Приглашаю вас сегодня, в праздничный день, зайти к живописцам в «их мастерские» и поздравить их стихами известных поэтов.
8 декабря ежегодно отмечается Международный День художника. Праздник был учрежден Международной Ассоциацией «Искусство народов мира» только в 2007 году. А творческие люди существовали и тысячелетия назад.
Древний человек изображал животных и «жанровые сцены» углем в своих наскальных рисунках. Они украшали мир, делая его прекраснее. Так и талантливые современные художники делают нашу жизнь и яркой, и более гармоничной, и даже более здоровой. Ведь разработаны специальные психологические техники, которые с помощью живописи и рисунков лечат некоторые недуги.
Существует множество высказываний известных людей, в том числе и живописцев, о том, что значит быть настоящим художником. Приведу вам лишь цитату из письма знаменитого художника-передвижника, который внес неоценимый вклад в развитие искусства XIX века – Ивана Крамского:
«...Чтобы быть художником, мало таланта, мало ума, мало обстоятельств благоприятных, мало наконец, всего, чем обыкновенно наделяется человек и приобретает – надо иметь счастье обладать темпераментом такого рода, для которого, кроме занятия искусством, не существовало бы высшего наслаждения, темпераментом, который легко отказывается от всякого другого человеческого наслаждения и не сожалеет, например, что он не так вкусно питается, как люди, рвущие куски жизненного пирога…», – Из письма Ивана Крамского Федору Васильеву, 27 января 1873 года
И сегодня, в профессиональный праздник художников, предлагаю взглянуть на их «рабочее место».
Много лет назад я побывала в «Аббатстве» в Музее-усадьбе «Поленово». Так назвал Василий Дмитриевич Поленов свою отдельно стоящую мастерскую, построенную по его проекту в 1904 году. Особенно меня поразило огромное окно, которое наполняло мастерскую светом. Это было моё первое знакомство с художественной мастерской, возможно, поэтому она мне кажется образцовой.
И начнем мы знакомство с изображениями мастерских художников с работы сестры Василия Поленова – Елены Дмитриевны Поленовой (1850-1898). Но в её работе мы не увидим мастерской брата. К сожалению, она не дожила до того, как Поленов выстроил своё «Аббатство». В своей работе «Иконописная мастерская XVI столетия» Елена Дмитриевна обращается к теме средневековой Руси и обучению молодых иконописцев не случайно. Она в это время возглавляла абрамцевскую художественную столярно-резчицкую мастерскую, в которой мастерству обучались крестьянские дети.
Интересно, что в этой картине известная акварелистка впервые взялась за технику масляной живописи.
И Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) тоже предлагает художникам учиться. Только он предлагает учиться у Бога:
Константин Бальмонт
Бог создал мир из ничего...
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, –
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
1903
А Александр Алексеевич Алексеев (1811-1878) в картине, за которую он получил золотую медаль второго достоинства, – «Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге» – изобразил мастерскую своего учителя Алексея Гавриловича Венецианова. Помимо самого художника на картине можно увидеть и двух его однокашников: Никифора Крылова и Алексея Тыранова.
Про взаимоотношения учителя-художника и его учеников стихотворение Евгения Михайловича Винокурова (1925–1993):
Евгений Винокуров
Художник, воспитай ученика…
Ал. Михайлову
Художник, воспитай ученика,
Сил не жалей его ученья ради,
Пусть вслед твоей ведет его рука
Каракули по клеточкам тетради,
Пусть на тебя он взглянет свысока,
Себя на миг считая за провидца.
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.
1961
Ещё одна картина, которая получила высокую оценку. За работу «Мастерская художника Петра Васильевича Басина» её автор, Капитон Алексеевич Зеленцов (1790−1845), был удостоен звания академика перспективной живописи. Зеленцов также выходец из венециановской школы живописи и картину он писал на заданную академическую тему: «написать картину, изображающую внутренность мастерской художника с приличными принадлежностями и несколькими фигурами». В качестве «фигур» он изобразил самого художника Петра Басина (сидит), скульптора Петра Карловича Клодта (стоит рядом с хозяином мастерской) и лицеиста Валериана Лангера (стоит за спиной художника).
Ну а Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин, 1820-1892) предупреждает художников, чтобы они поменьше обращали внимания на критику и мнение «толпы»:
Афанасий Фет
Художнику
Не слушай их, когда с улыбкой злою
Всю жизнь твою поставят на позор,
И над твоей венчанной головою
Толпа взмахнет бесславия топор;
Когда ни сны, ни чистые виденья,
Ни фимиам мольбы твоей святой,
Ни ряд годов наук, трудов и бденья
Не выкупят тебя у черни злой…
Им весело, когда мольбой презренной
Они чело младое заклеймят…
Но ты прости, художник вдохновенный,
Ты им прости: не ведят, что творят.
