Найти в Дзене

Теория управления качеством, ориентация на статистику и повышение качества труда

Данная статья написана на основании конспекта нескольких лекций времен обучения автора в университете. Материал довольно интересный, хотя, возможно, сейчас подача информации какая-то другая. Про качество я писал в статье в разделе «Управление», здесь акцент скорее на технологию, точнее на сопряжение с последней. В настоящее время эффективным путем решения задач по обеспечению качества является применение международных стандартов ИСО серии 9000. Попытка развивать систему качества предприятия на базе действующей или когда-то действовавшей комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП) не очень хорошая идея. КС УКП, являясь порождением директивно-плановой экономики, не впитала в себя свойства рыночной экономики. Анализ КС УКП с позиций стандартов ИСО показывает, что эта система не содержала в своем составе таких элементов, как маркетинг, аудит качества, анализ и оценка затрат на качество и др. КС УПК — это разработанные в начале 1970-х годов Всесоюзным НИИ Стандартизации Госс
Оглавление
Теория управления качеством, ориентация на статистику и повышение качества труда
Теория управления качеством, ориентация на статистику и повышение качества труда
Карточка статьи
Карточка статьи

Данная статья написана на основании конспекта нескольких лекций времен обучения автора в университете. Материал довольно интересный, хотя, возможно, сейчас подача информации какая-то другая. Про качество я писал в статье в разделе «Управление», здесь акцент скорее на технологию, точнее на сопряжение с последней.

Система менеджмента качества

В настоящее время эффективным путем решения задач по обеспечению качества является применение международных стандартов ИСО серии 9000. Попытка развивать систему качества предприятия на базе действующей или когда-то действовавшей комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП) не очень хорошая идея. КС УКП, являясь порождением директивно-плановой экономики, не впитала в себя свойства рыночной экономики. Анализ КС УКП с позиций стандартов ИСО показывает, что эта система не содержала в своем составе таких элементов, как маркетинг, аудит качества, анализ и оценка затрат на качество и др.

КС УПК — это разработанные в начале 1970-х годов Всесоюзным НИИ Стандартизации Госстандарта СССР единые принципы построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия, представляющие собой совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения [ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения].

Управление качеством должно включать в себя обязательно: планирование качества, контроль показателей качества в процессе производства и непрерывное улучшение качества с целью сокращения затрат. При этом данные компоненты должны быть внедрены для каждой функции предприятия (маркетинг, продажи, производство, подбор персонала, снабжение), на всех уровнях (отдельный сотрудник, отдел, руководство).

Качество продукции и услуг организации определяется их ценностью, которую они создают посредством выполнения потребностей и ожиданий потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон [ГОСТ Р ИСО 9000­-2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь].
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

Иными словами, продукция должна соответствовать требованиям потребителя, требованиям законодательно установленных норм. При этом затраты на обеспечение качества должны быть минимальными (потребность бизнеса). Достигается это путем стандартизации (в том числе бизнес-процессов), метрологии, оценки соответствия результата на каждом этапе. Управление (контроль) качеством должно быть основано на фактах выводах математической статистики, которая включает в себя сбор, систематизацию, обработку и интерпретацию для практических выводов статистически значимых данных. Какие это данные? Факты и сведения, числовые характеристики выборки однородных объектов наблюдения, полученные в результате их обследований. Дело в том, что из математики известно о действии для таких данных закона больших чисел — при большом числе испытаний частота события близка к его вероятности.

Статистические методы контроля качества и их место в менеджменте качества

В середине 20-х годов специалисты американской фирмы «Белл телефон лабораторис» разработали и применили на практике первый статистический метод контроля, основанный на использовании контрольной карты (карты Шухарта) с границами регулирования. Исходя из того, что всякий производственный процесс информативен, Шухарт разработал методику, посредством которой можно последовательно заносить на специальную карту средние результаты замеров, например, геометрических размеров деталей, обрабатываемых на токарном станке. Таким образом, делалась серия графических отображений, которые фиксировали имеющиеся в процессе флуктуации. Полученная информация могла использоваться для определения выхода параметров за пределы статистических контрольных границ и выявления неслучайных отклонений.

