Если бы культовая трагедия о Салемских ведьмах разыгралась на фоне цифровой эпохи, она выглядела бы как «Нация убийц». Этот фильм, снятый Сэмом Левинсоном, — ни что иное, как дерзкий, яростный и тревожный крик поколения, живущего под пристальным взглядом социальных сетей. Здесь всё подано с преувеличенной страстью и привкусом анархии, но за неоновыми огнями и кровавыми перестрелками скрывается горькая правда о нашем времени.
В центре сюжета — четыре девушки из маленького города Салем, чья жизнь переворачивается после масштабной утечки данных, раскрывшей интимные секреты жителей города. Это событие превращает их в мишени для злости, ненависти и мести. Лили (Одесса Янг) — центральный персонаж — предстаёт как символ раскрепощенности, хрупкости и стойкости.
Фильм играет с огнём, затрагивая «скользкие» темы, которые кинематограф старается обходить стороной: подростковая сексуальность, трансгендерная идентичность, травматическое взросление. Среди главных героинь оказывается Баекс (Хари Неф), трансгендерный персонаж, который подан с достоинством и сложностью, редко встречаемыми в мейнстримном кино. В «Нации убийств» (Assassination Nation) гендерные нормы и ожидания общества смело разрушаются — и это производит сильное впечатление на зрителя.
Сэм Левинсон, сын знаменитого режиссера Барри Левинсона, ранее работал над фильмом «Ещё один счастливый день» (2011), и уже там продемонстрировал интерес к сложным, эмоционально насыщенным историям. Однако именно «Нация убийств» стала для него платформой, чтобы выйти за рамки семейных драм и исследовать более широкие и тревожные культурные вопросы. После этого фильма Левинсон нашел еще больший успех как создатель сериала «Эйфория» (2019), который продолжает исследовать проблемы молодежи в эпоху социальных сетей, токсичных ожиданий и внутренних конфликтов.
Важным этапом стала «Нация убийц» и для актёрского состава фильма, преимущество совсем молодого. Одесса Янг, до этого почти неизвестная широкой публике, получила признание как одна из самых перспективных актрис своего поколения. Хари Неф укрепила/укрепил свою позицию не только как актриса/актёр, но и как представитель меньшинств в киноиндустрии. Билл Скарсгаард, сыгравший второстепенную роль, продолжил своё успешное восхождение в Голливуде и теперь (особенно после фильма ужасов «Оно») стал одним из самых известных в своём поколении актёром.
Увы, но «Нация убийц» стала одним из самых несправедливо оставленных без внимания фильмов последнего времени. Кассовые сборы картины разочаровали. При бюджете около 7 миллионов долларов фильм собрал чуть более 2 миллионов. Очевидно, он не заинтересовал широкую аудиторию. Возможно, дело в маркетинге, который не смог донести основную идею, или в его неудобных темах, которые отпугнули зрителей. Тем не менее, фильм приобрёл культовый статус среди молодых людей, которые увидели в нем отражение своих страхов и надежд.
Критики же отнеслись к «Нации убийц» неоднозначно. Некоторые восхищались его смелостью, стилем и актуальностью. Другие же находили его слишком гипертрофированным, обвиняя в чрезмерности и жанровой мешанине. Фильм действительно вбирает в себя черты подростковой драмы, триллера, сатиры, боевика и даже фильма ужасов. К тому же, он балансирует на грани проповеди и развлечения, а порой и выходит за неё. Он не для всех — и это его сильная сторона.
«Нация убийц» / Assassination Nation — это фильм, который бросает вызов. Он вынуждает зрителей задуматься, даже если они уходят из кинотеатра в замешательстве или с недовольством. В нём слишком много крови, слишком много боли, слишком много страсти. Но разве не это отличает искусство от развлечения? В этом фильме скрыто нечто важное — это зеркало, в котором наше общество должно увидеть себя. Вопрос только в том, готово ли оно к этому.