Найти в Дзене

Снова о пиктах — всё, что есть о них в античных источниках, и на сей раз о пиктах Ирландии и их чудесных метаморфозах

Племена Ирландии. Пикты - племя Дал нАриде. На карте переделано на английский лад: Dal-Araidhe.
Племена Ирландии. Пикты - племя Дал нАриде. На карте переделано на английский лад: Dal-Araidhe.

Пикты — один из самых загадочных народов Британских островов (хуже дело обстоит только с каледонцами, о языке, быте и обычаях которых, по сути, неизвестно совсем ничего).

На канале есть о пиктах статья https://dzen.ru/a/ZwFQJaVaaQBymXFM, и в ней — неточность: пикты как племя не упоминается в римских рукописях до III века новой эры. Агрикола воевал с каледонцами, а о пиктах не знал совсем ничего, тем более — об их языке. Его противниками были каледонцы. Прошу за этих «пиктов» в тексте прощения у читателей — всегда нужно заглядывать в оригинал и не надеться на переводчиков, потому как лукавы. Если пробежаться по «романобританским» статьям в Википедии, там эти пикты татуированные бегают чуть не со времён Цезаря, мы все под гипнозом.

Если анализировать все римские источники, где пикты упомянуты, бросается в глаза то, что пикты идут «прицепом» за скоттами — и так вплоть до V века, то есть, до конца традиции.

Судите сами:

  • Панегирик Констанцию Хлору:

«Ad hoc natio etiam tunc rudis et solis [Britanni] Pictis modo et Hibernis assueta hostibus, adhuc seminudis, facile Romanis armis signisque cessit, prope et hoc uno Caesar gloriari in illa expeditione debuerit quod nauigasset Oceanum. «

Перевод: «[британцы] были в то время примитивной нацией, привыкшей только к полуголым пиктам и гибернам как к врагам; и поэтому они легко поддались римскому оружию и знаменам, и единственное, чем Цезарь должен был хвалиться в этом походе, — то, что он переплыл океан.» Упоминание пиктов в комплекте с ирландцами есть, описания — нет.

  • Панегирик Константину:

«Neque enim ille tot tantisque rebus gestis non dico Caledonum, Pictorum aliorumque silvas et paludes, sed nec Hiberniam proximam nec Thylen ultimam nec ipsas si quae sunt Fortunatorum insulas dignabatur acquirere.... «

«Я также не говорю, что он, уже имея так много великих достижений, считал целесообразным покорить леса и болота Каледонии; или те, что у других, пиктов; или прилегающие части Ирландии; или Ультима Туле; или, если уж на то пошло, если они существуют, Острова Блаженных.»

Из текста, если переводить не через подстрочник, следует, что каледонцы и пикты живут в болотах и лесах, но при этом — не одних и тех же.

  • В Веронском списке (положение дел на 315 год) скотты, пикты и каледонцы упомянуты как отдельные сущности, в числе ещё 40 народов, появившихся во времена императоров. Как так, не совсем понятно: даже мыши из грязного белья не образуются, это продукт эволюции. И этносы тоже порождение исторических и социальных процессов, а не чьих-то пожеланий или злой воли.
Аммиан Марцелин в интерпретации искусственного интеллекта. Самопишущее перо особенно удалось, и застеклённые окна. О книгах в переплётах деликатно промолчим. Но настроение передано верно.
Аммиан Марцелин в интерпретации искусственного интеллекта. Самопишущее перо особенно удалось, и застеклённые окна. О книгах в переплётах деликатно промолчим. Но настроение передано верно.

  • Греческий историк Аммиан Марцелин о событиях 367 года:

«Hoc tempore velut per universum orbem Romanum, bellicum canentibus bucinis, excitae gentes saevissimae, limites sibi proximos persultabant. Gallias Raetiasque simul Alamanni populabantur; Sarmatae Pannonias et Quadi; Picti Saxonesque et Scotti, et Attacotti Britannos aerumnis vexavere continuis; Austoriani Mauricaeque aliae gentes, Africam solito acrius incursabant; Thracias et Pannonias diripiebant praedatorii globi Gothorum.»

«В это время, как будто по всему римскому миру, под звуки военных труб пробудились самые свирепые народы и захватили границы соседей. Галлы и раэты были одновременно разорены алеманнами; Паннония — сарматами и квадами; пикты, саксы, cкотты и аттакотты продолжали беспокоить британцев грабежами; аусторианцы и другие народы мавров атаковали Африку с большей энергией, чем обычно; Фракия и Паннония были разорены бандитскими ордами готов.»

Далее по поводу 368 года:

«Illud tamen sufficiet dici, quod eo tempore Picti in duas gentes divisi, Dicalydonas et Verturiones, itidemque Attacotti, bellicosa hominum natio, et Scotti, per diversa vagantes, multa populabantur. Gallicanos vero tractus Franci et Saxones, eisdem confines, quo quisque erumpere potuit, terra vel mari, praedis acerbis incendiisque, et captivorum funeribus omnium violabant.»

