Найти в Дзене

Смех сквозь слёзы: Грустный Петрушка на могиле Михаила Светина

Меня зовут Елена Васильева, и я — некрополист. Интерес к истории кладбищ и могилам известных людей ведёт меня по некрополям Санкт-Петербурга. Я часто посещаю могилы людей, оставивших заметный след в культуре и искусстве, стараясь отдать дань уважения тем, чьи работы мне близки. А в этом году я сделала уникальный некрополистический календарь, в который вошли 13 фотографий надгробных памятников и их элементов с разных кладбищ Санкт-Петербурга. Некоторые из них я увидела как будто другими глазами. И хочу поделиться с вами своими наблюдениями.
Михаил Светин, любимый многими комический актёр, покоится на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Его надгробие оформлено достаточно скромно. Памятник представляет собой гранитную плиту, на которой выгравированы автограф, ФИО, годы жизни (1930–2015) и портрет. А самый важный по смыслу элемент надгробия — это маленькая фигурка Петрушки. Обхватив голову руками, он сидит внизу памятника и горестно смотрит в пустоту. Комедия, особенно в исполне

Меня зовут Елена Васильева, и я — некрополист. Интерес к истории кладбищ и могилам известных людей ведёт меня по некрополям Санкт-Петербурга. Я часто посещаю могилы людей, оставивших заметный след в культуре и искусстве, стараясь отдать дань уважения тем, чьи работы мне близки.

А в этом году я сделала уникальный некрополистический календарь, в который вошли 13 фотографий надгробных памятников и их элементов с разных кладбищ Санкт-Петербурга. Некоторые из них я увидела как будто другими глазами. И хочу поделиться с вами своими наблюдениями.

Могила Михаила Светина на Серафимовском кладбище СПб
Могила Михаила Светина на Серафимовском кладбище СПб

Михаил Светин, любимый многими комический актёр, покоится на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Его надгробие оформлено достаточно скромно. Памятник представляет собой гранитную плиту, на которой выгравированы автограф, ФИО, годы жизни (1930–2015) и портрет.

А самый важный по смыслу элемент надгробия — это маленькая фигурка Петрушки. Обхватив голову руками, он сидит внизу памятника и горестно смотрит в пустоту.

Петрушка на могиле Михаила Светина
Петрушка на могиле Михаила Светина

Комедия, особенно в исполнении таких мастеров, как Светин, всегда имеет свою серьезную нотку. Это не просто веселье, это — глубокая, порой печальная истина, которую скрывает смех.

Над героями Михаила Светина все мы смеялись до упаду. Тут и незадачливый сосед из "Не может быть", и суетливый Фома Брыль из "Чародеев", и курьезный виконт де Монтехо из "Дон Сезар де Базан"... перечислять можно бесконечно

"Не может быть!"
"Не может быть!"

Однако смешить публику вовсе не легко. Прежде всего, это сложная эмоциональная работа. Юмор не универсален, и чтобы его создать, актёр должен обладать высокой эмпатией и тонким чувством момента.

"Чародеи"
"Чародеи"

На сцене или перед камерой актеру-комику приходится активно использовать своё тело. Даже если нет ярких акробатических трюков, каждое движение, жест или мимика становятся частью его инструментария. Гримасы, динамичные позы или театрализованные падения требуют хорошей физической подготовки и умения сочетать эмоциональный посыл с пластикой.

Кроме того, комедия в театре и кино часто требует колоссальной психологической устойчивости. Работать в жанре, где важна синхронность, реакция на партнёров, а иногда и импровизация, сложно, ведь за лёгкостью и весельем для зрителя скрываются часы репетиций, экспериментов и кропотливого труда.

"Не может быть!"
"Не может быть!"

Светин, как и другие мастера жанра, всегда умел показывать, как тонка грань между смехом и трагедией, как в настоящем юморе сочетаются веселье и печаль, сплетаясь в единую гармонию.

"Человек с бульвара капуцинов": Пэпи! То, что мы сейчас с тобой увидим, — так лучше б мы с тобой не видели!
"Человек с бульвара капуцинов": Пэпи! То, что мы сейчас с тобой увидим, — так лучше б мы с тобой не видели!

Идея с Петрушкой на надгробном памятнике принадлежит внучке Михаила Светина, Анне. Она сама разработала эскиз, а затем талантливый скульптор воплотил его в жизнь.

Петрушка, как символ, идеально отражает двойственную природу актёра: с одной стороны, это образ, который Светин часто воплощал в своих ролях — забавный человечек, над которым так хорошо смеяться до упаду, но с другой — это и грусть, которая часто возникает после такого смеха. Светин сам называл себя клоуном и часто подчеркивал, что театральный клоун по своей сути всегда грустный. Этот образ — метафора его жизненного пути и уникального таланта, объединяющего комическое и трагическое.

-7

На лице Петрушки — яркий театральный грим грустного клоуна, но гримаса его отнюдь не притворна: маленький клоун искренне скорбит по безвременно ушедшему великому мастеру.

-----

PS Уже когда статья была опубликована, прилетел комментарий, что у меня ошибка в цифрах: в тексте я написала, что год рождения Михаила Светина 1929, а на памятнике год рождения указан как 1930. Действительно, что это я, подумала я - и исправила текст.

Затем задумалась: откуда-то я же взяла эту цифру - 1929. Опечататься так сложно! И знаете что. Есть документ - актовая книга, в которой указано, что Михаил Светин родился 11 декабря 1929 года.

Запись в актовой книге: Гольцман Миша Соломонович, родился 12 декабря 1929 года в Киеве
Запись в актовой книге: Гольцман Миша Соломонович, родился 12 декабря 1929 года в Киеве

Почему на памятнике указан 1930й? Скорее всего, ошибся тот, кто заказывал памятник. А может быть, семья не знала о существовании этого документа, а год рождения в более поздних документах указывали по памяти. Так тоже бывало.

Как правильно сказал кто-то из моих читателей, детектив как есть! Спасибо, что задаете вопросы; благодаря вам, мне очень интересно жить :)
---
PPS Фамилию "Светин" Михаил Гольцман взял как творческий псевдоним после рождения своей дочери Светланы. Позже он официально сменил фамилию.