Впервые с сыном мы приехали в Нижний Новгород летом, сейчас вернулись в ноябре-декабре, поэтому расскажу вам своё виденье передвижения с детской коляской как летом, так и зимой. Также сравню все это с возможностью передвигаться с коляской в родном Петербурге. Ну и постараюсь сделать это объективно, а не просто рассказать о том, как все в Нижнем в этом плане плохо.
Поехали!
Пойдем по разным сферам жизни и начнем с транспорта. Наверное, это самое неудобное для нас. То есть мне не сложно поднять коляску под лестнице или занести в электричку, но жена точно так не сможет сделать, если вдруг ей надо будет поехать с сыном вдвоем.
Поэтому пройдемся по всем видам транспорта, начиная от маршруток и заканчивая электричками. В Нижнем Новгороде, в отличие от Петербурга еще есть маршрутки. Мы с сыном тут недавно прокатились на двух. Сын первый раз проехал на маршрутке, но я не думаю, что он заметил отличия. Парк маршруток в Нижнем сейчас обновляется, уже не ходят старые пазики. На такого типа маршрутках я ещё в школе ездил, пора бы уже их все заменить. И вот плюс новых "оранжевых" маршруток, а они бывают двух типов, что там сзади есть большая дверь, куда можно занести или затащить коляску.
Тут как повезет. Есть большие маршрутки, где сзади низкий заход, можно завезти коляску, если, конечно, водитель остановится вплотную к тротуару. Об этом ниже будет. Либо есть маршрутки со ступеньками, где надо заносить коляску, но хотя бы хорошо, что сзади есть площадка, куда коляску можно поставить. А то сразу есть ассоциации, что в маршрутку коляску невозможно запихнуть. Невозможно это сделать в будние дни утром и вечером, когда маршрутки полные, это факт.
В этом плане радуют и новые "оранжевые" автобусы. Они низкополые и можно удобно заехать с коляской через центральную дверь. Правда, есть одно "НО". Почему-то в Нижнем Новгороде в отличие от того же Петербурга (сравниваю именно с ним, так как там живу) водители не сильно пытаются остановится вплотную к тротуару для того, чтобы можно было заехать в автобус с коляской, не спуская и не поднимая ее. Так что иногда смысл в этом теряется и приходится выносить коляску. Понятное дело, что это только я могу так сделать, жена не будет поднимать 20+ килограмм.
Есть еще старые и новые троллейбусы, в которых коляску надо затаскивать, но такие еще остались и в Петербурге, это бывает. Есть троллейбусы с низким полом, но их очень мало в Нижнем. С другой стороны, троллейбусная сеть не так развита в Нижнем Новгороде, поэтому в основном всегда можно найти альтернативу в виду автобуса.
Вообще, как оказалось, в августа 2022 года тут тоже произошла транспортная реформа. Тоже, потому что летом 2022 года она состоялась и в Петербурге. Но там ее, на мой взгляд, побольше заметно, хотя проблем хватает. Здесь же я заметил только обновление подвижного состава маршруток, в остальном всегда много людей, как на остановках, так и на транспорте, а дождаться нужный автобус или маршрутку частенько очень долго. Из плюсов, появились умные остановки, ведь не все пользуются Яндекс.картами и смотрят, через сколько приедет нужный транспорт, а тут на остановках написано. Правда, остановки начали появляться еще в 2018 году.
Есть несколько трамвайных маршрутов в Нижнем Новгороде, на трамвае мы с сыном еще не ездили, но там тоже везде в основном надо затаскивать коляску. В этом плане низкополые трамваи еще не скоро дойдут до Нижнего Новгорода, не такое большое внимание им уделяются, всего 14 маршрутов ездит по городу.
Перейдем к пригородным электричкам. Тут тоже скорее больше неудобств, конечно. Хорошо, что за последние лет 10 сделали больше высоких платформ, например, в сторону Семёнова, но все равно их недостаточно, а с низких платформ забираться с коляской очень сложно. Опять же, тут пишу с точки зрения отца годовалого сына, которого не вытащить из коляски, чтобы занести коляску отдельно, например, когда мы едем гулять куда-то вдвоем и не получится жене его отдать.
А, например, в сторону города Бор низких платформ от Толоконцево до Моховых гор нет. Приехали мы однажды на станцию Спортивная, пришлось вылезать с низкой платформы. Вылезать, конечно, проще, чем залезать.