Пример карты управления процессом окраски, путем измерения толщины слоя с объемом выборочного контроля n=5 партии
Пример карты управления процессом окраски, путем измерения толщины слоя с объемом выборочного контроля n=5 партии

В процессе производства проводятся выборки изделий заданного объема. После этого на специально разлинованной бумаге строятся диаграммы изменчивости выборочных значений плановых спецификаций в этих выборках и рассматривается степень их близости к заданным значениям. Если диаграммы обнаруживают наличие негативного тренда выборочных значений или оказывается, что выборочные значения находятся вне заданных пределов (контрольные пределы также наносятся), то считается, что процесс вышел из-под контроля, и следует предпринимать необходимые действия для того, чтобы найти причину его разладки. И, конечно, затем устранить.

Однако отображать только выборочные значения конкретных параметров процесса не всегда целесообразно. Как правило, используют также различные вероятностные характеристики выборок, чтобы исключить случайные выбросы (погрешности измерения, единичные сбои и т. д.) и повысить точность анализа технологического процесса.

Эти характеристики лежат в основе классификация применяемых контрольных карт, например:

  • X-карта. На эту контрольную карту наносятся значения выборочных средних для того, чтобы контролировать отклонение от среднего значения непрерывной переменной (например, диаметров поршневых колец, прочности материала и т.д.).
  • R-карта. Для контроля за степенью изменчивости непрерывной величины в контрольной карте этого типа строятся значения размахов выборок.
  • S-карта. Для контроля за степенью изменчивости непрерывной переменной в контрольной карте данного типа рассматриваются значения выборочных стандартных отклонений.
  • S**2-карта. В контрольной карте данного типа для контроля изменчивости строится график выборочных дисперсий.

Среднее совместно с доверительным интервалом, размах, дисперсия, стандартное отклонение — термины теории вероятности, их математическое определение и физический смысл в настоящей статье я не рассматриваю. Это не так сложно, но очень долго и много.

Разве только несколько слов за стандартное отклонение, оно же сигма.

Предположим, вы контролируете среднее значение некоторой величины, например, диаметра поршневых колец. Пусть среднее значение диаметров и дисперсия в процессе производства не меняются. Тогда выборочные средние, полученные для последовательных выборок, будут распределены нормально относительно истинного среднего. Более того, не вдаваясь в тонкости, связанные с выводом формул, можно заключить (согласно центральной предельной теореме и сделанному предположению о нормальности выборочных средних размеров колец; смотри, например, работу Hoyer and Ellis, 1996), что стандартное отклонение распределения выборочных средних будет равно сигме (стандартному отклонению отдельных наблюдений или измерений диаметра отдельных колец), деленному на квадратный корень из n (n — размер выборки). Следовательно, примерно 95% значений выборочных средних попадут в интервал ±1.96 *сигма/квадратный корень из n. На практике обычно заменяют 1.96 на 3 (при этом в интервал попадают приблизительно 99% выборочных средних) и определяют верхний и нижний контрольные пределы как плюс-минус 3 сигма соответственно.

Метод установления верхнего и нижнего контрольных пределов, как видите, носит статистический характер и основан на принятом типовом распределении случайных величин (подтверждается экспериментами). Пределы должны быть такими, чтобы, с одной стороны, не срабатывать на какую-то ерунду, но в то же время момент указывать на зарождение неприемлемого отклонения. Так одна из мантр представителей крупного производителя электротехнического оборудования в свое время звучала, как «наша продукция обладает качеством уровня шесть сигм». Что означает, что производитель декларирует не более трех (ладно, четырех) отказов на один миллион изделий. А как он этого достигает? Правильно, устанавливает такие нижние и верхние контрольные пределы для параметров качества, чтобы в них при заданной случайной выборке с конвейера попадало не менее 999996 гарантированно качественных изделий из партии в 1000000 штук. И надо сказать, конкретные параметры, методики измерений и все эти контрольные значения — очень дорогая коммерческая тайна.

