Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как правосудие добралось до карателей через 42 года после войны? Правда, которую очень хотели спрятать

Все годы после окончания Великой Отечественной войны органы Госбезопасности разных уровней не прекращали своей работы по поиску бывших пособников нацистов. В мае 1987 года в Витебске состоялся один из последних крупных судебных процессов.

Каратели из 13-го батальона СД
Каратели из 13-го батальона СД

Долго и внимательно собиралась доказательная база, работали сотни следователей и наконец справедливость пришла к двум карателям времён войны – Борщевскому Виктору Даниловичу 1923 года рождения и Франтишеку Якубовичу Котовичу 1925 года рождения. У первого было 6 классов образования, у второго – 3. Оба родом из Белорусской ССР.

Оба проживали на оккупированной территории и в сентябре 1943 года добровольно вступили в 13-й батальон СД (5-ю роту), специально сформированный немцами для проведения карательных операций против мирных жителей и партизан.

Материалы для суда были собраны во многом благодаря бывшим «сослуживцам» Борщевского и Котовича, которые в данном процессе проходили свидетелями. Поскольку к этому времени каждый из них уже привлекался судом к ответу, но только не за сожжение деревень или участие в массовых расстрелах. Поэтому, отсидев в основном по 5-10 лет, они получали свободу по амнистии и затаивались.

Привычные действия оккупантов и карателей
Привычные действия оккупантов и карателей

А другие наоборот – утверждали себя в трудовых коллективах передовиками и даже орденоносцами. Построили дома, растили детей, выходили на пенсию. И никому не хотелось вспоминать те времена, когда легко расправлялись со своими же односельчанами или даже друзьями. Когда стреляли даже в стариков и детей. Но прошлое всё-таки догоняло их – тех, кто не успел сбежать за границу или «уйти в мир иной».

Каждый из них чётко свидетельствовал на процессе на Борщевского и Котовича, всячески пытаясь обойти «личный вклад» в дело нацизма. Главные эпизоды, которые им вменялись – расправы над узниками Минского гетто, затем ликвидация тех, кто вытаскивал тела из «душегубок». Они же активно участвовали в сжигании не менее пяти белорусских деревень, причём со всеми жителями, в подавлении восставших поляков в Варшаве и сокрытие в дальнейшем этих фактов своей биографии.

На суде выступали также несколько чудом выживших, которые рассказывали о том, как действовали каратели. У каждого из потерпевших не осталось никого. А ведь были семьи по 5 и более детей, не считая родителей.

Выступление пострадавшей на подобном процессе
Выступление пострадавшей на подобном процессе

О важности открытого процесса говорило то, что обвинение поддерживал прокурор республики Георгий Тарнавский. А председательствовал представитель от Верховного суда Леонид Дашук. Проведение этого суда показательно через много лет после войны говорило о том, что военные преступления не могут быть забыты, сколько бы ни прошло лет.

Подробности преступлений потрясали присутствующих на суде. Но не менее удивляли и ответы подсудимых – потрясающие отсутствием эмоций, спокойной жестокостью и, наверное, тупостью. Имея оружие, они говорили, что не могли уйти к партизанам без оружия. Самые страшные моменты «не помнили». Заявляли, что скорее всего в сарай люди заходили добровольно. А они не поджигали, потому что «не было спичек, некурящие были». С детьми, кажется, расправлялись. Только вот Борщевский не помнит, поскольку «головы у него тогда не было». Партизан, да, к дереву привязывал. И дрова под него подкладывал.

Виновность подсудимых в карательных операциях против гражданских людей и партизан была доказана полностью. Коллегия Верховного суда БССР изучив материалы, представленные следователями и прокурором Тарнавским, приговорила карателей Котовича и Борщевского к высшей мере наказания, с конфискацией имущества. Приговор обжалованию не подлежал.

Дашук Леонид Андреевич
Дашук Леонид Андреевич

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Расследование КГБ, предваряющее судебный процесс, всколыхнуло десятки притихших карателей, так и не ответивших за свои преступления против гражданского населения самого разного возраста. После процесса многие дела были выделены в отдельное производство. По прошествии некоторого времени ряд журналистов, присутствовавших на процессе в Витебске, обращались в КГБ и просто правоохранительные органы с вопросом, как идёт расследование?

К сожалению, приходили новые времена. Следователи сетовали, что собрать убедительные доказательства для доведения дел до суда становиться почти невозможным. Ведь действовало большинство карателей в республиках, в конце 80-х годов, фактически превращавшихся в новые государства. Советский Союз просто не успел воздать по заслугам всем предателям Родины и народа.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.