза?
Если исходить из интересов людей «на том конце» северного завоза, в удаленных поселках, то северный завоз – безусловное благо. Однако исходя из общей рациональности я бы ставила задачу не только завоза, но комплексной системы снабжения этих людей всем необходимым. В каких-то случаях было бы эффективнее заменить часть завозимого дизтоплива альтернативной энергетикой – именно в таких условиях, а отнюдь не в Подмосковье, она может окупаться.
Где-то может быть интереснее восстановление местного птицеводства, чем завоз яиц, навскидку. Но и тут не должно быть иллюзий: зачастую в удаленные поселки завозят какую-то модную технику, а чинить ее там некому.
В идеале нужно комплексное моделирование всей системы жизнеобеспечения удаленных территорий, которые хорошо оконтурены в ходе подготовки закона «О Северном завозе». В такой системе завоз должен рассматриваться как одна из переменных наряду с местным производством – и все это нужно делать не из офиса, а с выездом на места, оценкой реальных возможностей. На такое исследование было бы не жалко ни денег, ни сил: оно действительно работало бы на жизнестойкость Арктики.
Подписывайся на телеграм-канал «Увези меня на Север», чтобы узнать больше о жизни и логистике на Севере и Дальнем Востоке!