Концепция SIX-SIGMA: заданные вероятности отказа и ничего личного
Концепция SIX-SIGMA: заданные вероятности отказа и ничего личного

Применяемые на промышленных предприятиях статистические методы в области качества условно делятся на несколько групп.

  1. Статистические методы анализа (изучение причин дефектов, оценка эффективности принимаемых мер), которые необходимы в том числе для сертификации и аттестации продукции. При этом изучается вид плотности распределения контролируемого параметра и выполняется много разных расчетов (анализ допусков, корреляционный и дисперсионный анализ). В результате сопоставляется значение достигнутого уровня качества с требованиями технических условий или анализируется нарушение производственного процесса.
  2. Статистическое регулирование технологических процессов (представляет собой контроль, совмещенный с управлением), позволяющее своевременно выявлять нарушения в производстве (разладка технологического процесса или оборудования), что позволяет существенно сокращать издержки предприятия, связанные с выпуском бракованной продукции.
  3. Статистический приемочный контроль (контроль готовых партий продукции, принятие решения о приемке, либо браковке). Планирование выборочного приемочного контроля необходимо для входного контроля сырья, материалов, комплектующих изделий, межоперационного контроля, при передаче продукции из цеха в цех, а также для проведения приемо-сдаточных испытаний готовой продукции.

В методическом плане переход от традиционного непрерывного контроля качества к управлению качеством на основании статистических методов представлял нечто принципиально новое: вместо обнаружения дефектов продукции ставилась задача их предупреждения. Механизм комплексного подхода к управления качеством расширил эту задачу на всю систему предпринимаемых организационных мер, направленных на достижение заданного уровня качества продукции. При этом комплексное управление дополняло статистические инструменты контроля качества методами метрологии, сбора информации о качестве, мотивации качества, стандартизации, сертификации и многими другими.

На базе общей методологии комплексного управления качеством в 60-х,­ 70-х годах в разных странах с учетом их национальных и экономических условий были сформулированы специфические организационные подходы к управлению качеством на уровне компании. Наиболее известными из них стали концепции TQC (Total Quality Control) — всеобщее управление качеством в США и CWQC (Company Wide Quality Control) — управление качеством.

Ну и конец 80-х годов ознаменовался появлением методологии обеспечения качества продукции на основе унифицированных международных стандартов ИСО серии 9000.

Принципы управления качеством, направленные на повышение качества труда

Далее рассматриваются идеи основных подвижников концепции управления качеством. Буков тут много, идеи повторяются, но в целом интересно посмотреть на их развитие в динамике и в рамках одного листа.

Джозеф М. Джуран

Джозеф М. Джуран (род. в 1904 г.) — американский специалист в области качества, академик МАК. В 1951 г. в США вышла книга Джурана «Справочник по управлению качеством», от которой ведет свое начало понятие «управление качеством». В 1964 г. была издана известная книга Джурана «Революция в управлении предприятием». Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности всегда приходит политика изменений. Декларируемые им принципы можно сформулировать в трех пунктах.

  • Планирование руководством улучшения качества должно быть на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия.
  • Мероприятия должны быть направленны на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством.
  • Переход от администрирования (приказов сверху, ручного управления) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества в рамках системы, включая совершенствование самой административной деятельности.

Для реализации концепции на предприятии разрабатывается комплекс мероприятий, предусматривающий:

  • составление ежегодной программы улучшения качества,
  • разработку методов улучшения качества, его измерения и оценки,
  • обучение статистическим методам и их внедрение в практику.

В своем «Справочнике по управлению качеством» Джуран классифицировал затраты на обеспечение качества, выделив четыре основных категории: предупредительные затраты; оценочные затраты; издержки вследствие внутренних отказов и издержки внешних отказов.

Филип Кросби

Филип Кросби — один из признанных в мире американских авторитетов в области качества, академик МАК. Наиболее широкую известность получили следующие 14 принципов Кросби, определяющие последовательность действий по обеспечению качества на предприятиях.

  1. Четко определить ответственность руководства предприятия в области качества.
  2. Сформировать команду, которая будет претворять в жизнь программу обеспечения качества.
  3. Определить методы оценки качества на всех этапах его формирования.
  4. Организовать учет и оценку затрат на обеспечение качества.
  5. Довести до всех работников предприятия политику руководства в области качества, добиваться сознательного отношения персонала к качеству.
  6. Разработать процедуры корректирующих воздействий при обеспечении качества.
  7. Внедрить программу бездефектного изготовления продукции (систему «ноль дефектов»).
  8. Организовать постоянное обучение персонала в области качества.
  9. Организовать регулярное проведение Дней качества (Дней «нулевых дефектов»).
  10. Постоянно ставить цели в области качества перед каждым работником предприятия.
  11. Разработать процедуры, устраняющие причины дефектов.
  12. Разработать программу морального поощрения работников за выполнение требований в области качества.
  13. Создать целевые группы, состоящие из профессионалов в области качества.
  14. Начать все с начала (повторить цикл действий на более высоком уровне исполнения).

В 1964 г. Кросби предложил предприятиям программу («ноль дефектов»), которая, по мнению некоторых американских специалистов, использует подходы разработанной в 1955 г. В Советском Союзе. Также Кросби предложен способ оценки степени компетентности предприятия в решении проблемы качества. Для этой цели он использовал шесть параметров:

  • отношение руководства предприятия к проблеме;
  • статус отдела качества на предприятии;
  • способы рассмотрения проблемы качества;
  • уровень расходов на качество в процентах от общего оборота предприятия;
  • меры по повышению качества;
  • реальное положение с качеством на предприятии.

Арманд В. Фейгенбаум

Арманд В. Фейгенбаум — американский специалист, автор теории комплексного управления качеством, академик МАК и один из ее основателей, почетный член и бывший президент Американского Общества по контролю качества.

В 60-х годах Фейгенбаумом была сформулирована концепция комплексного управления качеством, ставшая в 70-е годы новой философией в области управления предприятием. Главным положением этой концепции является мысль о всеохватности управления качеством, которое должно затрагивать все стадии создания продукции и все уровни управленческой иерархии предприятия при реализации технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий.

Фейгенбаумом сформулированы четыре «смертных греха» в подходах к качеству, которые следует учитывать, чтобы усилия при реализации программ по качеству не оказались напрасными. Первый грех заключается в поощрении программ, основывающихся на «провозглашении лозунгов» и на поверхностных изменениях. Второй грех состоит в том, что выбираются программы, которые в первую очередь ориентированы на рабочих («синие воротнички») и не учитывают важной роли инженерных служб («белые воротнички»). Третий грех — нежелание признать, что постоянного уровня качества не существует (уровень качества должен непрерывно подниматься). Четвертый грех, наиболее фатальный, — заблуждение, касающееся автоматизации, которая сама по себе не является последним словом в повышении качества.

Каору Исикава

Каору Исикава (1915—1990 гг.) — выдающийся японский специалист в области качества. В 1949 г. он занялся методами управления качеством и помог многим японским фирмам занять ведущие позиции. В последние годы своей жизни доктор Исикава являлся президентом Института технологии Мусаси и ведущим консультантом по менеджменту качества в Японии и других странах (в частности, он консультировал ряд крупных американских фирм, включая и компанию «Форд мотор»). Исикава — автор японского варианта комплексного управления качеством, наиболее характерными его чертами являются: всеобщее участие работников в управлении качеством; введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества; непрерывное обучение кадров; широкое внедрение статистических методов контроля. По инициативе Исикавы в Японии, начиная с 1962 г., начали развиваться кружки по контролю качества. Исикава ввел в мировую практику новый оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей, получивший название схемы («рыбной кости») Исикавы и вошедший в состав семи простых инструментов контроля качества. Сегодня практически невозможно найти такие области аналитической деятельности по решению проблем качества, где бы ни применялась схема Исикавы.

Диаграмма причинно-следственного анализа Исикавы
Диаграмма причинно-следственного анализа Исикавы

Генити Тагути

Генити Тагути (род. в 1924 г.) — известный японский статистик, изучал вопросы совершенствования промышленных процессов и продукции с конца 40-х годов. Тагути развил идеи математической статистики, относящиеся, в частности, к статистическим методам планирования эксперимента и контроля качества.

Его философия (инжиниринг качества) базируется на следующих семи основных положениях:

  • важнейшей мерой качества произведенного продукта (изделия) являются суммарные потери для общества, порождаемые этим продуктом;
  • чтобы в условиях конкурентной экономики оставаться в бизнесе, необходимо постоянное улучшение качества и снижение затрат;
  • программа постоянного улучшения качества включает в себя непрерывное уменьшение отклонений рабочих характеристик продукта (изделия) относительно заданных величин;
  • качество и стоимость готового продукта определяются в большой степени процессами разработки и изготовления;
  • отклонения в функционировании продукта (или процесса) могут быть снижены посредством использования нелинейных зависимостей рабочих характеристик от параметров продукта (или процесса);
  • для идентификации параметров продукта (и процесса), влияющих на снижение отклонений в функционировании, могут использоваться статистически планируемые эксперименты.

Главным достижением своего подхода Тагути видел внедрение планируемых экспериментов в области обеспечения качества. Получаемая таким образом информация позволила Японии долгое время занимать лидирующие позиции в части качества выпускаемой на ее предприятиях продукции.

Эдварс Деминг

Ну и наконец, Эдварс Деминг (1901—1993) — всемирно известный ученый в области математической статистики и менеджмента, член Международной Академии качества, отец японского «чуда» в области качества. Творчески развив и обогатив идеи Шухарта, Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда. В 1982 г. в США была издана книга Деминга «Качество, продуктивность, конкурентоспособность», в которой его взгляды были изложены в виде 14 постулатов (иногда их называют принципами или обязательствами менеджмента качества).

  1. Постоянной целью предприятия должно быть улучшение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Над качеством нельзя работать эпизодически. Жесткая конкуренция требует непрерывного движения по пути совершенствования. Это предполагает такое распределение ресурсов, которое, вероятнее всего, не даст быстрой прибыли, но обеспечит долгосрочный выигрыш, выражающийся в стабильном выпуске качественной продукции и повышении конкурентоспособности предприятия. Определяя цель, высшее руководство предприятия обязано довести ее до сведения каждого работника.
  2. Принять новую установку (философию), состоящую в абсолютной недопустимости несоответствий. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, необходимо принять стиль управления, не допускающий даже минимальных задержек, простоев, ошибок, дефектов. Руководство предприятия должно осознать свою ответственность и взять на себя лидерство в осуществлении перемен.
  3. Исключить зависимость от массового контроля качества. Требовать от изготовителей и закупающих организаций статистических доказательств того, что продукция обладает необходимым качеством. Крайне важно исключить дефекты до того, как они появились. Ориентация на контроль качества свидетельствует о том, что определенный уровень отклонений или ошибок признается неизбежным. Применение статистических методов позволяет избежать затрат на обнаружение и исправление дефектов.
  4. Прекратить практику закупок, руководствуясь только низкой ценой. Цена не имеет смысла без оценки качества товара. Привлечение самых дешевых поставщиков скажется в дальнейшем, когда придется столкнуться с отбраковкой поступающих материалов, заменой несоответствующих изделий и т. п., что повлечет дополнительные расходы. В основе заключения контрактов должна лежать всесторонняя оценка соответствия поставляемой продукции своему назначению, а также учет репутации поставщика. Следует стремиться к тому, чтобы взаимоотношения с каждым поставщиком строились на долговременной основе доверия и приверженности выбору.
  5. Улучшать каждый процесс. Администрация должна постоянно совершенствовать любую деятельность предприятия: планирование, производство, обслуживание и т. д. Проблемы следует искать и прогнозировать, а не дожидаться, пока с ними столкнутся работники.
  6. Обучать всех работников, в том числе администрацию. Следует использовать современные методы обучения на рабочих местах. Важной частью обучения должны стать статистические методы регулирования технологических процессов. Необходимо обеспечивать работникам возможность не отставать от появляющихся в производстве новинок.
  7. Учреждать новые методы руководства. Мастера и контролеры должны сосредоточить свое внимание на том, чтобы помочь людям и станкам выполнять работу как можно лучше. Их роль — это роль «учителя, а не судьи». Главной заботой должно быть улучшение качества, приводящее к повышению рентабельности. Администрация, в свою очередь, должна гарантировать рабочим, что по всем выявленным проблемам, вызывающим ухудшение качества, будут приниматься немедленные меры.
  8. Изгонять страх. Следует развивать и поощрять двусторонние связи между работниками и руководителями, раскрепощать людей так, чтобы каждый мог работать эффективно и производительно в интересах предприятия. Страх разрушает достоинство, гордость, мотивацию к труду, что непременно сказывается на качестве. В организации должна царить строгая, свободная от угроз и неразумных действий атмосфера. Вознаграждением станут лояльность, высокая производительность и добросовестность работников.
  9. Разрушать барьеры между отделами. Пытаясь утаить проблемы, менеджеры воздвигают барьеры между подразделениями. Подобный стиль руководства, возможно, выигрышен с точки зрения частных интересов групп, но не идет на пользу организации в целом. В интересах общего дела надо ломать барьеры между людьми, работающими в разных подразделениях. Развитию интеграции способствует использование автоматизированных систем, обеспечивающих доступ к информации всем членам организации. Это позволяет каждому работнику воспринимать свою организацию как единое целое, помогает ему определить свое место, не обязывая при этом досконально разбираться во всех его аспектах.
  10. Отбросить лозунги и призывы, не подкрепленные соответствующими действиями и средствами. Некоторые руководители полагают, что производительность труда и качество выпускаемой продукции зависят исключительно от издаваемых ими приказов, и не утруждают себя анализом собственных действий и системы производства в целом. Однако нельзя требовать от рабочих бездефектности изделий, если входные материалы имеют неудовлетворительное качество или технологический процесс не позволяет обеспечить заданные параметры. Стремление отдельных менеджеров переложить вину за низкое качество на рабочих следует отнести к самым серьезным ошибкам управления. Основные причины выпуска недоброкачественной продукции следует искать в системе, а не в рабочей силе.
  11. Исключить количественные нормы для рабочих и количественные показатели для администрации. Количественные нормы удобны управляющим как средство оценки производительности труда работников. Однако результаты труда каждого работника зависят не только от его личного умения и усердия, но и от организации процесса производства, состояния оборудования, качества материалов и т. д. Если бы возможно было учесть все эти зависимости, количественные методы были бы оправданы. Работа менеджеров также часто оценивается с помощью количественных показателей (ежегодные рейтинги, оценки эффективности целевого управления). Подобные методы унижают людей, подавляют их инициативу. Конечно, оценивать по количеству гораздо проще, чем по качеству. Однако применение количественных оценок разрушительно для личности.
  12. Устранять барьеры, мешающие людям гордиться своей квалификацией. Препятствия, непреодолимые для работника, ведут, в конце концов, к угасанию его творческих способностей. Гордиться своей квалификацией работник может только в том случае, если реально представляет свой вклад в общее дело. Ограничение деятельности работника рамками только конкретных заданий не дает ему возможности составить такое представление. В то же время самые прозаические задачи приобретают весомость, если их рассматривать с точки зрения успеха организации в целом.
  13. Поощрять образование и самосовершенствование. Людям изначально свойственно стремление делать работу хорошо, и надо помогать им в осуществлении этого, давая возможность самосовершенствоваться и приобретать дополнительные знания в процессе труда.
  14. Четко устанавливать обязательства руководства высшего звена в области качества. Качество закладывается в кабинете руководителя. Решение задачи постоянного совершенствования качества не может быть перепоручено подчиненным. Руководство высшего уровня, администрация, непосредственные исполнители — все должны претворять в жизнь перечисленные выше 13 пунктов. Хороших результатов можно достигнуть, осуществляя постоянное обучение рабочих, правильно подходя к вопросам качества, привлекая их к обсуждению возникающих в процессе производства проблем. Однако на этом пути нужно соблюдать предельную осторожность: при неправильной организации управления предприятием попытки руководства улучшить качество могут породить лишь ненужные волнения и снизить исполнительскую дисциплину. Можно привести много примеров, когда «атака» на проблемы завершалась появлением огромного перечня проблем, на которые не могла правильно отреагировать администрация, поскольку не располагала соответствующими структурами управления. Образцом решения проблем может служить опыт фирмы «Тоёта», получившей в течение 1985 г. свыше 2 млн предложений по усовершенствованию и внедрившей 96 % из них.

