В любой войне, что прежде, что сейчас, главными трофеями победителей были земли, материальные ценности и женщины. Так было и во время монголо-татарского нашествия. В ту давнюю эпоху даже намёка на благородство завоевателей не существовало! Также не существовало никаких международные конвенций и соглашений на эту тему.
Впрочем, и в недавних войнах они не сильно помогали… Вспомнить хотя бы Вторую мировую войну или конфликт на территории Югославии. Женщины страдали больше всего. Во время татаро-монгольского нашествия их убивали, насиловали, уводили в рабство. Русские девушки и даже девочки особенно ценились у завоевателей.
Обычно знатные женщины становились добычей ханов, крупных военачальников, остальные доставались простым воинам. Причем возили пленниц в повозках вслед за войском, «хозяева» насиловали их в пути.
Ещё Чингисхан составил, так сказать программу своих действий. Он считал, что для мужчины главным наслаждением является возможность грабить, слышать стоны умирающих врагов и насиловать их жён и дочерей.
Лучше смерть, чем плен и позор
Столетия прошли со времен ига, достоверных сведений почти не осталось. Письменные источники более поздней поры больше рассказывают о легендах, чем о настоящей трагедии.
Но даже они повествуют о решительности знатных женщин, выбравших гибель, а не положение невольниц. Да и мужчины семьи вели себя благородно, не отдавали добровольно (как нередко случалось у других народов) жён и дочерей, расплачиваясь жизнью.
Для монголов важен был вопрос статуса. Они владеют женой или дочерью своего врага, знатного князя, что может быть почетнее.
В "Повести временных лет" рассказывается о рязанском князе Фёдоре, который поехал в ставку Батыя. Наверно, пытался договориться, чтобы захватчики не разоряли Рязань, привез щедрые подарки.
Батый потребовал, чтобы к нему прислали жён и дочерей князя и его спутников, не скрывая намерений: "чтобы изведать их у себя на ложе". Особенно сластолюбец требовал жену Фёдора, о красоте которой был наслышан.
Князь отверг эти притязания, была убита вся делегация рязанцев. Город пал через несколько дней осады. Когда началась расправа над жителями, вдова князя Федора Евпраксия вместе с крохотным сыном Иваном поднялась на высокий терем и бросилась вниз. Она выбрала смерть, а не позор пленницы.
Многие русские княгини и боярыни последовали примеру Евпраксии (хотя вряд ли знали о ее гибели), женщины понимали, какие ужасы их ждут, если останутся в живых.
Так, когда монголы захватили Киев, знатные дамы искали спасения в церквах. Обрушившиеся внутрь кровля и купола похоронили женщин. По другой версии, они совершили массовое самоубийство.
Противоречивые сведения остались о судьбе Владимирской княгини Агафьи. По одним источникам она погибла в огне во время штурма. По другим – попала в плен к татарам, была замучена до смерти.
С высоты нашего времени, хочется задать вопрос – почему князья и другая знать не прятали женщин своих семей, а оставляли в городах? Возможно, потому, что набег врага был стремительным, просто не успевали. Или потому, что надеялись – крепостные стены надежные, спасут от монголов.
Однако позднее, когда монголы воцарились на Руси, князья стали осторожнее и дальновиднее. Не показывали женщин семьи баскакам и ханам. Если грозил набег – увозили в отдаленные уделы, глухие места.
Гарем – не худший вариант плена
Молодые и красивые славянки, к тому же знатного происхождения могли оказаться в гареме знатных монголов, как в качестве наложниц, так и прислуги.
Для наложниц условия были неплохие, женщин кормили, была стабильность. Однако, это всё равно тюрьма, где надо отказаться от своего прошлого и православной веры. Особенно когда в орде стал распространяться ислам.
Стоит вспомнить бесконечный турецкий сериал «Великолепный век». Это, конечно, гарем Османской империи (XVI век), не монголы. И при всех красивостях сериала показано, как поначалу тосковала девочка Роксолана, которая рассталась с родителями и вынуждена была принять ислам.
Большую же часть пленниц гнали на невольничьи рынки. Если женщинам удавалось выдержать все ужасы дальнего пути, голод, издевательства охранников, они попадали на рынки в качестве живого товара. Их ждал тяжелый труд, надругательства, вряд ли они жили долго.
За славянских женщин, особенно юных и красивых, можно было выручить хорошие деньги. Центром работорговли к XIII веку становится Кафа (Феодосия).
По мнению историков, за 2 века существования рынка в Кафе здесь было продано почти 7 млн. человек, значительная часть из них славянские девушки, девочки 8 – 24 лет. Их продавали в дальние страны, в том числе, в Северную Африку. Так что в жилах современных арабов, возможно, течет русская кровь.
Выкуп как единственный способ спасения
На Руси ещё до нашествия монголо-татар была распространена система выкупа. Так известно из письменных источников, что пленных Русь выкупала у Византии.
После нашествия Батыя спасать пленных было просто некому: многие князья, знатные люди погибли, в стране царила разруха. Найти следы угнанных девушек было почти невозможно.
Если же родственница находилась живой, то в Золотой Орде поступали практично, запрашивали за боярынь и княгинь огромные деньги. Хотя, если девушка нравилась хозяину, выкупить ее даже за большие деньги не получалось, она оставалась в гареме.
Многие выкупленные женщины возвращались на Родину с детьми, отцами которых были монголы. Надо понимать, захватчики не держались за свое потомство.
Если же пленница оказалась в неволе ребенком, прожила вдали от дома многие годы, она ничего не помнила о своей семье.
Показательна судьба спасенной из неволи девушки, о ней рассказано в летописи более позднего времени. Двадцатилетняя Анна, дочь боярина. Это все, что Анна о себе помнила. Ни имени отца, ни города, из которого ее увезли, сказать не могла. Социализировать бывших пленников в такой ситуации очень сложно.
Историки считают, что монголо-татарское иго имело для русских женщин отдаленные, весьма тяжелые последствия. Изменилось положение женщины в русском обществе. Они утратили свободу, которая была прежде. Появился восточный менталитет с пренебрежительным отношением.
Мужчины русской знати, пусть и невольно, перенимали нравы поработителей, с которыми были вынуждены общаться. Еще одним ужасающим фактом для русских женщин стала распространенная практика – завоеватели забирали в заложники у князей их сыновей. В Орде о мальчиках заботились, даже учили.
Только возвращались на Родину юные князья чужими людьми, впитавшими чужую культуру, с пренебрежением относящиеся к матери, сестрам.
А что вы думаете про судьбу женщин, попавших в плен?
Вам может быть интересно: