8 декабря мы отмечаем Международный день художника. Этот праздник, учрежденный в 2007 году, объединяет не только профессионалов и любителей живописи, но и всех ценителей прекрасного. Ведь именно творчество помогает нам сохранять способность радоваться миру и любить его во всех проявлениях.
В прошлом году в этот день мы ходили к художникам в гости, заглядывая в их мастерские:
Сегодня же я предлагаю вам отправиться на природу и понаблюдать за тем, как создаются шедевры под открытым небом, как говорят: «на этюдах» или «на пленэре»
Этюдом называют подготовительную картину, которую художник рисует с натуры. Слово произошло от французского etude, что значит «наблюдение».
Долгое время этюд считался только вспомогательным рисунком. С конца XIX века его стали рассматривать как самостоятельное произведение искусства.
Пленэром называют технику создания полностью готовых картин на природе при естественном освещении. Это слово произошло от французского en plein air, что переводится как «на открытом воздухе». Изображение природных пейзажей и атмосферных условий непосредственно на местности позволяет художнику передать не только цветовые нюансы, но и световые эффекты, создавая впечатление живой природы.
Интересно, что многие художники предпочитают творить на природе не в одиночестве, а в компании коллег. Благодаря этому в созданных ими этюдах нередко можно увидеть не только пейзажи, но и портреты товарищей по цеху, увлеченных работой.
Давайте же полюбуемся на некоторые замечательные примеры таких работ, сопроводив их стихами о живописи и её создателях в качестве поздравления всем художникам.
И начнем мы с работы художника, который одним из первых русских живописцев начал работать на натуре и свои этюды стал представлять на выставках наравне с картинами. Это Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896). Работать на этюдах знаменитый мастер учился у художников барбизонской школы, в частности у Камиля Коро. Так он вспоминал: «Коро тоже давал мне совет: садясь за этюд, всегда думать о его картинности, дабы, поставив фигурку, было интересно. <…> не тратить сил, выписывая грибы на первом плане, когда общее этюда никуда не годно».
Вот таким мы и видим этюд Боголюбова: помимо работающего за мольбертом художника, на заднем плане перед нами предстает великолепный пейзаж, что делает эту небольшую работу целостной картиной.
А Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) строки, в которых мы узнаем Антона Павловича Чехова, посвящает художнику, мечтающему о красивых видах в родном краю. Ну что ж, писатель тоже может создавать картины, только при помощи слов:
Иван Бунин
Художник
Хрустя по серой гальке, он прошел
Покатый сад, взглянул по водоемам,
Сел на скамью… За новым белым домом
Хребет Яйлы и близок и тяжел.
Томясь от зноя, грифельный журавль
Стоит в кусте. Опущена косица,
Нога – как трость… Он говорит: «Что, птица?
Недурно бы на Волгу, в Ярославль!»
Он, улыбаясь, думает о том,
Как будут выносить его – как сизы
На жарком солнце траурные ризы,
Как желт огонь, как бел на синем дом.
«С крыльца с кадилом сходит толстый поп,
Выводит хор… Журавль, пугаясь хора,
Защелкает, взовьется от забора –
И ну плясать и стукать клювом в гроб!»
В груди першит. С шоссе несется пыль,
Горячая, особенно сухая.
Он снял пенсне и думает, перхая:
«Да-с, водевиль… Все прочее есть гиль».
1908
Проживая по состоянию здоровья долгое время во Франции, Боголюбов опекал многих русских художников, проходивших за границей стажировку. Он не только собирал их на свои художественные и музыкальные вечера, но и приглашал к совместной работе на натуре. На севере Франции в местечке Вёль работали такие молодые художники, как Савицкий, Репин, Беггров, Добровольский.
Был среди них и Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927), который вернувшись в Россию, продолжил активно использовать в своей работе метод пленэрной живописи. Для коллективного творчества художники собирались у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Там в Поленова влюбилась юная родственница хозяев – Наташа Якунчикова. Она тоже увлекалась живописью, создавала чудные акварели. И её за работой изобразил Василий Поленов в своем этюде 1882 года. В этом году они и повенчались.
А стихотворение Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966) с любовью обращено к Творцу – главному художнику, создавшему красоту нашего мира:
Анна Ахматова
Художнику
Мне все твоя мерещится работа,
Твои благословенные труды:
Лип, навсегда осенних, позолота
И синь сегодня созданной воды.
Подумай, и тончайшая дремота
Уже ведет меня в твои сады,
Где, каждого пугаясь поворота,
В беспамятстве ищу твои следы.
Войду ли я под свод преображенный,
Твоей рукою в небо превращенный,
Чтоб остудился мой постылый жар?.
Там стану я блаженною навеки
И, раскаленные смежая веки,
Там снова обрету я слезный дар.