Демингом сформулированы пять «смертельных болезней», которыми страдает типичная американская администрация и которые фатально ведут к неуспеху:

  • потеря постоянства цели,
  • ориентация на сиюминутные выгоды,
  • ежегодные оценки деловых качеств,
  • частая смена руководителями высшего звена места работы,
  • ориентация компаний исключительно на очевидные количественные показатели.

Стандарты ИСО серии 9000

Стандарты ИСО были направлены на решение проблем, с которыми столкнулась мировая рыночная экономика в 70-х годах:

  • неуклонным ужесточением требований со стороны крупных покупателей не только к уровню качества продукции, но и к обеспечению его стабильности;
  • высокими экономическими рисками покупателей, связанными с возможностью приобретения продукции нестабильного качества;
  • высокими экономическими рисками поставщиков, связанными с возможностью отказа покупателей от продукции вследствие нестабильного ее качества;
  • отсутствием общепринятого подхода к оценке способности поставщиков гарантировать стабильное качество продукции.

В 1985 г. ТК 176 были изданы проекты пяти международных стандартов ИСО (МС ИСО 9000, МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003 и МС ИСО 9004) на системы качества. Вместе с ранее выпущенным терминологическим стандартом ИСО 8402 они образовали основополагающий комплекс международных документов по качеству, охватывающий практически все возможные области применения.

Разработанные стандарты ИСО вобрали в себя все наиболее рациональное из того, что было накоплено в этой области знаний и практической деятельности. Стандарты не только устраняют технические барьеры в сотрудничестве, устанавливая унифицированные подходы к системе качества и методам ее оценки, но служат ценным источником мирового опыта эффективных организационных решений в области обеспечения качества. Главное же в стандартах ИСО: нахождение приемлемого для всего мирового сообщества подхода к оценке систем качества и создания гарантии качества для потребителей.

Процесс обращения к стандартам ИСО развивается тем активнее, чем более значимым становится в конкурентной борьбе фактор качества. Стандарты активно развиваются и дополняются.

Отмечая несомненные достоинства и всемирную популярность стандартов ИСО серии 9000, нельзя не предостеречь от преувеличения роли этих документов. Некритическое, сугубо догматическое восприятие стандартов ИСО и, как следствие, ограничение подходов к решению проблем качества рамками одной, пусть даже международной, стандартизацией, что уже получило среди специалистов название «ИСО-мании»), способно нанести серьезный ущерб развитию работ по обеспечению реального качества.

Источники, дополнительная информация:

  1. Вольный конспект курса лекций «Контроль качества и диагностика выпускаемой продукции», читаемых профессором, доктором технических наук, Явленским Александром Константиновичем (начало 2000-х годов, СПБГУАП).
  2. ГОСТ 15467-­79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»
  3. ГОСТ Р ИСО 9000­-2015 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»

Ознакомиться с содержанием журнала.

Уважаемые коллеги, желаю хорошего дня. Подписывайтесь, чтобы иметь возможность обсудить со мной вашу задачу в комментариях. Буду рад лайку, альтернативному мнению или истории по теме статьи.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1: Оценки, суждения и предложения по рассматриваемым вопросам являются личным мнением автора.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №2: Техническая информация, представленная на сайте, не является официальной и предоставлена только в целях ознакомления. Владелец сайта не несет никакой ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной из данного источника.

Все изображения, если не указано иное, либо выполнены автором, либо взяты из открытых источников.