Можно ли сохранить прошлое и устремиться одновременно в будущее?
В 1869 году родился Адольф Густав Вигеланд (настоящая фамилия Торсен - норвежский скульптор, создатель Парка скульптур Вигеланда в Осло, один из наиболее продуктивных скульпторов Норвегии - с 20 лет он вёл активную творческую деятельность, а где-то примерно в полсотни его лет городские власти решили снести его дом и после продолжительной тяжбы Вигеланд получил от городских властей новое здание в обмен на ВСЕ свои последующие работы, включая скульптуры, рисунки, гравюры и модели.
Последующие 20 лет Вигеланд осуществлял проект открытой выставки его художественных работ, который позже превратился во всемирно известный «Парк скульптур Вигеланда»... Более двухсот бронзовых и гранитных скульптур на 30 гектарах парка отражают, наверное, всю гамму человеческих отношений и состояния человека. Фигуры в парке изображают не просто различные занятия (бег, борьба, танцы) или проявления чувств (объятия, злость) - каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений с неким подтекстом, зачастую сложным для восприятия.
Тема человеческого тела, представленного как есть, без стеснения и лицемерного прикрытия срамных мест, давно у местных в крови - зачем скрывать то, что существует, то, что есть у каждого? Боязнь, что плотское победит духовное и все бросятся друг на друга в противоправных порывах? Ну так на то общество и стало просвещённым, чтобы оно само умело с этим справляться, и не требовались увещевания средневековых церковников и их же запреты на телесное, особенно для женщин...
Что чувствуют там мигранты, которым вбивают в голову "нельзя" и "закрой свою женщину" - не знаю, но их там было мало. Видимо, им проще не видеть или делать вид, что не видно, чем работать над собой. И в России дела обстоят точно не лучше...
Тема детей в парке одна из важных, хотя и не единственных. И тут вступает в дело интересный контраст - дети для восточных (исламистских стран) - вершина счастья, тогда как для запада дети - это часть общества, которое требует отдельного умения с ней работать.
В центре Осло есть Ратуша - один из символов норвежской столицы, архитектурная доминанта смотрит на город с 1950 года. 10 декабря, в годовщину смерти Альфреда Нобеля, в здании Ратуши Осло происходит торжественная церемония вручения Нобелевской премии мира - но я попал на совершенно иное действие...
В стены из красного кирпича встроены деревянные панно с изображением эпизодов из Эдд - Иггдрасиль - мировой ясень, Вотан на восьминогом Слейпнире, Тор в колеснице и другие сюжеты вполне соседствуют с современным миром и никак не могут быть отвергнуты или забыты только лишь в угоду тем, кто считает мифы недостойными, чтобы жить рядом с верой (забывая уточнить, рядом с какой именно верой...).
Пока я разглядывал древнескандинавские сюжеты на стенах Ратуши, которая чествует нобелевских лауреатов, из неё вдруг вывалили норвежцы, толпой. Это не были люди в строго деловых костюмах, и не грозные викинги в шкурах и уж точно не рыбаки в клетчатых рубахах - я попал тогда на удивительное завершение школы, на выпускной.
Дети, уже почти взрослые выпускники, их родители и прадеды выходили из Ратуши в национальных и колоритных костюмах, оттеняющих серые пиджаки других, все вместе они смотрелись всё равно гармонично, но настолько живо, насколько это вообще возможно...
Никто из них не стеснялся ни себя, ни окружающих - скорее, наоборот, они хвастались своим видом, уникальным для разных провинций, но объединяющих страну перед её будущим, которому угрожает, как и соседям, резкое потемнение в цвете лиц и волос, смене имён да типу высших сил...
Над Осло возвышается парк Экеберг (Дубовая Гора), с одной из точек которого Мунк писал свой душераздирающий "Крик"... а Лавкрафт вписал его в "Зов Ктулху", поселив там выжившего моряка Густава Йохансена.
Парк создали в 2013 году на основе частной коллекции норвежского коллекционера и бизнесмена Кристиана Рингнеса - под его руководством из заброшенного парка вывезли весь мусор, проложили пешеходные дорожки, сделали освещение и поставили как уникальные произведения, так и копии классических скульптур Сальвадора Дали, Огюста Родена и других.
Пока идешь по парку, тихому и часто малолюдному, где-то из кустов доносятся жуткие звуки - кто-то воет, бормочет, разговаривает и просто издаёт странные звуки. Это инсталляция, которую точно можно отнести именно к современному искусству - в каждом из "окошек" происходит своё действие, обнажённая женщина машет флагом, другая корчится или танцует - как уж посмотреть, люди в кругах переговариваются между собой, а где-то хтонический ужас накрывает жителей инсталляции, затянутых в петлю Мёбиуса, из которой никогда не вырваться - но иногда они синхронизируются и в этот момент становится особенно страшно, как будто они перестают общаться только сами с собой и начинают коммуницировать с внешним миром, с тобой...
Также, как и Венера Милосская с ящиками, копия скульптуры Дали, антропоморфного шкафа, который даёт возможность не просто прикоснуться к искусству, но и погрузиться в него... Вырасти из прошлого, погрузиться в настоящее и заглянуть в будущее - и иметь возможность самостоятельно его формировать. Невзирая на все угрозы внешнего мира и собственного несформированного "Я".