Война и мир Римаса Туминаса в Театр имени Евгения Вахтангова это особый космос, куда мне рекомендовали слетать избранные друзья.
Это событие, которое уже несколько лет собирает полные залы, которое не отменили из-за позиции режиссера, которое пережило режиссера, которое со временем стало только актуальнее. Я специально не читал рецензий, я не готовил свой мозг с чужой призмой. Я готовил себя морально к тому, что спектакль идет 5 часов! Что меня потом спросят: как тебе? И было опасение, что сказать будет нечего.
Это слишком сложная философская вещь. Минимум декораций, скромные костюмы, главное - диалоги героев и заложенная в них мысль авторов. Самый сложный первый акт, а потом проваливаешься и финальный монолог Пьера ты слушаешь с помутневшими глазами, где его силуэт сквозь дымку в размытом пространстве выхвачен лучом света.
Главная декорация - огромная серая плита. Она то расширяет пространство, то сужает его, то разрезает диагонально. Что это? Не знаю, что задумывали авторы спектакля, но для меня это символ времени - огромное, равнодушное, вечное, мощное пространство в котором люди переживают свою жизнь, свою войну и мир… Время и вечность… это не только декорация, но и фактическое его ощущение в зале, особенно после второго часа просмотра…
Игра актеров и составы – разные. Но удачные. Андрей Ильин, Ирина Купченко, Евгений Князев, Юлия Рутберг, Людмила Максакова…
Что по итогу? Я не художник, но я так вижу.
Война - это личность. Это человеческое эго, «принципы» и установки, амбиции и пороки. Это полное подавление сущности (о ней позже), кого эвакуировать из Москвы – раненых или пожитки? Кого убивать или не убивать: врага или человека? Простить измену или это невозможно, так как и сама измена есть проявление «войны»….
Мир - это сущность. Это Божий свет в человеке, это наш ребенок, который может любить безусловной любовью, прощать, радоваться и быть счастливым: без материальных благ, моды, излишеств…
Наташа Ростова, которую блестяще воплотила на сцене Ольга Лерман, стала красной нитью этой борьбы. Юная, живая сущность под давлением общества, установок, обстоятельств превращается в искалеченного и измученного человека, чей мир остался в прошлом.
Война в финальном монологе Пьера (роль исполнил Павел Попов) - есть подчинение свободы человека. Это и есть возвращение его к сущности. Когда пройдя плен, ты понимаешь ценность куска хлеба, после одиночества – общение с человеком. Ты начинаешь ценить простые вещи ,которые делают тебя счастливым. И Пьер – это мир, это «дурачок», ребенок, человек с «золотым сердцем», которого не перемололи обстоятельства и условности общества.
Благодарю всех, кто наградил меня таким событием в жизни. Мозг должен сталкиваться со сложными вещами, пытаться осмыслить их, прочувствовать и взорвать нейронные связи, после чего ты уже никогда не будешь прежним. Для этого и существует искусство в разных его проявлениях.