1924
Ещё одним молодым художником, наставником которого во время заграничной поездки был Боголюбов, стал Илья Ефимович Репин (1844-1930). Приехав в Россию, он и художник Алексей Кившенко предложили Василию Кокореву в его усадьбе, расположенной в живописном месте Тверской губернии, открыть дачу для студентов Академии художеств. Чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». И уже в 1884 году Академическая дача начала принимать первых учащихся. Многие известные художники проводили здесь летние месяцы в совместной работе на открытом воздухе. Приезжал к своим ученикам и Илья Репин. Процесс их творчества он отразил в большом этюде «На Академической даче».
О том, как тяжело бывает художнику во время творческого процесса, «когда один, в сомнении немом», поведал нам Иван Саввич Никитин (1824-1861):
Иван Никитин
Художнику
Я знаю час невыразимой муки,
Когда один, в сомнении немом,
Сложив крестом ослабнувшие руки,
Ты думаешь над мертвым полотном;
Когда ты кисть упрямую бросаешь
И, голову свою склонив на грудь.
Твоих идей невыразимый труд
И жалкое искусство проклинаешь.
Проходит гнев, и творческою силой
Твоя душа опять оживлена,
И, всё забыв, с любовью терпеливой
Ты день и ночь сидишь близ полотна.
Окончен труд. Толпа тебя венчает,
И похвала вокруг тебя шумит,
И клевета в смущении молчит,
И всё вокруг колена преклоняет.
А ты, бедняк! поникнувши челом,
Стоишь один, с тоскою подавленной,
Не находя в создании своем
Ни красоты, ни мысли воплощенной.
1853
Ещё один знаменитый художник, друг Поленова и Репина, принимавший активное участие в «Абрамцевском кружке», – Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). В 1901 году недалеко от Абрамцева он приобрел имение Ваньково и здесь любил работать на природе, в тишине. Спокойствием и умиротворением веет от его небольшой работы с изображением дочери Тани, создающей свой пейзаж на живописной цветочной полянке.
А тему творческих поисков живописца продолжает Леонид Николаевич Мартынов (1905-1980):
Леонид Мартынов
Художник
Художник
Писал свою дочь,
Но она,
Как лунная ночь,
Уплыла с полотна.
Хотел написать он
Своих сыновей,
Но вышли сады,
А в садах –
Соловей.
И дружно ему закричали друзья:
– Нам всем непонятна манера твоя!
И так как они не признали его,
Решил написать он
Себя самого.
И вышла картина на свет изо тьмы…
И все закричали ему:
– Это мы!
Ну а Кириак Константинович Костанди (1852-1921) решил написать не только себя в рабочем процессе, но и всю свою семью: жену Ефросинью Кузьминичну и восьмерых детей. Настоящая идиллия – все заняты своим делом и никто не мешает папе творить.
О том, что значительно проще писать природу и «портрет цветка», чем непоседливых детишек, рассказал нам замечательный поэт Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998):
Валентин Берестов
Дети и цветы
Как нарисовать портрет ребёнка?
Раз! – и убежит домой девчонка,
И сидеть мальчишке надоест.
Но художник, кисть макая в краски,
Малышам рассказывает сказки,
И они не трогаются с мест.
Как нарисовать портрет цветка?
Он не убежит наверняка,
А художник рвать его не станет.
Пусть цветок растёт себе, не вянет,
Пусть попляшет он от ветерка,
Подождёт шмеля иль мотылька
И на солнце, не мигая, глянет.
И ещё один художник показал нам себя за работой. Николаю Корнилиевичу Бодаревскому (1850-1921) были подвластны все жанры: пейзажи, портреты, жанровые сценки, картины на исторические темы и в стиле «ню». А часто художник совмещал в своей работе сразу несколько жанров. Так мы видим в картине и сцену из повседневной жизни живописца, и портрет, и интерьер открытой террасы, и даже кусочек морского пейзажа.
Свой взгляд на отношения художника и модели изложил в своем стихотворении Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010):
Андрей Вознесенский
Художник и модель (отрывок)
Ты кричишь, что я твой изувер,
и, от ненависти хорошея,
изгибаешь, как дерзкая зверь,
голубой позвоночник и шею.
Недостойную фразу твою
не стерплю, побледнею от вздору.
Но тебя я боготворю.
И тебе стать другой не позволю.
…
1973
И вновь мы возвращаемся к совместной работе художников на природе. Александр Александрович Киселёв (1838-1911) давал частные уроки, а в 1897 году возглавил пейзажную мастерскую в Академии художеств. Важным элементом в его преподавании являлись занятия на натуре. Вот и в работе «На этюдах» он изобразил молодых художниц, полностью поглощенных созданием своих картин.
Герой стихотворения Ильи Олеговича Фонякова (1935- 2011) боится, что проницательный художник сумеет открыть все его тайны, а он хочет сохранить загадку, как и девушки с картины Киселева:
Илья Фоняков
Не пиши меня, художник, не пиши...
Не пиши меня, художник, не пиши,
Не напишешь все равно моей души.
Гляну в раму, как в открытое окно,
Но себя там не узнаю все равно.
Я ведь, честно говоря, всю жизнь мою
Даже в зеркале себя не узнаю:
Всякий раз там кто-то новый и другой
С подозрительно знакомой бородой.