Летом у меня была история, когда ехал вдвоем с сыном с дачи в Линде в Бор. И надо было в Толоконцево за четыре минуты пересесть на электричку. И вот электричка в Бор стояла на низкой платформе. Затащить коляску было максимально сложно, а помочь было некому. Но я справился, успел за четыре минуты. Так что проблема низких платформ есть, как и проблема того, что в электричку коляску не завести из-за того, что платформы в тамбурах просто сняты. Для чего? Для того, чтобы людям было удобнее спускаться на низкие платформы.
Будем надеяться, что в ближайшее время уберут как можно больше низких платформ и вернут платформу в тамбуре, чтобы можно было сразу завозить коляску в вагон.
Закончим тему транспорта метро. Это, наверное, больная тема для меня, так как там действительно все приходится делать самому. Да, там есть сотрудник, который может помочь спустить или поднять коляску со станции, но они есть не везде. Из-за того, что станции в Нижнем Новгороде мелкого заложения, у ним можно было бы спустить лифты, но сделаны они только на новых станциях, Горьковской и Стрелке. С Горьковской, кстати, проблем меньше всего, так как там есть единственные в Нижегородском метро работающие эскалаторы, про эскалаторы на Московской все давно уже забыли. Они последний раз работали еще в далеком 2018 году во время чемпионата мира по футболу. Но даже пандусов со старых станций не было сделано. Где-то они есть в переходах, но это совсем другая история.
При проезде в метро надо на некоторых станциях сначала попросить открыть заграждение, чтобы пройти к лестнице, так как у старых турникетов на некоторых станциях, например, на Заречной, нет достаточно проема, чтобы пройти с коляской. На Парке Культуры такой проем есть. А после этого надо брать в руки коляску и спускать ее на два пролета до самой платформы. Ну хоть в поезд заносить не надо, на том и спасибо.
Из плюсов как раз отмечу лифт на Стрелке, который вызывается самостоятельно с обеих сторон, никого ждать не надо. Но он поднимает лишь в подземный переход. На Горьковской же надо ждать сотрудника, который поедет в лифте с тобой.
Еще один забавный момент. Если вы заходите на Горьковской с коляской, вам надо, внимание, сначала зайти к турникетам, оплатить проезд, а потом вернуться обратно через выход к лифту, где дождаться сотрудника, который поедет с вами на лифте. Логика не очень понятна, правда при этом, если бы тут лифт работал свободно, на станцию можно было бы попасть бесплатно. Так что тут вопрос к проектировщикам, почему только так можно было сделать.
За несколько лет в городе проходили матчи чемпионата мира по футболу, отмечалось 800-летие Нижнего Новгорода, были и другие события, которые улучшали вид города и делали его более приятным для глаз туристов и жителей города. Работ еще много, но во всяком случае центр выглядит гораздо приятнее, чем 10 лет назад. Во время ремонта добавляли и пандусы, чтобы можно было зайти на тротауры, пройти где-то, их действительно стало больше. Но, например, спуститься в Александровский сад можно либо по съезду, где не очень много места для прохода с коляской, либо по лестнице, где коляску можно только нести.
Вообще сейчас больше частные организации делают пандусы у себя. Например, Пятерочка. От города они, конечно, есть, но не так много, как хотелось бы.
Отдельно отмечу спуски в подземные переходы. Тут тот случай, когда старое лучше нового. Все старые спуски оборудованы бортиками, то есть коляска резко не поедет в бок, если случайно ее направил чуть правее и левее. Новые в этом плане опасны, так как таких бортиков нет. Да, они шире, но посередине все равно есть пространство, где надо идти, когда держишь коляску. И есть большая вероятность, что в какой-то момент с колеи съедешь, если ты хрупкая девушка, а коляска с ребенком весит больше 20 килограмм. Я часто просто несу коляску в руках, чтобы исключить такой вариант даже для себя.
В общем, в Нижнем Новгороде еще много чего стоить проработать для того, чтобы было комфортно людям с детскими колясками и инвалидам-колясочникам. Ну и обязательно чистить улицы зимой, а то после снегопада ни с какой коляской не проедешь. Надеюсь, в этом плане Нижний Новгород не будет брать пример с Петербурга, а будет лучше чистить улицы.
Расскажите, как у вас городе обстоят дела с пандусами, транспортом для детских колясок и не только?
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, обязательно комментируете, стараюсь отвечать всем. Вижу ваши комментарии и буду ещё больше писать, что находится вокруг да около нас.
Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там много интересного и еще больше фотографий и интересных мест.