После того, как получил иранскую визу в Душанбе (можно почитать здесь), мой путь лежал в Афганистан. Границу Таджикистана и Афганистана переходил на погранпереходе Нижний Пяндж-Шер Хан Бандар.
Афганская сторона работает с 10 часов, а время отличается от таджикского на пол часа.
Как обычно, перед переходом границы, надо было подкрепиться. В этот раз я совершенно ничего не знал, что меня ждёт впереди. Около пропускного пункта было что-то на подобие кафе, потратил там оставшиеся мелкие сомони.
После этого пошел к воротам, до которых было не более 50 метров. У шлагбаума поговорил с таможенниками, они сказали, чтобы ехал прямо. Добрался до паспортного контроля. Там какой-то бардак творится. С правой стороны небольшое здание, все идут через него и туда и обратно. Сидят - один мужчина, одна женщина и врач. Женщина записывает в тетрадку всех, мужчина проверяет сумки, достаёт всякие таблетки, лекарства и непонятные субстанции, передает их доктору. Тот понюхает, повертит в руках. То ли наркотики ищет, то ли так что-то смотрит. Въезжающие афганцы спорят, доказывают, что ничего запрещённого у них нет. Таможенники утверждают обратное.
Рядом сидит один человек в маленькой комнатушке, который ставит штамп в паспорт. Ему все паспорта почему-то отдают через дверь, и все без очереди. Я отдал свой, он меня к окошку направил, чтобы сфотографировать. Подошел к окошку, сделал один шаг назад, чтобы мое лицо влезло в камеру. В этот момент какой-то афганец подошел и встал между мной и окошком. Паспортист поднимает глаза, а там стоит лицо, не похожее на паспортное. Накричал и выгнал афганца, потом поставил мне штамп в паспорт, ничего при этом не спрашивая. Велосипед никто досматривать не захотел, я почти настаивал, но мне сказали, что могу ехать куда хочу.
Граница между Таджикистаном и Афганистаном проходит по мосту через реку Пяндж. Доехал до моста. Перед мостом стоит один часовой с автоматом. Тут же, за стенкой из мешков с песком, стоит БТР с пулеметом, который направлен на мост. Поздоровался с часовым, спросил, могу ли ехать. Он только кивнул и показал в сторону моста.
И вот еду я по этому мосту в полную неизвестность, и думаю, что там ждет меня на другом берегу. Когда спускался в Таджикистане к погранпереходу, афганская сторона была вся в дымке.
Подъехал к афганскому берегу. Перед шлагбаумом сидят несколько бородатых мужчин с автоматами, в другом месте еще несколько и так везде, куда ни посмотришь. Как-то сразу стало не до шуток. Когда я подъехал, никто даже не шелохнулся, просто пристально наблюдали со своих мест. Показываю жестом, куда мне ехать. Они в ответ показали, где поставить велосипед и направили делать отметку в паспорте. Зашел внутрь здания рядом, там еще один автоматчик сидит. Никакой суеты, головой кивает, чтобы подошел к окошку. Паспортист полистал мой паспорт, и спрашивает, где виза. У меня ее и не было. Тогда он что-то сказал автоматчику, том жестом показал, чтобы следовал за ним. Вышли, он крикнул тем троим, которые сидели у шлагбаума, сказал, чтобы шел к ним. Один из афганцев встал, остальные так и остались сидеть на железной кровати перед вентилятором. Отошли мы немного. Мужчина с бородой показывает пальцем на ворота вдалеке, говорит, что надо туда. При этом одну руку вытянул и показывал пальцем, а второй рукой взял мою голову, чтобы я уж точно смотрел в цель. Я при этом почувствовал себя маленьким котенком, которого хотят наказать и потыкать мордой во что-то. Пошел я к тем воротам.
Зашёл в здание, где делают визы. Перед входом снял обувь (в Афганистане везде принято снимать обувь перед входом и ходить внутри босиком. Обычно везде лежат ковры и все очень чисто). Зашёл, в небольшой комнатке на кожаных диванах сидели еще два посетителя. Из другой комнаты вышел афганец в национальной одежде (все мужчины здесь в такой ходят). Этот такой культурный, вежливый. Спрашивает меня, зачем пожаловал. Я ему протягиваю паспорт и говорю, что мне нужна виза. Он забрал паспорт и унес в другую комнату, ничего при этом не сказал. Я тоже сел на диван в ожидании дальнейших действий. Сижу, жду, дальше ничего не происходит. Через некоторое время пришли три человека, американец, тайка и австралиец. Он занялся ими. Делал все очень степенно, не торопясь, с чувством собственного достоинства. Просидел я в этой комнатке больше часа, никто на меня внимания больше не обращал. Приходили, уходили различные люди. Этим троим выдали визы, и они ушли.
