Жизнь Вали с детства была несладкой. Отец ушел из семьи сразу после ее рождения. А мать к ней была абсолютно равнодушна. А уж когда во второй раз вышла замуж, то жизнь дочери ее совершенно перестала интересовать.
Валя старалась быть хорошей и послушной девочкой, и надеялась таким образом вызвать любовь матери. Она хорошо училась, убиралась по дому, выносила мусор. Никогда ничего не просила. Была тихонькой как мышка. Однако, мать принимала все это как должное, и не проявляла к дочери никакого интереса. Новый муж матери тоже никаких теплых чувств к девочке не испытывал.
По мере взросления Валя перестала ждать материнского внимания и любви. На смену детской привязанности к матери пришли глубокие обиды.
Между собой мать с отчимом не ладили, дома часто случались скандалы, крики на весь дом, взаимные оскорбления. От этого с каждым годом жизнь Вали становилась все невыносимее.
Окончив девять классов, Валя поступила в училище, и выучилась на повара. А после устроилась работать в заводскую столовую.
Теперь девушка мечтала поскорее скопить денег, чтобы снять себе комнату, и съехать от матери и ее мужа.
На работу она бежала, как на праздник. Там ей было спокойнее, чем дома, даже несмотря на то, что порой девушка за целый день не успевала даже присесть.
А еще ей очень понравился диспетчер по имени Геннадий. В свои смены он приходил в столовую на обед. Сначала они с девушкой долго обменивались взглядами, а потом однажды он с ней заговорил. Дальше – больше – они начали встречаться. Встречи их были короткими. В свои выходные он уезжал домой – в деревню.
Каждой их встречи Валя ждала с нетерпением. Теперь она стала мечтать о том, что выйдет за Геннадия замуж, переедет жить в его дом, нарожает много детишек.
Девушка думала, что деревенская жизнь ничуть не хуже, чем городская. Да, и вообще она верила, что с любимым человеком ей будет хорошо везде. Уж у нее – то, у Вали, обязательно будет крепкая и дружная семья. Совсем не такая в какой она выросла.
Незаметно пролетели полгода ее отношений с Геннадием. Однако, в них ничего не менялось. Они по - прежнему ходили то в кино, то в кафе, либо на квартиру к Гениному приятелю. Тот знал про их отношения, и разрешал им встречаться у себя дома.
Однажды, придя домой после работы, Валя услышала, как сильно ругаются мама и отчим. Сначала они кричали на весь дом. А потом мужчина замахнулся на мать и влепил ей звонкую пощечину. Такое девушка видела впервые.
- Не смей! Не смей бить маму! – закричала она и бросилась на отчима.
Но тот изо всех сил оттолкнул ее. Девушка отлетела в сторону, и больно ударилась ногой об угол стола.
Валя тут же побледнела от боли.
- Что, влезла куда тебя не просят! Поделом тебе! – злобно проговорила мать.
В этот момент в Вале что – то окончательно надломилось. На утро она собрала свои вещи, на работе написала заявление на отпуск за свой счет. У коллег она узнала точный адрес Геннадия, и отправилась к нему в деревню. Конечно, девушка понимала, что не должна просить мужчину жениться на ней. Но она так устала от жизни с матерью и отчимом, что больше ждать, когда Гена сделает ей предложение не могла.
Она села в электричку и поехала, думая о том, что скажет Гене. А еще о том, что теперь видимо придется ей тоже переводиться в диспетчера и работать посменно. Так, чтобы смены с Гениными совпадали. Вместе и на работу, и домой будут ездить. А уже когда пойдут детишки, тогда она и дома осесть сможет.
Выйдя на станции, девушка пошла по тропинке, ведущей в деревню. Она любовалась осенней природой. Ведь сама она никогда из своего города никуда за всю жизнь ни разу не выезжала.
Дойдя до деревни, Валя стала искать дом Геннадия.
- А вдруг он живет с родителями! – неожиданно спохватилась девушка, - Что они тогда обо мне подумают?! И почему же я ни разу не спросила о его семье!
Теперь она уже ругала себя за столь спонтанное решение сюда приехать.