1846
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) обычно работал на природе и писал свои пейзажи на натуре. Поэтому его этюд «И.И. Шишкин и А.В. Гине в мастерской на острове Валаам» в своем роде уникален. А история его создания очень простая. Друзья, молодые художники, приезжали на Валаам работать над этюдами три летних сезона: 1858, 1859 и 1860 года. Пейзажистов притягивали необыкновенные виды северной нетронутой природы. Но погода на Валааме не всегда способствует натурной работе. Вот в такие ненастные штормовые дни и сидели художники в своей комнате- мастерской. А яркое солнечное окно, видимо, Шишкин написал для того, чтобы создать контраст между «застенками» помещения и прекрасной вольной природой.
А великолепная песня из «Покровских ворот» на стихи Булата Шалвовича Окуджавы (1924-1997) призывает всех людей искусства продолжать творить, не дожидаясь хорошей погоды и несмотря на внешние обстоятельства:
Булат Окуджава
Живописцы, окуните ваши кисти
Живописцы, окуните ваши кисти
в суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти, словно листья,
словно листья, словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
по традиции забытой городской,
нарисуйте и прилежно и с любовью,
как с любовью мы проходим по Тверской.
Мостовая пусть качнется, как очнется!
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется…
Что гадать нам: удалось – не удалось?
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы,
наше лето, наше зиму и весну…
Ничего, что мы чужие. Вы рисуйте!
Я потом, что непонятно, объясню.
1959
Константин Егорович Маковский (1839-1915) был страстным коллекционером, и его мастерская в доме на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга была больше похожа на антикварную лавку. Все эти вещи служили мастеру реквизитом для создания его исторических картин и не оставляли равнодушным трехлетнего сына художника – Сережу. В семье картина «В мастерской художника» носила другое название: «Маленький вор». Примечательно, что собака тоже была моделью. «Этот сенбернар не был наш пес, его привозили на сеансы от В.Ф. Голубева», – вспоминал сын художника, ставший известным критиком и историком искусства.
Когда смотришь на такого чудесного малыша, возникает мысль, а вдруг его привлекут не только яркие фрукты, но и огромные папины кисти и он тоже захочет стать художником, как герой стихотворения Агнии Львовны Барто (1901-1981):
Агния Барто
Художник
Рисовать я буду!
Рисовать я буду,
Каждому рисунку
Радуясь, как чуду!
Что я нарисую?
Девочку босую
И в цветах долины,
Парня с мандолиной –
По тропинке длинной
Он уходит в путь…
Вдалеке вершины
Все в снегу по грудь.
Рисовать я буду
И мечтать, что всюду
Поняли меня…
Рисовать я буду
Деда у огня,
Сельский дом болгарский,
Горы в тишине…
Кисточка и краски,
Помогите мне!
Младший брат Константина Маковского, Владимир Егорович Маковский (1846-1920), тоже изобразил детей на своей картине «В мастерской художника». Но это уже совсем другие дети. Мастер жанровых сцен показал, как крестьянская детвора, попав в мастерскую живописца, с любопытством рассматривает картины.
А Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) в своем четверостишии, как всегда, очень точно и ёмко сказал про разные подходы художников для выражения своих идей:
Эдуард Асадов
Художники часто разные средства...
Художники часто разные средства
Для экскурса в молодость выбирают:
Таланты, творя, воскрешают детство,
Бездарности просто в него впадают.
1994
Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) в картине «В мастерской художника» показал будни не очень состоятельного художника, которому приходится топить времянку, чтобы отогреть озябшую девушку-модель. Известно, что художник Сергей Коровин, старший брат Константина Коровина, стал прототипом живописца, а в роли натурщицы выступила племянница Прянишникова и жена художника-реставратора Александра Корина.
Критик Владимир Стасов высоко оценил работу Прянишникова, написав, что это «настоящая русская картинка, верная, искренняя и талантливая».
У Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958) есть строки восхищения портретом Александры Струйской кисти Федора Рокотова. Это настоящий гимн таланту художника:
Николай Заболоцкий
Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
1953
А мы идем дальше и попадаем в скульптурную мастерскую начала ХХ века. Сергей Васильевич Малютин (1859-1937), ученик Прянишникова и Владимира Маковского писал, в основном, портреты. Увлекался народным творчеством, и считается, что именно он создал образ знаменитой матрешки.
Малютин до 1903 года руководил художественными мастерскими в имение Талашкино, где по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство построек. В этот период он пишет картину «Скульптурная мастерская», в которой отображен творческий процесс создания художественных произведений.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) любил бывать в мастерских живописцев и скульпторов. Об одном из таких посещений (мастерской скульптора Бориса Орловского) он и написал:
Александр Пушкин
Художнику
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс Громовержец,
Вот изподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.
Тут Аполлон – идеал, там Ниобея – печаль…
Весело мне. Но меж тем в толпе молчаливых кумиров —
Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет;
В темной могиле почил художников друг и советник.