Потом пришла китаянка, у нее забрали паспорт. Она также уселась на диван рядом в ожидании дальнейших действий. Ближе к двенадцати меня позвали в соседнюю комнату (пришел я десять минут одиннадцатого). Эта комната была для собеседования. Сразу бросилось в глаза, что на вешалке висел автомат, а на окне стояло два букета красивых красных роз. Женщин, которые бы работали тут, я ни одной не видел. Человек, который занимался оформлением виз, заулыбался во весь рот и говорит на еле понятном русском: «Привет! Как дела!» Ну еще пару каких-то фраз. Спросили куда еду и на чем. Я рассказал свой маршрут. Они там что-то поговорили на своем, посмеялись. Сидишь перед ними, как на экзамене по предмету, который не выучил. То ли улыбаться, то ли нет. Говорить ничего лишнего не хочется, автомат напротив висит. Сфотографировали меня, попросили показать фото, где я с велосипедом. Я у одного заметил, что все данные они посылают через группу то ли ватсап, то ли фейсбук, не запомнил. Буквально через несколько минут им пришел ответ, и они мне выписали квитанцию. Сказали, чтобы шел оплачивать в банк. Еще будут нужны три фотографии.
Взял квитанцию и пошел обратно к велосипеду, который так и стоял около КПП. Спросил, могу ли ехать в банк на велосипеде. На что получил отрицательный ответ. Тут же один из автоматчиков позвонил кому-то, а другой сказал, чтобы следовал за ним. Мы пошли на выход из пограничной зоны туда, где были такси. Меня выпустили за забор, там уже стояла машина. Без лишних слов мы поехали в банк, который находится в городишке Шер Хан Бандар рядом с границей. Ехали минут десять не больше, может 1,5-2 км (за поездку туда обратно с меня взяли 400 афгани, примерно 500 руб). По пути остановились обменять доллары, так как за визу нужно платить только в афгани. За 100 долларов мне дали 7000 афгани. Приехали в банк В 12:30, там оказывается обед до часу. Банк находится на окраине города за высоким забором с колючей проволокой и сидящим охранником с автоматом на въезде. Поехали обратно, но не на границу, а заехали в какую-то едальню (иначе ее никак не назвать) попить чая и выждать время. Пока пили чай, пришел еще один посетитель. Ему принесли большую тарелку плова. Едят здесь все руками, вилками и ложками не пользуются. Очень было непривычно на такое смотреть.
После часа опять вернулись в банк. Там все по-серьёзному. Фотографировать внутри даже не пытался. Стою, думаю в какую дверь войти. Проходящий мимо человек свистнул, я обернулся. Он показал куда мне идти.
Сначала пошел в дверь номер три. На входе также надо снимать обувь, внутри ковры и чистота. В этой двери была обычная операционная касса с двумя окнами. Отдал квитанцию и 5850 афгани (примерно 80 долларов) за визу. Буквально сразу квитанцию вернули обратно и сказали идти в дверь номер 1. Захожу, там уже сидит какой-то начальник, очень серьезный. Посмотрел квитанцию, что-то там отметил и сказал идти в дверь номер 4. Захожу туда, с каждой дверью интерьер все богаче. Там, наверное, сам директор банка был. Я не успел к нему подойти, он говорит: «Русский». Перекинулись мы с ним парой фраз, он поставил печать на квитанции и сказал, что все.
Таксист меня ждал во дворе. Поехали обратно к границе. Подъехали к двери, откуда я вышел, а меня человек с автоматом не пускает. Минут пять разбирались, что у меня там велосипед и я ездил оплачивать визу. Ни в какую не хотел пускать. Потом подошел более толковый человек, все выяснили и меня запустили на территорию.
Пошёл в то помещение, где дают визы. Пока шел, рассматривал территорию границы. Везде сидели талибы* с автоматами, видно, что они здесь не обременены никакими должностными инструкциями.
Зашел в здание, там только одна китаянка так все и сидит на кожаном диване. Хотел отдать квитанцию, но у чиновника случился обед. Ему принесли здоровенную тарелку плова, он ходил и не обращал на меня внимания. После обеда, чиновник пошел мыть руки. Еще походил немного и лишь потом соизволил обратить на меня внимание. Забрал квитанцию и фотографии, сказал, что все окей и дал мне анкету для заполнения. Я что-то там накарябал. Как я понял, эта анкета - чистая формальность.