Но боюсь, признаться, более всего,
Что однажды вдруг удастся колдовство,
Перейду к тебе на плоскость полотна
Весь понятный, весь просвеченный до дна.
Ну, а сам-то – с чем останусь я тогда,
Расшифрованный, без тайны, без стыда?
Не пиши меня, художник, не пиши,
Ну, а пишешь – так хотя бы не спеши,
Длинной кистью помавая и дразня,
Не выманивай меня ты из меня.
Ты допишешь. Я кивну тебе: «Хорош!»
И утешусь втайне: «Снова непохож…»
1970
А вот кого изобразил Петр Александрович Нилус (1869-1943) известно совершенно точно. Художник Евгений Буковецкий был близким другом Петра Нилуса, они вместе жили и работали в Одессе. Совместно они создали устав Товарищества южнорусских художников. В небольшой работе Евгений Буковецкий запечатлен во время творческого процесса на фоне своего сада-огорода.
О магии живописи, о том, что каждый настоящий художник – немного волшебник, стихотворение Анатолия Владимировича Жигулина (1930-2000):
Анатолий Жигулин
Художник
Только голые камни,
Поросшие мохом.
Только клочья тумана
На стланике мокром.
Только грязные сопки
За хмарью суровой.
Только низкое серое
Зданье столовой.
А в столовой,
Над грудами мисок порожних,
Колдовал у картины
Голодный художник.
На картине желтели
Луга и покосы.
Над рекой у затона
Стояли березы.
Баламутя кнутами
Зеленую тину,
Пастухи к водопою
Сгоняли скотину…
Я смотрел на картину…
Ресницы смежались.
И деревья, и люди
Ко мне приближались.
И березы худыми
Руками качали,
И коровы мычали,
И люди кричали.
Заскрипели уключины
Над перевозом,
И запахло травою,
Землею, навозом.
1963
Великолепно передал атмосферу великого таинства создания нового творения выдающийся русский художник и мастер жанровой живописи, Владимир Егорович Маковский (1846–1920). Он изобразил другого знаменитого русского художника, великолепного пейзажиста, известного своими картинами пленэрной живописи, Константина Крыжицкого. И не первый раз мы наблюдаем в этюдах чудесный зонтик от солнца, который придает работам особенно уютный вид. Хотя, когда подумаешь, сколько всего приходилось художникам носить «на этюды», хочется пожелать им отменного здоровья.
О том, какой восторг может вызвать появление художника на пленэре у местных жителей, рассказала Марина Яковлевна Бородицкая (р. 1954). Художник словно открывает им глаза на красоту, которая их окружает:
Марина Бородицкая
Художник
Художник, смотрите, художник!
Пришёл и сидит на пеньке,
При нём голенастый треножник
И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки,
А прямо – огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке
Как чёрные тени стоят…
Художник, смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался – видно, не зря!
И кто-то в квартире двухсотой
Соседу в окно помахал:
«У нас тут такие красоты –
Художники ходят, слыхал?»
И ещё один портрет знаменитого художника за работой. Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) часто вдохновлялся красотой Удомельского края. Художник вспоминал: «После Парижа я увлекся «пленэризмом». Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему с 1905 года я стал отдавать свое внимание. В Тверской губернии, в Вышневолоцком уезде, целая колония художников, как Жуковский, Степанов, Бялыницкий-Бируля, Моравов, еще раньше их Левитан, а под конец, в октябрьскую революцию, К. Коровин, я – с 1907 по 1920 г. – жили и работали вместе среди природы, оставив мастерские».
Изображенный им Константин Коровин приехал в имение Ушаковых села Островно из голодной Москвы в 1919 году. Большой любитель рыбной ловли, он надеялся, что на озерах ему с семьей будет жить полегче. Когда смотришь на портрет, исполненный Богдановым-Бельским, трудно представить, в какой нужде жили тогда даже очень именитые художники. И недаром говорят, что чем темнее времена, тем светлее картины.
Как известно, Константин Коровин был одним из первых представителей русского импрессионизма. Поэтому осмелимся предположить, что он, как герой поэтических строк Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938), в этот момент изображал «глубокий обморок сирени»:
Осип Мандельштам
Импрессионизм
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, –
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
23 мая 1932
Подобные картины позволяют нам увидеть процесс создания искусства изнутри. Они наглядно показывают, что творчество – это не только результат, но и сам процесс, наполненный вдохновением, трудом и любовью к своему делу.
В этот праздничный день хочется выразить благодарность всем творцам, которые своими работами делают наш мир ярче и прекраснее.
С праздником, дорогие художники! Продолжайте творить и радовать нас своими произведениями. Пусть вдохновение находит вас везде – будь то уютная мастерская или залитый солнцем луг. И пусть каждый ваш этюд, каждая картина находит отклик в сердцах зрителей.
С любовью, ваша Света В.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где вы найдете не только анонсы новых статей, но и ещё много всего интересного. Например, сейчас читатели выбирают стихи и картины из подборок по каждому месяцу