Здравствуйте, уважаемые читатели. Давненько не публиковал статьи рубрики «Мир Игры Престолов» и, сегодня, предлагаю вам отправится на знойный юг континента Вестерос, в Дорн, где правит аристократический Дом Мартеллов. Именно этому Дому будет посвящен данный материал. Поехали.
Начну свой обзор с далекого прошлого Вестероса. Ну, или, чтобы быть более правильным, с точки зрения фэнтезийной терминологии, прошлого легендариума фэнтезийного цикла Мир льда и пламени Джорджа Мартина. Легендариумом принято именовать «историю» того или иного вымышленного мира, а официальное название серии Мартина – Песнь льда и огня (ПЛИО). Итак, история Дома Мартеллов начинается за несколько тысяч лет до Завоевания Эйгона Таргариена (З.Э.). Причем, точную, или хотя-бы более-менее приблизительную, дату не может теперь назвать ни один хронист, мейстер и прочие ученые мужи. От того времени остались только седые легенды и придания.
В век, когда яростные андалы совершали свои походы в Вестерос, захватывали земли Первых людей и основывали там свои королевства, андальский искатель приключений Морган Мартелл высадился на юге, на восточном побережье Дорна, а если быть уж совсем точным, то на южной оконечности полуострова Перебитая рука. Морган и его дружинники выгнали прежних местных владетелей из Первых людей и заложили замок Ковчег Песков, что через много тысячелетий станет главным замком всей южной земли. В сети нашел информацию, что Мартин проводил аналогии между нашествием андалов и реальным историческим натиском англосаксонских племен в кельтскую Британию. Можно вспомнить также более поздние походы викингов в ту же Британию, или миграцию славянских племен эпохи Великого переселения народов. Так, или иначе (хотя, конечно, автору ближе западноевропейская история), Мартин органично трансформировал исторические события в легендариуме Вестероса и Эссоса.
Но вернемся к Дорну и Мартеллам. Морган Мартелл основал Дом, на многие века владычествовавший над окрестными землями. Но, надо понимать, что даже на полуострове Перебитая рука Мартеллы не были главнейшими аристократами, что уж говорить о всем Дорне. Вестерос (и Дорн в том числе) напоминал раннюю англо-саксонскую Британию, с десятками и сотнями мельчайших королевств. Многие века Мартеллы были вассалами тех или иных королей в своей части Дорна. Оставаясь в числе знатнейших и первейших домов восточного Дорна, Мартеллы всегда на шаг опережались конкурентами: к примеру, Домом Аллирионов, ведущих свой род от аристократов Первых людей, или Домом Айронвудов, имеющих андальское происхождение.
Для Мартеллов все изменилось за семь веков до З.Э. Из-за моря прибыли новые пришельцы. Речь идет о народе ройнаров, что вела за собой принцесса Нимерия. Эти люди издревле жили в Эссосе, в долине великой реки Ройн. Их города славились своим богатством и многолюдностью, а сами ройнары были, наверное, одним из самых культурных и цивилизованных народов Эссоса и Вестероса. Ройнарская культура была сокрушена безжалостными валирийцами. Принцы ройнарских городов враждовали с валирийскими колониями, которым на помощь пришла метрополия. Против железных валирийских легионов и драконов не было спасения. Принцесса города Ни Сар возглавила исход ройнаров. По легенде, десять тысяч ройнарских кораблей высадились в восточном Дорне, в устье реки Зеленокровная, что находилась к юго-западу от Ковчега Песков – родового замка Мартеллов. Тогдашний глава Дома Морс Мартелл предпочел договориться с принцессой ройнаров, а не враждовать с заморскими пришельцами. Нимерия вышла замуж за Морса Мартелла и приказала сжечь корабли в знак того, что больше ройнары не будут искать новых земель и обоснуются в Дорне.
Усиленная закаленными в долгих скитаниях ройнарскими воинами, дружина Морса Мартелла стала одной из сильнейших в Дорне. Ну а умножившееся население, к тому же обладающее многими ремёслами и навыками, принесенными из богатой страны реки Ройн, позволяло содержать эту дружину. Еще при жизни лорда Морса и принцессы Нимерии, состоялось объединение всего Дорна под властью Дома Мартеллов. Какие-то Дома сопротивлялись, а кто-то и добровольно присягнул лордам Солнечного копья (замка, выросшего на месте Ковчега Песков). Более всего, оказал сопротивление Нимерии и Морсу Мартеллу король Йорик Айронвуд, которому была подвластна добрая половина всего Дорна. В одной из битв, король Йорик лично сразил лорда Морса. Однако, в конечном итоге, ему пришлось присягнуть принцессе Нимерии. Так, верховными правителями всего Дорна стали Мартеллы. Потомки Нимерии и Морса Мартелла по ройнарскому обычаю именовались принцами.