«Достаточно сказать, однако, что в то время пикты делились на два народа, дикалидонов и вертурианов, а также аттакотты, воинственный народ, и скотты, кочевавшие разными путями, были очень многочисленны. Что касается галликанов, любой мог прорвать их границы по суше или по морю, и франки и саксы нарушали их [границы], жестоко сжигая их поместья и хороня всех своих пленников.»

Дикалидоны — каледонцы, а вертурианы — северные их соседи; изобретённые римлянами пикты впервые подменяют в латинском тексте коренное население Шотландии. Немудрено: каледонцы и пикты прежде считались разными народами, только сейчас пикты на первых ролях. О скоттах и аттакоттах известно, что они — ирландцы.

  • Клавдий Клавдиан, поэт при дворе императора Рима, 400 год новой эры, «De Consulatu Stilichonis» :«Затем заговорила Британия, облачённая в шкуру какого-то каледонского зверя, с татуировками на щеках и в лазурном плаще, соперничающем с волнами океана, который плещется у её ног: «Скотты настроили против меня всю Ирландию, и море пенилось под ударами враждебных весел. Благодаря его [Рима] заботе мне не нужно было бояться оружия скоттов, трепетать перед пиктами или следить вдоль всего моего побережья за саксами, которые придут, откуда ни дул бы ветер.»

Далее в римских текстах пикты со скоттами, да и каледонцы, не упоминаются — своих проблем у римлян хватало. Это все упоминания пиктов до V века, ничего иного нет. Во всех цитатах, кои можно посчитать на пальцах одной руки, привлекает внимание то, что взяты они не из официальных источников: три — произведения политически ангажированных литераторов, из Рима не выезжавших и не слишком осведомлённых, две — из труда вполне почтенного историка, также излагавшего с чужих слов. Никаких описаний народа в помине нет, и полагающие иное добросовестно заблуждаются.

Единственное, что приходит в голову, если сложить А и В — не похоже, чтобы пикты были коренными жителями севера Британии. Уж слишком явно они приаттачены к скоттам и появляются в повествованиях одновременно, будто двое из ларца, и в то же время противопоставлены аборигенам - каледонцам.

Вывод не мой, и он тенденциозен. Его озвучил Мартин Куннахан на XIV Международном конгрессе кельтских исследований в Дублине в 2011 году. Мартин Куннахан в узких кругах известен тем, что он, как терьер, копает глубоко, и, если уж вцепится, то не выпустит. Но человек он увлекающийся и готов с пеной у рта доказывать кому угодно, что Ирландия родина слонов- локомотив всей истории Британских островов. Это мнение далеко заводит на крайне зыбкую почву. Любители поискать предков ариев славян среди питекантропов однажды создали секту копателей Чёрного моря.

Согласимся с тем, что каледонцы не связаны с конкретными археологическими культурами, а пикты не прослеживаются на территории Шотландии до V века. Во всяком случае, списки пиктских королей относятся именно к этому времени. Но не с другой планеты ведь они прилетели? Давайте посмотрим на проблему глазами ирландцев.

Вообще к национальному вопросу есть несколько подходов: римский — от гражданства (национальность у человека от государства, которому он налоги платит и в чьей юрисдикции находится: какую назначат сверху, такая и есть), наш — от общих целей и судьбы (русский мир), этнический — от традиции, которой держится общность людей, клановый — о нём на канале уже было достаточно много. Племя у римлян подразумевает совершенно не то, что включали в это понятие кельты. Аттакотты, пикты, скотты, то есть исторические римские племена в действительности — консорции, группы разноплемённых выходцев с одного острова. Аттакотты — дейша из Мунстера, скотты — северяне. Не исключено, что ирландские пикты также начинались как консорция, только из каледонцев, живших на побережье.

Ирландцы, а позже и шотландские гэлы сначала называли пиктов кридани, затем произношение изменилось, и теперь слово это читается как крухин, но имеет то же происхождение, что и староваллийское *pridani то есть британцы, тем самым подтверждая их иноземное, для Ирландии, происхождение. Это такой же этноним, как и пикты, кельты, папуасы и туземцы. У кридани были свои кланы и племена, они говорили на своём языке, p-кельтском, а для общения с ирландцами использовали гэльский. У них были свои обычаи, которые ирландцев не интересовали. И самоназвание у них было. А, может быть, не было? Улады — не этноним. И Коннахты не этноним. И О'Нейлы тоже не этноним. В Шотландии пикты образовали несколько королевств по легендарному разделу земель между сыновьями отца-основателя. У ирландцев было так же. Возможно, за пределами зоны влияния романской культуры так было повсюду на севере Британских островов. Тогда пикты-кридани себя воспринимали как попутчиков, а не этническую группу. Именно поэтому в Ирландии известно много географических названий, образованных от названия кридани: ДунКрун, ДрумКрун, АхаКрун, БаллиКрун. Но все они — ирландские, то есть придуманные гэлами, и нет ничего похожего на географические названия в Шотландии, которые ассоциируются с пиктами.

