Найти в Дзене

Учитель физики - вымирающий вид?¿

Оглавление
Современные физики выглядят именно так
Современные физики выглядят именно так

Сегодня я хотел бы поговорить о том, что в России есть реальная проблема с учителями физики. Слава богу, математика ещё не так страдает :)

Думаю, стоит уточнить, что мои выводы основаны не на пустых домыслах, а на реальных данных. Общаясь с учениками из разных школ и городов, я пришёл к выводу, что физику зачастую ведут психологи, информатики, трудовики, но не физики. Как так вышло? Причин здесь больше, чем просто низкая заработная плата. Давайте разберём основные из них.

1. Низкий заработок.

Начнём с очевидного. Низкий заработок учителей, не только физиков, — это реальная проблема. Но давайте рассмотрим, что происходит именно с физикой. Как мы понимаем, физику чаще изучают и преподают мужчины, чем женщины. Мужчина, как правило, является главой семьи, и ему нужно обеспечивать её. Но как это сделать на зарплату в 30–50 тысяч рублей? Ответа я не знаю. Если женщина может положиться на своего мужа и с удовольствием преподавать, например, английский язык, не беспокоясь о материальном положении, то мужчине с таким заработком обеспечить семью крайне сложно. Это одна из ключевых причин, почему мужчины не идут в преподавание физики.

2. Бюрократия и снижение статуса учителя.

Эта проблема вытекает из первой. За последние 20 лет школа превратилась в оазис бюрократии. Учителей буквально заставляют заниматься бумажной работой, причём в колоссальных объёмах. Дополнительно, как мне кажется, детям предоставили слишком много прав, а у учителей эти права практически отобрали. Если в мои школьные годы учитель считался «второй мамой», а школа «вторым домом», то сейчас это просто место предоставления образовательных услуг. Учителя утратили свой статус и уважение, что напрямую влияет на качество обучения. Мужчинам, как правило, такая ситуация особенно не нравится. Чтобы привлечь их в школы, нужно создать комфортные условия работы и, как минимум, избавить от бумажной волокиты.

3. Непопулярность предмета.

Несмотря на то, что статистика сдающих ЕГЭ по физике вроде бы говорит об обратном, я считаю, что ситуация хуже, чем кажется. В прошлом учебном году, по новостям, детей буквально заставляли сдавать физику, хотя многие из них готовились к информатике. Поэтому статистике доверять сложно. Если спросить учеников, то в классе физику сдают от силы человек пять. Зачем учителю выкладываться на предмете, который не популярен и к которому у большинства учеников нет мотивации? Очень надеюсь, что государство вовремя осознает проблему и введёт соответствующие меры. Ведь когда на строительные специальности поступают с информатикой вместо физики, становится страшно за то, какие дома они будут проектировать.

4. Курсы для учителей.

Это, пожалуй, самая непродуманная вещь. Когда школьный психолог с педагогическим образованием проходит курсы и начинает преподавать физику — это абсурд. Чему могут научить на таких курсах? Физика — сложный предмет, который требует фундаментальных знаний в математике, а не поверхностного изучения. Даже учитель с профильным образованием не сразу ответит на каверзный вопрос: «Почему вес 1 кг железа больше, чем 1 кг пуха?». Что уж говорить о психологе, для которого такие вопросы — чудеса из мира физики.

Думаю, на этом всё. Конечно, причин может быть больше, но эти, как мне кажется, основные. Если решить эти проблемы, то учителей физики станет больше, и они действительно будут увлечены своей работой. Пока же я не готов променять репетиторство на работу в школе. На репетиторстве я учу физике, а в школе занимался бы бумажной работой и мысленно отправлял бы управленческий аппарат к праотцам.