Найти в Дзене
кНИЖный район

«ИЛИ ДЕЛО, ИЛИ СМЕРТЬ»

Одна из стен старинного шотландского замка постройки последней трети шестнадцатого века украшена гербом Барклаев и девизом: «Или дело, или смерть». Скорее всего, Михаил Богданович Барклай де Толли девиз своих предков не знал, ведь он родился, вырос и умер в Российской империи и считал себя русским, однако его жизнь оказалась неукоснительным следованием этому высокому принципу. Делом же его жизни стала военная стезя, и здесь рано осиротевшему сыну небогатого отставного поручика судьба улыбнулась, подарив истинное призвание. Михаил Богданович сделал большую карьеру, не имея ни родословной, ни денег, ни связей, лишь посредством несомненного таланта, редкого ума и уникальных личностных качеств. Мужественный воин, смерти он действительно не боялся, да и она обходила его стороной. Впрочем, на Бородинском поле, казалось, полководец даже искал её – под Барклаем де Толли было убито пять лошадей, а сам герой не получил даже царапины! Делом было и руководство военным министерством страны перед От

Одна из стен старинного шотландского замка постройки последней трети шестнадцатого века украшена гербом Барклаев и девизом: «Или дело, или смерть». Скорее всего, Михаил Богданович Барклай де Толли девиз своих предков не знал, ведь он родился, вырос и умер в Российской империи и считал себя русским, однако его жизнь оказалась неукоснительным следованием этому высокому принципу. Делом же его жизни стала военная стезя, и здесь рано осиротевшему сыну небогатого отставного поручика судьба улыбнулась, подарив истинное призвание. Михаил Богданович сделал большую карьеру, не имея ни родословной, ни денег, ни связей, лишь посредством несомненного таланта, редкого ума и уникальных личностных качеств.

Дж. Доу. Портрет Михаила Богдановича Барклая де Толли. 1829 год
Дж. Доу. Портрет Михаила Богдановича Барклая де Толли. 1829 год

Мужественный воин, смерти он действительно не боялся, да и она обходила его стороной. Впрочем, на Бородинском поле, казалось, полководец даже искал её – под Барклаем де Толли было убито пять лошадей, а сам герой не получил даже царапины! Делом было и руководство военным министерством страны перед Отечественной войной 1812 года: грамотное, прозорливое, позволившее армии в итоге победить. Да и много ещё чего уместилось в 56-летнюю земную жизнь героя: он был первым губернатором Финляндии, командовал союзными войсками в заграничных походах против Наполеона, реорганизовал русскую армию, написал большое количество учебных пособий для солдат и командиров, стал основоположником теорий «выжженной земли» и «искусного» отступления, боролся против военных поселений и добивался наделения отслуживших солдат землёй и статусом «вольных крестьян»…

Кажется, всё было легко и быстро: головокружительная карьера! Но нет: полковничьего звания ждал целых 20 лет. В итоге всё вроде сложилось – дослужился до генерала-фельдмаршала и князя, получил все мыслимые и немыслимые российские и европейские награды, встал вровень с Михаилом Илларионовичем Кутузовым перед кафедральным собором в столице империи. Помните двойной памятник на Казанской площади в Санкт-Петербурге? И опять нет. Догадались? Да, мы мало знаем это имя, оно практически забыто в отличие от того же Кутузова, например. Да и современники не очень жаловали полководца. Бывали моменты, когда солдаты отказывались приветствовать своего командира. Подчинялись приказам, но приветствовать – отказывались. И это отсутствие любви и тепла к истинному герою Отечества чувствуется даже через два столетия, тянется шлейфом за великим стратегом.

Почему так получилось? Разобраться поможет работа Вольдемара Николаевича Балязина «Фельдмаршал Барклай», вышедшая в 1992 году в московском издательстве «Просвещение».

Фото: Шпаковская О. Ю.
Фото: Шпаковская О. Ю.