Пока заполнял, китаянка начала возмущаться. Она приехала на машине одна. Ее не пропускали, так как здесь женщине не разрешается ездить одной без мужчины. Ей чиновник заявил, что одна сегодня ты никуда не поедешь и визу тебе не дадут. Она хотела меня попросить, чтобы я ехал с ней. Я отказался, так как у меня был велосипед. К тому же хапнешь проблем с этими китайцами, тем более в Афганистане, где полно вооружённых людей и сам ни черта не понимаешь. Женщины здесь совершенно бесправные существа, в дальнейшем я в этом воочию убедился. Китаянку так и не выпустили, но позаботились и принесли большую тарелку плова. Но она вроде бы ничего и не поела. Палочек-то нет.
Визу я получил в третьем часу. Ее вклеили в паспорт. Афганец-чиновник вручил паспорт и сказал: «Добро пожаловать в Афганистан!»
Получение визы у меня заняло почти пять часов. Вернулся к велосипеду. Талибы*, которые сидели на кровати перед вентилятором около шлагбаума, что-то еще посмотрели в паспорте, махнули рукой, что все в порядке и дали мне дорогу. Никто у меня ничего не проверял, что я везу в сумках никого не интересовало. Поехал на выход. По территории границы видно, что она в запустении. Тут же по территории ходят дети.
Все, я официально в Афганистане. Честно, говоря даже самому не верилось. Дорога от границы идет в объезд города и выходит как раз к банку. Я все же ещё раз завернул в город. Съездил к обменному пункту, обменял 100 сомони, которые остались с Таджикистана.
Со стороны местного населения сразу же появилось много внимания. Все с большим интересом смотрят, даже не по себе становится. Хотя все на вид дружелюбные.
Забрал деньги и прямиком из города. От границы идет хорошая асфальтированная дорога. Первые километров десять дорога шла по зеленой местности, с яблоневыми садами. Вдоль дороги постоянно были люди. Все смотрели, признаюсь, первое время я даже не знал, как реагировать и что можно ждать от этих людей. Поэтому просто ехал, не обращая почти ни на кого внимания. Так всегда бывает после пересечение границы. Стресс.
Проехал эту зеленую зону, поднялся на горку и все, вся зелень закончилась и началась пустыня и людей не стало. Дорога шла отличная, асфальт, иногда переметало песком, как у нас снегом зимой.
Все проезжающие с интересом рассматривали меня. Такое ощущение, что здесь люди никогда не видели туристов. Иногда проезжали люди с автоматами на мотоциклах. Оборачивались и разглядывали с ног до головы, некоторые останавливались и просили паспорт. Простые афганцы на машинах останавливались и что-то спрашивали. Я и мог только сказать Руссия и Кундуз (город, в который я ехал).
Так ехал до вечера. То меня разглядывали, то я. Были какие-то непонятные чувства, едут бородатые мужики и смотря строго. А иногда этот злой на вид бородатый дядька улыбнется и помашет рукой. Я был в полном смятении.
Начинало темнеть. Появился очередной пункт пропуска талибов*. Меня остановили. У дороги стояло небольшое здание. Талибы* сидели на крыше. Сказали, чтобы я взял паспорт и поднимался к ним. По приставной лестнице я поднялся на крышу. И даже тут у них надо снимать обувь, и лежит ковер. В центре сидел очень вальяжный человек, главный здешний командир. У них здесь жесткая иерархия. Люди, которые были на крыше, похоже были повыше рангом. Также были несколько и на земле. Главный покрутил в руках мой паспорт, диалога у нас не получилось. Никто ничего не понимал. Спросил, могу ли я поставить палатку рядом с их КПП. Начитался интернетов, что лучше останавливаться в таких местах. Потом творилось какое-то непонятное действо. Он предлагал поесть, показывал, что есть ли у меня деньги. Сначала сказал, что можно поставить палатку, потом, что нельзя, потом чтобы я спал у них, потом вдруг сказал, чтобы я ехал дальше. Был такой жест, вроде как убирайся отсюда побыстрее, ты мне уже надоел. Я попросил воды. Ну хотя бы налили мне холодной воды, и я поехал дальше. Желания оставаться рядом с ними не было никакого.
Вокруг была голая пустыня, только с двух сторон шли опоры ЛЭП. Около одной из опор и решил поставить палатку. Свернул с дороги, когда уже темнело. Ночью меня никто не увидит с дороги, далеко, тем более что все чабаны гнали свои стада домой.
Место отличное. Сегодня я ел только утром. После пережитого стресса все же хотелось чего-нибудь пожевать. Достал из запасов гречневую кашу, которую прокатил почти четыре тысячи километров. Гречку я не люблю, но сегодня она зашла на ура. Посидел немного на горе, чтобы свыкнуться с мыслью, что я в Афганистане, потом залез в палатку и завалился спать.
Продолжение ЗДЕСЬ.
*запрещенная в России террористическая организация