Все птицы, независимо от их вида, согласно книгам бестиария, рождаются дважды: один раз в виде яйца от матери, а затем – из яйца. Птица приносит стихию воздуха, ориентирование сверху.
Филон сказал, что птицы – посланники Бога, чтобы избавить нас от материальных затруднений; они представляют высший активный разум, который нисходит в человеческую сферу, но не рождается от нее, что подразумевает, что высший разум – это животное, что идеи и интуиции – это крылатые тела с быстро бьющимися сердцами, которые могут ударить нас когтями и разорвать клювами. Ассоциации птиц с половыми органами в народе признают, что высший разум проявляется также в поющих, парящих возбуждениях сексуального желания. Птица подобна физической силе метафизического.
Из птиц орел – король, и он появляется как эмблема королей и королевств. При кремации римского императора рядом с погребальным костром выпускали орла, чтобы проводить императорскую душу на небеса. Говорят, что только орел может смотреть прямо на солнце, как Моисей в лицо Богу, и только орел не может быть убит светом. Престарелый орел обновляется, взлетая на солнце, пока его перья не станут раскаленным огнем, а затем, нырнув в воду, он снова появляется молодым.
Итак, Христос – это воскресшая яркость, а Логос, который просвещает – это орел, подобный Иоанну Евангелисту, который в изгнании на Патмосе был взят на небеса за свои апокалиптические видения. Или, как бегство из Египта, Исход был совершен на орлиных крыльях – возвышающая, возносящая сила духа над материальной ловушкой. Орел «вскоре приходит в ярость от духовного высокомерия», потому что его темперамент чрезвычайно горяч и сух. В его миссии есть воинственность, даже насилие, потому что орел всегда воюет с меньшими птицами и ползучими существами: особенно с голубем-колумбийцем, потому что «орлы не разводят голубей».
Мы можем ожидать, что сон, показывающий движение в душе орла, имеет имперскую, повелительную силу, несет большое послание, коллективную миссию. Мы можем далее ожидать стремительного роста, раздувания последствия того, что есть что-то слабое и незащищенное, что было приманкой. Это может указывать на пробуждение деятельного разума как Логоса в нашей культуре и как шаманское посвящение в архаичных культурах.
Женщине снится, что она поднимается по ступеням Ньюйоркской Публичной библиотеки, когда орел с огромной высоты пикирует на нее, и она в ужасе прикрывается. Сон оставался с ней на протяжении многих лет. Во сне она была дочерью своего отца и женой, попавшей в ловушку своей материальной защищенности в Египте, из которого она медленно начала целенаправленное отступление с помощью дальнейшего образования и профессии.
Другой женщине снится:
Я стою на нашей кухне и расчесываю волосы расческой моей дочери перед зеркалом. С каждым чесом выдергивается большое количество волос. Я понимаю, что в моих волосах есть проплешины, открытые места. Интересно, вырастут ли они снова. Я иду на вечеринку и рассказываю нескольким людям о том, что в моих волосах есть проплешины. Я спрашиваю, думают ли они, что моя шевелюра снова вырастет. Они говорят «нет». Но каждый раз, когда я подношу руку к проплешинам, я чувствую маленькие тугие белые перья – как шапочка на голове орла. Это прекрасно, и мне нравится обладать подобной тайной. На кухне, у зеркала, мать-дочь, выпадение волос – совокупность знакомых трансформационных мотивов. Кроме того, здесь шапочка с белым орлиным оперением, появляющаяся при отсутствии ее собственных натуральных волос, в лакунах, открытых местах ее головы. Появляется сила орла лицом к лицу и вместе с этим психотический потенциал: наслаждаться прелестью обладания этим личным секретом в разгар «вечеринки», несмотря на то, что говорят другие.
Сон более молодого человека:
Я стою на камбузе рыболовецкого судна, на котором работаю. Со мной за столом еще четверо членов экипажа и капитан. Я начинаю осознавать, что с каждым из них связано животное, которое они держат. Что это за животные, неясно, так как люди и животные скрыты в тени.
Кроме того, я заворожен появлением в воздухе ослепительно яркой и светящейся формы, формы белоснежного орла, чьи перья покрыты темно-синими звездами и полумесяцами.
В благоговейном страхе я думаю, что орел несет на них плащ волшебника. Орел садится на меня и расправляет крылья. Постепенно я начинаю осознавать только это царственное создание, которое продолжает извергать молнии и становиться все ярче. Я думаю, что это животное принесет удачу в рыбной ловле.
Из-за нашей предыдущей амплификации орла мы не должны удивляться словам во сне: ослепительно яркий, белый, синий, светящийся, царственный, молния, благоговение или повторением слов Логоса, таких как я думаю, формируют, отражают, осознаю.
Обратите внимание на контраст между постепенным преобладанием образа орла и исчезновением других людей и их животных-компаньонов. Обратите также внимание, как мотив яркого/темного (скрытого, теневого) поглощается образом орла, который включает середину ночи в своей волшебной форме. По мере того как царственное ослепление становится все ярче, «я больше ничего не осознаю». Это завораживающий эффект орла, расправляющего над ним свои крылья. Как говорит Юнг, архетип духа –это одновременно мудрость и волшебник, благодетель и колдун отождествление с его видением, проявляется в этом сне пожилого мужчины:
Я нахожусь в пейзаже, окаймленном горами. Птицы в небе. Два орла. Огромный, с размахом крыльев от 30 до 50 метров. Я слышу, как хлопают их огромные крылья, когда они кружатся в какой-то любовной игре. Зрелище внушает благоговейный трепет. Рядом находится пруд с рыбой. В нем темная рыба. Внезапно я осознаю, что слева от меня, как будто спрятанная в гроте прямо под берегом, находится огромная рыба. Она черная и обращена к открытой воде. Мужчина, связанный с достопримечательностями этого пейзажа, делает замечания о том, опасно это или нет. Проснувшись, я немного испугался, что рыба опасна. Может быть орлы поймают рыбу.
Здесь, как и во сне о рыбацкой лодке, свет и тьма, небо и вода, орел и рыба принадлежат одному и тому же образу. В обоих снах сновидец ждет, что орел поймает рыбу, противопоставляя их образы друг другу. Черная рыба в гроте представляется в терминах опасности (орел – в терминах благоговения). Он отождествляет себя с силой орла, как будто его уже перенесли на его место в небе.