Автор – кандидат исторических наук, писатель, педагог средней и высшей школы. Книга написана очень живо и интересно – у автора, несомненно, был талант популяризатора. А ещё писателю удалось главное: заразить читателя своей увлечённостью героем повествования, передать безусловное приятие личности полководца. Через страницы ощущаешь жар сердца Вольдемара Николаевича – с такой любовью, теплом и болью ведёт он свой рассказ! Скажете, субъективно? Да, пожалуй, но в этом случае именно такая подача, на мой взгляд, как нельзя более уместна.

Хотелось бы отметить: в книге, выпущенной более двадцати лет назад, фамилия полного Георгиевского кавалера пишется в устаревшей традиции с дефисами. Время идёт, и языковые нормы не стоят на месте. В остальном издание ничуть не устарело: ни по мыслям, заложенным в тексте, ни по форме. Стройное здание композиции покоится на классических традициях: пролог, четыре главы основного биографического корпуса и эпилог. В эпилоге, кстати, автор рассказывает и небольшую личную историю, примыкающую к теме. Сейчас такой приём очень популярен и актуален, не правда ли?

Для написания книги Вольдемар Николаевич собрал большой архивный материал, сделав достоянием общественности многие ранее неизвестные факты биографии Барклая де Толли. Но это ещё не всё: автор посетил места, связанные с жизнью своего героя. В Прибалтике, где родился и жил в зрелые годы полководец, тогда мало что напоминало о нём, разве что мавзолей, поставленный вдовой Еленой Августой. «Великой гробницей Эстонии» назвали его современники. В усыпальнице размещён собственный герб Барклая и его девиз: «Верность и терпение».

Рассказал автор и о памятниках полководцу в Штилитцене, в Тарту, в Санкт-Петербурге. И о рижском монументе 1913 года, утраченном в 1915-м. Случилось так, что ровно через 10 лет после выхода книги, в 2002 году, в Риге предпринимателем Евгением Гомбергом была установлена точная копия памятника. Монумент простоял 22 года. 31 октября 2024-го статуя и постамент были демонтированы. Автор книги об этом не узнал: он ушёл из жизни в 2005-м. К слову, дед, дядя и двоюродный брат великого полководца, каждый в своё время, были бургомистрами Риги.

Что Барклаю де Толли ставили в вину современники? Конечно, отступление армии при вторжении Наполеона. Время показало, что это было единственно верным решением: именно сохранение армии и втягивание противника в глубь страны решили исход войны. Однако Барклая называли изменником. На посту главнокомандующего (неофициального, кстати) был заменён Кутузовым, и антитеза, к сожалению, сохранилась надолго. Никогда не терявший хладнокровия Михаил Богданович выдержал и это и вернулся в армию после опалы, чтобы провести победные военные походы 1813, 1814 и 1815 годов. Спаситель Отечества и спаситель Европы умер своей смертью по дороге на лечение, на территории нынешней Калининградской области.

Блестящий военный теоретик и практик, покрывший себя неувядаемой славой… Низкий поклон и вечная память. С. Глинка писал о М. Б. Барклае де Толли: «Никто не может оспорить ни одной ветки из его бессмертных лавров». Отзыв этот знал и Александр Сергеевич Пушкин. Поэт создал чудесное стихотворение «Полководец», где выразил свои мысли о герое, полемизируя с недоброжелателями. Об этом замечательном поэтическом приношении и о прекрасном изображении фельдмаршала из эрмитажной портретной галереи героев и военачальников русской армии, разгромивших двунадесять языков Буонапарте и в марте 1814 года штурмом взявших Париж, В. Н. Балязин пишет в прологе, вводя нас в мир легендарной эпохи больших свершений и больших героев – настоящих патриотов.

Книга будет интересна старшеклассникам, студентам вузов и колледжей и просто любителям истории разных возрастов и подготовки. И пусть вас не смущает пометка «Книга для учащихся» – никогда не рано и никогда не поздно открыть для себя новое имя в российском пантеоне героев. Познакомиться с удивительной биографией и поражающей воображение полководческой деятельностью Михаила Богдановича Барклая де Толли – полного Георгиевского кавалера – приглашаем в библиотеку им. В. М. Шукшина по адресу: ул. Бринского, д. 5/1.

Текст: Шпаковская О. Ю.