Могу ошибаться, но в Морсе Мартелле и Нимерии из ПЛИО просматриваются черты знаменитой королевской четы Пиренеев: Изабеллы Кастильской и Феррандо (Фердинанда) Арагонского, что своим браком положили начало объединённому Испанскому королевству. Ну а в дорнийцах, в чьих жилах текла кровь ройнаров, андалов и Первых людей, можно угадать жителей европейских средиземноморских стран.
Феодалы Дорна, объединившиеся под эгидой потомков Морса Мартелла и Нимерии, не были исключением Вестероса. Во всех других землях континента тоже возникали подобные, более крупные феодальные объединения. Опять же, можно провести аналогию с ранним британским средневековьем, где мелкие королевства соединились в десяток крупных: Мерсию, Кент, Уэссекс и др. Все эти королевства были объединены затем династией Уэссекса. Насколько помню, первым государем, принявшим титул короля Англии, был Альфред. Правда, потом последовали нашествия скандинавов, отбивавшиеся с той или иной степенью успешности. Далее пришли норманны Вильгельма Завоевателя. Что-то подобное есть и в ПЛИО. Аналогом скандинавов можно считать железнорожденных островитян, временами владевших доброй частью Вестероса. Так, перед самой высадкой Таргариенов, островная династия Хоаров подчиняла своей воле Речные земли, Железные острова, отдельные земли Простора и Севера. Ну а потом появился Эйгон Таргариен - этакий "норманнский герцог", родом из Валирии.
Прошу прощения за отступления, вернемся к Дорну. Эйгон покорил почти все земли Вестероса, используя пламя своих драконов и противоречия местных феодалов. Но вот с Мартеллами у него не вышло. В оставшееся единственным неподвластным Таргариенам владение пожаловала на драконе сестра Эйгона – Висенья. На предложение добровольно-принудительного вхождения в единое королевство, принцесса Мерия Мартелл ответила отказом. Началась первая кампания Семи королевств в Дорне. Но Мартеллы не сдались. Не вступая в открытую драку с драконами и вассалами Эйгона, они упорно партизанили. После первой кампании, дорнийцы восстали и свергли наместников Королевской гавани. Потребовался второй поход. В конечном итоге, король Эйгон был вынужден отступиться от юга. Наследовавший принцессе Мерии, Нимор Мартелл остался независим от Королевской гавани.
В течение следующего столетия, Дорн и Семь королевств конфликтовали несколько раз. Но все это не выходило за рамки обычных феодальных разборок. Так, в 61 г. З. Э. дорнийцы участвовали в восстании против Королевской гавани некоего Короля-Стервятника, тревожившего набегами Дорнийские марки - пограничные владения Штормовых земель, управлявшихся Домом Баратеонов. А в 83-ем году от Завоевания Эйгона, принц Морион Мартелл предпринял неудачный поход на Штормовые земли. Эскадра Мориона была встречена драконами. В 160 г. З.Э. король Дейрон Таргариен предпринимает крупный поход в Дорн, чтобы подчинить непокорных Мартеллов. Но, Таргариенам вновь не удалось задуманное.
Через двадцать лет после этого похода, принц Марон Мартелл женился на дочери короля Эйгона IV Таргариена Дейенерис (не той, что в книгах ПЛИО). Тем самым, Мартеллы наконец-то присягнули Таргариенам. Правда, они выторговали себе немалые привилегии, как то: чеканить собственную монету, издавать указы, сохранять особый титул принцев и т.п. С этого момента Мартеллы стали ярыми сторонниками королевской династии. Так, после начала восстания Баратеона, принц Доран Мартелл поддержал династию. Этот осторожный и дальновидный принц Дорна, некоторыми считался слабым правителем. Но, это было не так. Он не стал биться с Ланнистерами и Баратеонами, а втайне вынашивал планы восстановления династии Таргариенов на Железном троне, путем женитьбы Визериса Таргариена на его дочери Арианне. После того, как кхал Дрого расправился с Визерисом, принц Дорна подумывал еще об одном браке: Дейенерис Таргариен (той самой) и его сына Квентина.
У меня на сегодня все. Обзор получился с вставками из реальной истории. Показалось, что так будет интересней, чем дословное изложение борьбы Таргариенов и Мартеллов. Спасибо за внимание.
Для справки: в тг - канале ИФ публикуются ссылки на все новые статьи и посты Интересной фантастики https://t.me/infantastika