У вождя народа зулу было две дочери от разных жён.
Старшую звали Хлалусе, что значит «бусина», а младшую - Хлазасе. Была она юна и свежа, как молодая зеленая травка, что по-зулусски называется «хлаза». Так уж вышло, что именно Хлазасе была любимицей отца.
Как-то девушки пошли купаться к заводи. Девушки купались и резвились в воде, оставив вещи на берегу.
Когда же девушки собирались выйти из воды, они увидели, что их вещами завладел страшный зверь Кукумадеву - огромный, длинный зверь без шерсти.
Из вещей у девушек были только передники, прикрывавшие их бёдра спереди, но на них разлёгся Кукумадеву и грелся на солнце. Как покажутся девушки в деревне без своих передников?
Хлалусе, старшая дочь вождя, вылезла из воды и, подойдя к Кукумадеву, стала упрашивать:
— Отдай наши передники, Кукумадеву!
Но Кукумадеву лишь немного подвинулся, и Хлалусе выдернула из-под него свой передник и отбежала, испугавшись, что он набросится на неё.
Но, увидев, что Кукумадеву не двигается, остальные девушки стали поочерёдно выходить из воды и подходить к Кукумадеву. Лишь по их просьбе Кукумадеву немного отодвигался, чтобы девушка могла забрать свой передник.
Одна лишь Хлазасе отказалась просить Кукумадеву, ибо она была горда. Другие девушки упрашивали её, но она не соглашалась:
— Я дочь вождя, мне не пристало просить.
Девушки так упрашивали её, чтобы Хлазасе подошла к Кукумадеву, так уговаривали, но Хлазасе всё отказывалась. Наконец, другим девушкам это надоело.
— Ну и сиди здесь, раз ты такая, — сказали девушки, а сами ушли.
Но чем ближе девушки подходили к деревне, тем больше они беспокоились: как объяснить, что Хлазасе не с ними? Ведь вождь разозлится, что они бросили его любимую дочь со страшным зверем. Чем больше девушки думали об этом, тем неохотнее они шли, тем больше замедлялись, пока совсем не остановились. Они сбились в кружок и стали рассуждать, что сказать в деревне.
Наконец, девушки решили соврать: сказать всем, что Хлазасе достигла зрелости и удалилась в отдельную хижину, чтобы переждать своё недомогание, и никому нельзя её видеть. С помощью этой лжи девушки хотели выиграть время: всё же они собирались вернуться за Хлазасе, когда уйдет страшный зверь.
А что же Хлазасе? Когда девушки ушли, Кукумадеву бросился в воду. Он собирался проглотить Хлазасе, но она стала с ним бороться. Кукумадеву был силён и огромен, но Хлазасе была ловка, к тому же она сражалась за свою жизнь, и это придавало ей сил. Так они боролись целый день, но ни один из них не мог одолеть другого. Пришла ночь, и Кукумадеву остался в заводи, ибо он устал. И девушка осталась, ибо и она устала. Там они и заснули.
Утром, ещё до восхода Кукумадеву ушёл за подмогой, ибо не сумел одолеть девушку в одиночку. Но к заводи пришёл один зверь и стал будить девушку.
— Уходи, пока не вернулся Кукумадеву с подмогой.
Тогда Хлазасе вылезла из воды, схватила свой передник и убежала.
Возле деревни девушку увидела её мать и удивилась:
— Что ты здесь делаешь? Разве твоё недомогание уже кончилось?
А Хлазасе ответила:
— Они все бросили меня у Кукумадеву.
Мать Хлазасе пришла в ярость и немедленно отправилась искать вождя.
Услышав всю историю в изложении матери Хлазасе, вождь и сам разозлился. Как могли эти девчонки бросить его любимую дочь в опасности?
Вождь пришёл к хижине, в которой, якобы, Хлазасе пережидала своё недомогание. Возле хижины была Хлалусе и другие девушки.
— Где моя любимая дочь? — грозно спросил вождь. — Я хочу её видеть.
Но девушки стали высмеивать его и издеваться. Они намекали на неподобающие отцу чувства, раз вождь так стремится увидеть свою дочь, только что достигшую зрелости.
Взбешённый вождь оттолкнул девушек и вошёл в хижину, хотя девушки и пытались ему помешать. Он перетряхнул все циновки и перевернул всю хижину вверх дном, но Хлазасе там не было. Тогда вождь выволок всех девушек наружу и здорово поколотил их, даже свою старшую дочь Хлалусе.
На крики девушек сбежалась вся деревня.
— Вождь, ты зачем бьёшь девушек?
— Они бросили Хлазасе у Кукумадеву.
Тут как раз подошла сама Хлазасе и её мать, и все люди поняли, что девушки соврали. Ведь они всем рассказывали, что Хлазасе прячется из-за недомогания.
И отец Хлазасе созвал всё племя и сказал:
— Мы должны найти Кукумадеву.
И собрались сильнейшие воины, и Хлазасе отвела их к заводи, где прятался Кукумадеву.
Рассердился Кукумадеву и вышел из заводи. Казалось, он размером с гору, но воины племени убили его и вспороли его брюхо.
А из живота Кукумадеву вышли девушки, которых он глотал живьём!
Спасённых девушек отвели в деревню, а вскоре за ними пришли их отцы. Они привели много скота в благодарность за спасение дочерей. Они зарезали несколько быков и устроили целый пир в честь Хлазасе.
---
Источник текста - мой пересказ по сказке народа зулу, переведённой Игорем Леонтьевичем Снегирёвым. В 1930-х гг он возглавлял бригаду по изучению языков колониальных и полуколониальных стран эпохи империализма и издал первую в СССР книгу африканских сказок, переведённых непосредственно с одного из африканских языков на русский (до этого существовали переводы африканских сказок с европейских языков - то есть, переводы делались по работам западных исследователей). Книга "Сказки зулу" была издана в 1937 году (и, кстати, переиздана уже в наше время). Ну а потом... была Великая Отечественная. Игорь Леонтьевич ушёл на фронт, а там попал в плен и, будучи лингвистом, работал переводчиком в концлагере. Далее, по сведениям СМЕРШ, был завербован немецкой разведкой. В 1946 году был осуждён военным трибуналом на 10 лет лагерей, и в декабре того же года умер в СевВостЛаге.
Что ж. Жизнь - не сказка. Но мы с вами почитаем в своё время ещё несколько африканских сказок и посмотрим разные иллюстрации.
Читайте всю подборку:
Подписывайтесь также на мой телеграм-канал Искусство, цветы и книги - каждый день вас ждут небольшие, но интереснейшие публикации об искусстве
В частности, о художнике Александре Яковлеве и его "Чёрном рейсе" я писала здесь и здесь, а о различных выставках, посвящённых африканскому искусству, здесь и здесь.