Лох Ней - самое большое озеро Ирландии. Между его Северным берегом и побережьем Северного пролива располагались земли ирландских пиктов.
Лох Ней - самое большое озеро Ирландии. Между его Северным берегом и побережьем Северного пролива располагались земли ирландских пиктов.

Предки пиктов изначально заняли земли вдоль Северного пролива, и их терпели, потому что ирландцы народ сухопутный, пикты же — мореходы. То есть совместное прибытие скоттов и пиктов на соседний остров — результат сотрудничества и кооперации. В V веке, когда Рим вытек из Британии, пикты достаточно обогатились и набрались опыта, чтобы расширить предприятие. В том, что к востоку от пролива пикты-кридани были не гостями, а хозяевами, сомнений особых нет. Но они осваивали и земли Ирландии на северо-востоке острова. Была попытка устроиться на юге, но там дело не выгорело.

Владения пиктов на севере Ирландии к приезду святого Патрика простирались вплоть до озера ЛохНей и всей южной части нынешнего графства Атрим. Туат по своему родоначальнику Фиаху Ариде назывался Дал нАриде — как принято в Ирландии. По сути своей, это была конфедерация из пяти племён, в состав которых суммарно входил 21 клан. Как они назывались на самом деле, трудно сказать, так как Фиаху Ариде ирландское имя. Дал нАриде успешно конкурировали с гэлами за первенство в пятине и поддерживали отношения с племенами по ту сторону пролива. До сих пор территории Дал нАриде населяют люди, имеющие генетическое сродство с жителями Шотландии.

Электоральная элита Дал нАриде во время их наибольшего могущества забиралась достаточно высоко — её члены успешно избирались королями Уладской пятины, перемежаясь в этой должности с гэлами , и прекратили эту практику только Северные О'Нейлы, переформатировавшие весь Улад и передвинувшие границы и территории племён по своему усмотрению.

Патрик в своей «Исповеди» считал ирландских пиктов уже обращёнными в веру Христову — скорее всего, это влияние родственников с соседнего острова, точнее, более тесных контактов с Британией и общением с миссионерами.

Но христианизация полной не была, вернее, как и большинство ирландцев, Дал нАриде относились к посещению церкви и исповеданию веры как к полезному времяпровождению, от которого можно отказаться, если делу не способствует.

Живой пример этому — Эа Дуб МакСибне, король Дал нАриде. Этот решительный и практичный человек умудрился устранить последнего верховного короля Ирландии, принимавшего власть по языческому ритуалу — Дармита МакКербила, опять таки через языческий ритуал тройного убийства. Но делу это не слишком поспособствовало, или ритуал был опорочен — в общем, карьера не сдвинулась. Может быть, из-за того, что верховный король приходился этому Эа Дубу алтрамом, то есть приёмным отцом. Тогда наш фигурант решил продвигаться, так сказать, на духовном поприще. И был рукоположен в священники сначала мздоимцем Финдханом, а затем епископом, который сделал это против воли. Не всякие хотелки претворяются в жизнь: святой Колум Киле всё испортил, объявив такое рукоположение фикцией, а заодно и предсказал, что, хотя Эа проживёт долго, будет он сражён копьём, сброшен с дерева, после чего утоплен, и вообще, не место в рядах клира таким злодеям — собаку всё равно потянет на её блевотину. Эа был свергнут или отрёкся, прятался в монастыре в Британии, а потом, собрав сподвижников, попытался пободаться побороться за власть. Полностью пророчество святого Колума не исполнилось: нашего фигуранта убили на лодке на озере Лох Ней. Дерева там точно не было.

Что в сухом остатке? Точно известно благодаря таким важным свидетелям как сам Колум Киле и его биограф Адомнан с острова Ионы, что ритуал тройной смерти у пиктов Ирландии несколько отличался от коннахтского, зато мог включать повешенье на дереве (с последующим падением) — есть два болотных тела со схожим контекстом. Благодаря святому Адомнану известно, что ирландские пикты знали язык британских пиктов, так как ирландских брали в качестве толмачей во время визитов духовных миссий в Британию. При этом у ирландских пиктов практиковался обычай усыновления, которого британские пикты не придерживались, в то же время передача власти у ирландских пиктов тоже происходила по сугубо ирландским обычаям.

Как можно это интерпретировать? Пикты Ирландии в VI веке ещё помнили свои корни. Язык использовался дома и был забыт намного позже. Но ни по внешнему виду, ни по обычаям, ни по системе управления ирландские пикты не отличались от основной массы населения.