Как бы он обнял тебя! как бы гордился тобой!
1836
Мастерская Павла Дмитриевича Корина (1892-1967) располагалась в его квартире на чердаке дома № 23 на Арбате. Здесь он жил и работал с 1917 по 1934 год, здесь он с братом рисовал плакаты в «Окна РОСТА», здесь бывал Максим Горький. В небольшой акварельной работе «Мастерская» мы можем увидеть, что железная печурка, простая мебель и кухонная утварь соседствуют с великолепными античными скульптурами. Дело в том, что художник спас эти произведения искусства из Училища живописи, ваяния и зодчества, где в послереволюционные годы их хотели уничтожить.
Возможно, когда у тебя в мастерской хранится такое великолепие, то и крылья вырастают, а может они появляются и «из ниоткуда», как в стихотворении Геннадия Фёдоровича Шпаликова (1937–1974):
Геннадий Шпаликов
Бывают крылья у художников
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.
Советский художник Самуил Яковлевич Адливанкин (1897-1966) долгое время жил в Москве на антресолях бывшей гимназии на Петровско-Разумовской аллее и только в 1936 году переехал в Городок художников на Масловке, где в соседнем доме и находилась его мастерская. Его картина «Мастерская художника» наполнена солнечным светом, но пуста. Наверное, хозяин мастерской отправился за вдохновением.
О муках творчества художника написала свое стихотворение Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010):
Белла Ахмадулина
Монолог художника
Художник медлит, дело к полдню.
Срок сна его почти истек.
Я голосом моим наполню
его безмолвный монолог.
«Я мучался, искал, я страждал
собою стать, и все ж не стал.
Я спал, но напряженьем страшным
я был объят, покуда спал.
Отчаявшись и снова веря,
я видел луг, и на лугу
меня не отпускало время,
и я был перед ним в долгу.
Хотел я стать светлей и выше
всего, чем и недавно был.
И снова ничего не вышло.
Я холст напрасно погубил».
Он самому себе экзамен
не сдал. Но все это смешно.
Он спит и потому не знает,
что это – сон или кино.
Он выхода пока не видит.
Лежит, упав лицом в траву.
Во сне – не вышло. Может, выйдет
немного позже, наяву.
Героями картин Федора Семеновича Богородского (1895-1959) были матросы революции, беспризорники и простые советские труженики. Во время Великой Отечественной войны художник часто бывал на фронтах. Так в 1942 году он несколько месяцев провел в осажденном Сталинграде, а весной 1943 года был в Ленинграде. Поэтому его картина «Моя мастерская» кажется такой мирной и уютной, словно все тяготы военного времени уже позади.
Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998) своё стихотворение о Ленинградской блокаде написал под впечатлением от рассказа жены поэта Владимира Лифшица, Ирины Николаевны. Она вспомнила, как во время блокады позировала художнику и думала о том, что даже если она умрет, то хоть что-то от неё останется:
Валентин Берестов
Портрет
Блокада. Ночь. Забитое окно,
Мигающих коптилок тусклый свет.
Из мрака возникает полотно.
Художник пишет женщины портрет.
Она сидела, голову склоня,
И думала в голодном полусне:
«Вот я умру… А что-то от меня
Останется на этом полотне».
А он писал в мигании огня
И думал: «На войне как на войне.
Пусть я умру! Но что-то от меня
Останется на этом полотне».
1958
И в завершении заглянем в ещё одну женскую мастерскую. Картины Татьяны Ниловны Яблонской (1917-2005) середины 1950-х годов полны радости и света. Вот и работа «Модель в мастерской художника» не стала исключением. Творческий беспорядок, большой холст с наброском будущей картины, краснощекая юная модель, излучающая здоровье – всё кричит о том, что наступают счастливые времена, в том числе и в творчестве Татьяны Яблонской.
А Константин Яковлевич Ваншенкин (1925-2012), подводя итог под нашей сегодняшней экскурсией, всех творческих людей назвал «художниками в широком смысле»:
Константин Ваншенкин
Художники в широком смысле
Художники в широком смысле –
Поэты, трагики, певцы, –
Одни довольно быстро скисли,
Другие, право, молодцы.
На арфе, или же на лире,
Иль красками на полотне…
Но что бы там ни говорили,
Мы с вами родственны вполне.
Одна судьба, одна задача –
Рисуй, играй или пиши,
Но непременно что-то знача
Для человеческой души.
1975
Поздравляю всех художников с профессиональным праздником, а также поздравляю всех любителей живописи. Пусть в вашей жизни будет больше красоты и радости!
Ведь как говорил Василий Дмитриевич Поленов: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело».
Другие мои статьи с картинами и стихами можно посмотреть в подборке «Живопись в поэтическом сопровождении»
Мой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы своих новых статей – https://t.me/svetavlii