Вариант 3 сборника ФИПИ-2025 (36 вариантов под редакцией Дощинского)
Читаем исходный текст
13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют сравнения?».
Сочинение 13.1
Сравнение — это средство выразительности, в котором сопоставляются признаки двух предметов или явлений. Какова их роль в тексте А.С. Новикова-Прибоя? Я думаю, сравнения являются средством передачи разнообразных чувств, и с их помощью читатель может понять, как ребёнок воспринимает происходящие с ним события. Обратимся к тексту, чтобы доказать эту мысль.
В предложении 14 рассказчик удивляется внешнему виду матроса: «Ещё больше приводит меня в изумление надпись золотом на атласной ленте, охватывающей фуражку и спускающейся, как две косы, до середины спины». В нём ленты с названием судна сравниваются с косами. Это сопоставление помогает передать изумление ребёнка необычным видом моряка, так как он никогда не видел ничего подобного.
Сравнение встречается и в последнем предложении: «Моё будущее там, где-то очень далеко, на синих морях, на беспредельных океанах, куда, как на орлиных крыльях, уносит меня юная фантазия!». Сопоставление детского воображения и полёта на крыльях позволяет понять, насколько мальчик воодушевлён идеей стать моряком, путешествовать по неведомым просторам далёких океанов и совершать открытия.
Таким образом, сравнения в тексте А.С. Новикова-Прибоя нужны для того, чтобы во всей полноте передать переживания рассказчика: удивление, чувство новизны, вдохновение и мечты о будущем.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моё будущее там, где-то очень далеко, на синих морях, на беспредельных океанах, куда, как на орлиных крыльях, уносит меня юная фантазия!»
Сочинение 13.2
Финал текста А.С. Новикова-Прибоя я понимаю так: благодаря богатому воображению ребёнок, услышавший рассказ матроса, захотел стать моряком, исследовать бескрайние просторы. Обратимся к тексту, чтобы доказать эту мысль.
Так, мальчик, увидевший матроса, был поражён его внешним видом. Он признаётся, что не мог скрыть своего удивления (11). Покрасневшее от жары лицо моряка казалось «очень отважным» (13), ленты фуражки, сдвинутой набекрень, представлялись ему двумя косами (14), надпись на них очень его заинтересовала (16). Становится ясно, что ребёнок обладает богатым воображением. Встреча с новизной пробуждает в нём интерес и любопытство, рождает в его уме таинственные образы.
Ещё больше рассказчика увлекают рассказы матроса о бескрайнем море. Сравнение водной глади с безбрежным небом заставляет ребёнка вглядываться в «бездонную синь», представляя, как плывёт в ней корабль «Победитель бурь». Путешествие по морским просторам кажется ему чудесным, «как в сказке» (предложения 39-47), и он мечтает оказаться на корабле «в неведомых морях» (50). Можно сделать вывод: герой погрузился в захватывающую атмосферу плавания, и ему захотелось увидеть своими глазами те образы, которые рождались в его воображении.
Итак, богатая фантазия, любознательность и интерес к новому стали причиной того, что герой-рассказчик увлёкся мореплаванием. Его вдохновляют путешествия и исследования неизведанных просторов, поэтому, услышав рассказ матроса, он захотел посвятить жизнь этой профессии.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что влияет на выбор будущей профессии?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Сочинение 13.3
Что влияет на выбор будущей профессии? На мой взгляд, большую роль при выборе жизненного пути играют детские впечатления. Ранние увлечения ребёнка, его мечты, опыт старших и общение с окружающими могут определить его дальнейшую судьбу, помочь в поиске себя, собственного предназначения. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
Обратимся к тексту А.С. Новикова-Прибоя. В нём говорится о том, как мальчик, встретивший матроса, загорелся желанием стать моряком. Рассказчик признаётся: «Матрос зажёг в моей голове новые звёзды, раздвинув передо мною мир, открыв широкие возможности. Моё будущее там, где-то очень далеко, на синих морях, на беспредельных океанах, куда, как на орлиных крыльях, уносит меня юная фантазия!». Можно сделать следующий вывод: живое воображение ребёнка оживило рассказы таинственного собеседника, и мальчик захотел исследовать необъятные морские просторы в будущем. Встреча с матросом помогла рассказчику обрести заветную мечту.