- Надо было дождаться Гениной смены, и сначала обо всем с ним переговорить! - взволнованно думала Валя.
Но уже наступал вечер, назад в город возвращаться было поздно. Поэтому девушка решила, что уже теперь другого пути у нее нет. Ну, а родителям любимого, если они кончено с ним живут, она расскажет все, как есть. Валя верила, что они поймут ее и примут.
Наконец, девушка нашла нужный дом. В доме горел свет. Завидя Валю, огромный косматый пес, привязанный к будке залился громким лаем.
Тут дверь дома распахнулась и на улицу, держа новорожденного ребенка, выглянула крепкая, рослая женщина. Двое детей постарше остались стоять за ее спиной на пороге.
- Тебе кого? – спросила она.
- Геннадия, - ответила Валя.
- А зачем он тебе?
- Я – Валя. А вы сестра его, наверное… – дрожащим голосом проговорила Валя, хотя ее уже пронзила страшная догадка.
- Жена я его! Ясно тебе? А ты, чеши давай отсюда, бессовестная! Ишь наглости хватило сюда припереться! Генка любит бабам головы морочить. Ни ты первая, ни ты последняя. А жена у него одна! Это - я. И детей у нас с ним трое! Ну, что застыла, как вкопанная? Проваливай давай, пока собаку не спустила!
Судя по тону женщины, было ясно, что она не шутит.
Валя отошла от ее дома. И зашагала прочь. Вдруг кто – то грубо схватил ее за руку, и резко развернул к себе. Это был разъяренный Геннадий.
- Это что же ты, дрянь, сюда приехать посмела!!! – заорал он.
- Ты не говорил мне, что женат….
- А ты и не спрашивала. Зачем сюда притащилась?
- Мне жить негде!
- Хочешь, чтобы и мне негде стало! Вали давай отсюда! – рявкнул он, и помахал перед лицом девушки кулаком.
Испуганная Валя помчалась прочь. Она бежала, не разбирая дороги. Покинув деревню, она побежала в поле.
Уже темнело все сильнее с каждой минутой и начинал накрапывать дождь, а Валя все бежала вперед.
Ей даже казалось, что все это происходит не с ней. Словно это какой – то жуткий страшный сон. А проснувшись, она снова отправится к себе в столовую. А после работы они встретятся с Геной. Им будет хорошо и радостно вдвоем.
Валя и сама не поняла, как она очутилась в другой деревне. Уже лил сильный дождь, и девушка успела промокнуть.
- Нужно постучаться к кому – нибудь и узнать, в какой стороне станция. Переночую на вокзале, а утром поеду домой, - думала она.
Во всех дворах оглушительно лаяли собаки, не пуская девушку ни к кому во двор. Она шла и шла по деревенской улице. И уже почти отчаялась, что сможет поговорить хоть с кем – нибудь из людей.
Впереди остался лишь один очень старый покосившийся домик.
- В таком точно никто не живет, - подумала Валя. Но лишь успела об этом подумать, как дверь дома со скрипом отворилась, и оттуда выглянула совсем старенькая бабушка.
- Дочка, ты чего ищешь? – спросила она.
- Заблудилась я. На вокзал мне надо. А в какую сторону идти – сообразить не могу.
- Так ночь – полночь уже. На вокзал идти поздно!
- У меня нет другого выхода, - вздохнула девушка.
- Зайди – ка ко мне, - позвала старушка.
Уставшая, замёрзшая и промокшая Валя прошла в дом. Обстановка тут была бедная. В доме пахло сыростью. Но все было лучше, чем на темной улице под дождем.
Старушка провела Валю в единственную комнатку. Там она дала ей старый, дырявый плед, в который девушка с радостью завернулась. А еще напоила ее чаем с малиновым вареньем.
- Как звать – то тебя? – спросила старушка.
- Валей.
- А я - баба Шура. Что приключилось – то у тебя, расскажи.
Валя поведала старушке свою невеселую историю. Причем, она рассказала ей все – начиная от своего детства и заканчивая тем, что произошло у нее сегодня. Девушка плакала и говорила, и говорила. Почему – то, от этого ей становилось легче.
