Найти в Дзене
КиноРаритет

«Нация убийц»: Неоновый кошмар цифровой эпохи, от которого невозможно отвести взгляд

Если бы культовая трагедия о Салемских ведьмах разыгралась на фоне цифровой эпохи, она выглядела бы как «Нация убийц». Этот фильм, снятый Сэмом Левинсоном, — ни что иное, как дерзкий, яростный и тревожный крик поколения, живущего под пристальным взглядом социальных сетей. Здесь всё подано с преувеличенной страстью и привкусом анархии, но за неоновыми огнями и кровавыми перестрелками скрывается горькая правда о нашем времени. В центре сюжета — четыре девушки из маленького города Салем, чья жизнь переворачивается после масштабной утечки данных, раскрывшей интимные секреты жителей города. Это событие превращает их в мишени для злости, ненависти и мести. Лили (Одесса Янг) — центральный персонаж — предстаёт как символ раскрепощенности, хрупкости и стойкости. Фильм играет с огнём, затрагивая «скользкие» темы, которые кинематограф старается обходить стороной: подростковая сексуальность, трансгендерная идентичность, травматическое взросление. Среди главных героинь оказывается Баекс (Хари Неф),

Если бы культовая трагедия о Салемских ведьмах разыгралась на фоне цифровой эпохи, она выглядела бы как «Нация убийц». Этот фильм, снятый Сэмом Левинсоном, — ни что иное, как дерзкий, яростный и тревожный крик поколения, живущего под пристальным взглядом социальных сетей. Здесь всё подано с преувеличенной страстью и привкусом анархии, но за неоновыми огнями и кровавыми перестрелками скрывается горькая правда о нашем времени.

В центре сюжета — четыре девушки из маленького города Салем, чья жизнь переворачивается после масштабной утечки данных, раскрывшей интимные секреты жителей города. Это событие превращает их в мишени для злости, ненависти и мести. Лили (Одесса Янг) — центральный персонаж — предстаёт как символ раскрепощенности, хрупкости и стойкости.

Героиня австралийки Одессы Янг - дерзкая американская школьница, которую неожиданно начинает ненавидеть весь её родной городок
Героиня австралийки Одессы Янг - дерзкая американская школьница, которую неожиданно начинает ненавидеть весь её родной городок

Фильм играет с огнём, затрагивая «скользкие» темы, которые кинематограф старается обходить стороной: подростковая сексуальность, трансгендерная идентичность, травматическое взросление. Среди главных героинь оказывается Баекс (Хари Неф), трансгендерный персонаж, который подан с достоинством и сложностью, редко встречаемыми в мейнстримном кино. В «Нации убийств» (Assassination Nation) гендерные нормы и ожидания общества смело разрушаются — и это производит сильное впечатление на зрителя.

Сложно вычислить среди этих американских школьниц одну «не совсем девочку»
Сложно вычислить среди этих американских школьниц одну «не совсем девочку»

Сэм Левинсон, сын знаменитого режиссера Барри Левинсона, ранее работал над фильмом «Ещё один счастливый день» (2011), и уже там продемонстрировал интерес к сложным, эмоционально насыщенным историям. Однако именно «Нация убийств» стала для него платформой, чтобы выйти за рамки семейных драм и исследовать более широкие и тревожные культурные вопросы. После этого фильма Левинсон нашел еще больший успех как создатель сериала «Эйфория» (2019), который продолжает исследовать проблемы молодежи в эпоху социальных сетей, токсичных ожиданий и внутренних конфликтов.

«Нация убийц» Барри Левинсона - гремучий жанровый коктейль из подростковой драмы, триллера, сатиры и боевика
«Нация убийц» Барри Левинсона - гремучий жанровый коктейль из подростковой драмы, триллера, сатиры и боевика

Важным этапом стала «Нация убийц» и для актёрского состава фильма, преимущество совсем молодого. Одесса Янг, до этого почти неизвестная широкой публике, получила признание как одна из самых перспективных актрис своего поколения. Хари Неф укрепила/укрепил свою позицию не только как актриса/актёр, но и как представитель меньшинств в киноиндустрии. Билл Скарсгаард, сыгравший второстепенную роль, продолжил своё успешное восхождение в Голливуде и теперь (особенно после фильма ужасов «Оно») стал одним из самых известных в своём поколении актёром.

Для Билла Скарсгаарда «Нация убийц» стала заметной ступенькой к международной звёздной славе
Для Билла Скарсгаарда «Нация убийц» стала заметной ступенькой к международной звёздной славе

Увы, но «Нация убийц» стала одним из самых несправедливо оставленных без внимания фильмов последнего времени. Кассовые сборы картины разочаровали. При бюджете около 7 миллионов долларов фильм собрал чуть более 2 миллионов. Очевидно, он не заинтересовал широкую аудиторию. Возможно, дело в маркетинге, который не смог донести основную идею, или в его неудобных темах, которые отпугнули зрителей. Тем не менее, фильм приобрёл культовый статус среди молодых людей, которые увидели в нем отражение своих страхов и надежд.

Это не с ошибкой загруженный кадр. В «Нации убийц» оператор выбирает самые смелые ракурсы, иногда вовсе переворачивая камеру с ног на голову
Это не с ошибкой загруженный кадр. В «Нации убийц» оператор выбирает самые смелые ракурсы, иногда вовсе переворачивая камеру с ног на голову

Критики же отнеслись к «Нации убийц» неоднозначно. Некоторые восхищались его смелостью, стилем и актуальностью. Другие же находили его слишком гипертрофированным, обвиняя в чрезмерности и жанровой мешанине. Фильм действительно вбирает в себя черты подростковой драмы, триллера, сатиры, боевика и даже фильма ужасов. К тому же, он балансирует на грани проповеди и развлечения, а порой и выходит за неё. Он не для всех — и это его сильная сторона.

Напряжение, разлитое по первой части фильма «Нация убийц», взрывается вполне мотивированным насилием ближе к финалу
Напряжение, разлитое по первой части фильма «Нация убийц», взрывается вполне мотивированным насилием ближе к финалу

«Нация убийц» / Assassination Nation — это фильм, который бросает вызов. Он вынуждает зрителей задуматься, даже если они уходят из кинотеатра в замешательстве или с недовольством. В нём слишком много крови, слишком много боли, слишком много страсти. Но разве не это отличает искусство от развлечения? В этом фильме скрыто нечто важное — это зеркало, в котором наше общество должно увидеть себя. Вопрос только в том, готово ли оно к этому.

Финальные титры «Нации убийц» появляются на фоне праздничного парада по залитым кровью улицам... и чувствуется в этом некое предвосхищение гражданской войны, как в некоторых более свежих фильмах
Финальные титры «Нации убийц» появляются на фоне праздничного парада по залитым кровью улицам... и чувствуется в этом некое предвосхищение гражданской войны, как в некоторых более свежих фильмах