Хочу вспомнить рассказ А.П. Платонова «Юшка». Ефим Дмитриевич страдал от грудной болезни и, несмотря на кашель, работал в кузнице. Полученные деньги Юшка, отказывая себе во всём, откладывал, чтобы помочь девочке-сиротке. Впоследствии благодарная героиня становится врачом, приезжает в город, где жил её покровитель, и безвозмездно помогает больным туберкулёзом. Девушка с любовью вспоминает о добром Юшке, благодаря которому ей удалось получить образование, и сожалеет, что не успела избавить Ефима Дмитриевича от тяжёлой болезни. Итак, любовь к близкому человеку, благодарность за его доброту и желание помочь ему определили призвание героини.
Таким образом, ранние годы человека зачастую определяют его жизненный путь. Детские переживания, истории близких людей, встречи с интересными собеседниками помогают обрести мечту и прийти к ней во взрослом возрасте.
Другие примеры из художественной литературы
◾️ В.Ю. Драгунский «Друг детства». Мальчик Дениска хотел стать боксёром, но родители не были готовы поддержать его желание и купить ребёнку боксёрскую грушу. Вместо этого они посоветовали мальчику тренировать удары на плюшевом медведе, одной из его первых и любимых игрушек. Дениска не решается ударить друга детства и отказывается от желания стать боксёром.
◾️ В.Ю. Драгунский «Где это видано, где это слыхано». Дениска и его друг Миша переволновались и с треском провалили концерт, на котором должны были исполнять сатирическую песню. После этого Дениска твёрдо решает никогда не становиться сатириком.
◾️ А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Взрослея, и Пётр Гринёв, и Маша Миронова учились следовать родительскому завету: «Береги честь смолоду». Оба нашли в себе силы не перейти на сторону врага ради выгоды; оба учились быть решительными и храбрыми, добиваться справедливости и сохранять душевную доброту. Пётр, слушая наставления отца, отправляется на службу и мужественно защищает Родину.
◾️ А.П. Платонов «Песчаная учительница». Мария Никифоровна Нарышкина выросла в Астраханской губернии, в городке, занесённом песками. Девушка стала учительницей географии и отправилась работать в село Хошутово, стоящее на границе с мертвой среднеазиатской пустыней. С детства окружённая песками, героиня знала о трудностях, с которыми сталкиваются жители пустынных земель, и она не смогла оставаться в стороне. Мария Никифоровна учит сражаться со стихией не только детей, но и взрослых, и благодаря её стараниям сельская земля озеленилась, стала урожайной. Детские впечатления учительницы определили её предназначение.
◾️ А.И. Куприн «Чудесный доктор». Григорий Емельянович Мерцалов, будучи ребёнком, встретил удивительного человека — профессора Пирогова. Врач проявил милосердие, видя горе семейства Мерцаловых: он помог вылечить маленькую Машутку и оставил нищим людям несколько крупных кредитных билетов, чтобы те смогли купить лекарства и не погибли от голода. Доброта доктора сыграла огромную роль в судьбе Григория Мерцалова. Повзрослев, он смог занять крупную должность в банке, вырос честным и благородным человеком, который всегда отзывался на нужды других людей.
◾️ Л.Н. Толстой «После бала». В молодости рассказчик становится случайным свидетелем жестокости отца своей возлюбленной. Отец Вареньки, полковник, в обществе известный как заботливый семьянин, руководит бесчеловечным наказанием татарина, пытавшегося сбежать из армии. После пережитого ужаса от неоправданного насилия герой решает никогда не становиться военным.
◾️ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Остап, сын Тараса Бульбы, перенял от отца любовь к Родине и стремление защитить её от польского вторжения. Юноша готов пожертвовать своей жизнью ради веры и товарищей.
◾️ Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Следуя отцовскому завету «беречь копейку», Павел Чичиков становится человеком, стремящимся к обогащению любой ценой. С детства герой, усвоивший наставление отца, приучился угождать учителям и начальникам, не заводить искренних отношений со сверстниками, руководствоваться корыстными побуждениями. Павел Иванович вырастает безнравственным человеком, не имеющим моральных ограничений, и виной тому — детские впечатления от родительских слов, оставивших глубокий след в его душе.
📝 Буду рада вашим лайкам и комментариям! Делитесь впечатлениями, замечаниями и дополнениями)