Старушка слушала не перебивая. А потом сказала: - Не жалей ни о чем. И с женатыми больше не путайся! Нехорошо это.
Валя кивнула в знак согласия.
- Больше никогда. Знала бы, что Гена женат – в жизни бы с ним не связалась.
- Вот что, Валечка, - продолжала баба Шура, - Есть у меня в городе внучатый племянник – Ленька. Один он живет. И комната у него свободная есть. Ты завтра поезжай к нему, и попросись пожить. Скажи, что баба Шура тебя туда пустить просила. Хороший он человек, добрый. Не выгонит. Ну, а дальше, Бог даст, все образуется. А сейчас спасть ложись – не зря говорят: утро вечера мудренее.
Уснула Валя под шум дождя. А утром, как и сказала старушка, отправилась в город. Поехала она к Леньке, ее внучатому племяннику. Девушка и сама не могла объяснить, как решилась на это. Ведь и старушку она видела первый раз в жизни, и что у нее за племянник не знала. Но, что – то словно вело ее туда.
Леонид жил в уютной пятиэтажке, с окнами во двор. Поднявшись на нужный этаж, девушка позвонила в дверь. Спустя пару минут дверь ей открыл очень высокий молодой человек. Увидев маленькую, худенькую Валю, он с удивлением уставился на нее.
- Вы – Леонид? – спросила Валя.
Тот кивнул.
- А я - Валя. Мне жить негде. Меня баба Шура к вам отправила. Сказала, что добрый вы, и не прогоните, - честно выпалила девушка.
Хотя ей было жутко неловко вот так прийти в дом к незнакомому человеку.
Молодой человек с удивлением смотрел на нее. Несколько минут он обдумывал услышанное, а затем сказал: - Зайди!
Девушка прошла в квартиру. Леонид провел ее на кухню.
- Рассказывай, откуда ты взялась такая. Только, чур, честно. Не люблю я, когда люди врут.
- Я тоже не люблю, - ответила девушка, и начала свой рассказ.
Леонид внимательно ее выслушал.
Когда Валя закончила говорить, он сказал: - Если совсем все так плохо, как ты говоришь, то можешь пока временно пожить у меня. А дальше - видно будет.
Так Валя и осталась у Леонида.
Работать она перешла в другое место, поскольку даже мельком не желала встречаться с Геннадием. Жизнь ее начала потихоньку налаживаться. Сначала с Леней они жили как соседи. Виделись только на кухне, когда готовили себе еду, перебрасываясь лишь несколькими словами. Но постепенно разговоры их становились все длиннее и задушевнее. Выяснилось, что у Лени рано умерли родители, и он был также одинок, как и Валя, у которой не сложились отношения с матерью и отчимом. Помогала ему раньше только бабушка Шура, у которой он в детстве жил в деревне.
Незаметно Валя с Леней стали друзьями. А потом дружба переросла в любовь. Крепкую, осознанную.
Однажды Леня сделал Вале предложение, и девушка с радостью приняла его.
- Надо будет бабушку Шуру на свадьбу пригласить! – сказала Валя, - Это же благодаря ей мы встретились.
Тут Леонид на минутку задумался, а затем все – таки сказал: - Дело в том, что бабушка Шура умерла десять лет назад.
- Как? – изумилась девушка, - Быть того не может! Я же прошлой осенью у нее в доме была и с ней лично разговаривала.
- Не знаю, Валь, как такое вообще возможно! Когда ты впервые пришла сюда и про бабу Шуру рассказала, то я сперва тебе не поверил. Хотя ты очень точно описала и ее саму, и дом ее тоже. У меня нет никакого объяснения всему этому….
- У меня тоже! Но я совершенно точно говорила с ней, и это она привела меня к тебе!
На выходных они поехали в деревню, где раньше жила баба Шура. Там по – прежнему стоял ее старенький покосившийся домик. На двери его висел замок.
Затем молодые люди отправились на кладбище, которое находилось неподалеку от деревни. Придя на могилу к бабе Шуре, Валя взглянула на фотографию на надгробии. С нее на девушку смотрела та сама старушка, которая впустила ее дождливым осенним вечером в свой дом, и как –то очень тепло, по-доброму улыбалась.