Опрос «Справочник врача», проведенный летом 2024 года, показал, что медики считают процедуру прохождения ИОМ неэффективной. В опросе участвовали почти 1200 врачей. В этой статье расскажем, с какими трудностями столкнулись специалисты.
ИОМ в медицине: что это такое?
ИОМ (интерактивный образовательный модуль) — это дистанционный образовательный курс, интегрированный в персональный образовательный график работника здравоохранения.
Основная цель прохождения ИОМ врачами — предоставить медицинским специалистам возможность быстро и эффективно повысить знания, навыки и умения по актуальным темам. ИОМ предназначен для оперативного обучения, независимо от местоположения специалиста.
ИОМ — короткие онлайн-курсы, интерактивные симуляции и тренажеры — разрабатываются на основе современных клинических рекомендаций (КР) и принципов доказательной медицины и проходят исключительно в дистанционном формате на портале НМФиО.
Какие законы регламентируют прохождение ИОМ по клиническим рекомендациям?
В соответствии с протоколом совещания от 15 мая 2024 года (№ 52/16-5/235) под руководством заместителя Министра здравоохранения РФ Т. Семеновой и поручением Заместителя Председателя Правительства РФ Т. Голиковой, медработники обязаны пройти обучение по клиническим рекомендациям (КР) в формате интерактивных образовательных модулей (ИОМ) на Портале НМФиО до 1 декабря 2024 года.
Руководители медицинских организаций должны были утвердить графики обучения и внести их в персональные планы сотрудников через Личный кабинет работодателя на Портале НМФиО.
ИОМ-КР основаны на утвержденных КР Минздрава России (Рубрикатор КР). Курсы доступны специалистам, указанным в Приложении А2 соответствующих КР. Прохождение тестов ИОМ обязательно для подтверждения обучения.
Причины неэффективности прохождения ИОМ медицинскими работниками
Неэффективность прохождения ИОМ КР медработниками обусловлена рядом факторов:
- Основная проблема заключается в недостатке времени. 87% опрошенных врачей не получили выделенного рабочего времени для обучения и вынуждены были проходить курсы в личное время, что привело к изучению материала «между приемами пациентов» и снизило качество усвоения информации. Более того, объем заданий значителен: от 50 до 250 ИОМ (в среднем 40-45 минут каждый), что при ограниченных временных ресурсах создает дополнительный стресс для медиков.
- Ситуацию усугубляет давление со стороны работодателей. Почти 40% опрошенных врачей столкнулись с угрозой наказания за не пройденное обучение, включая увольнение или лишение стимулирующих выплат. Даже при отсутствии прямых угроз, треть опрошенных неопределенно ответили по поводу возможных санкций со стороны руководства.
- Вызывает нарекания врачей и качество самих ИОМ. Почти половина опрошенных отметили избыточный объем информации, а каждый пятый — сложность изложения материала. Четверть респондентов столкнулись с техническими проблемами на портале НМФО, а часть опрошенных указывает на нерелевантность тем ИОМ профессиональной деятельности медиков.
Таким образом, инициатива Минздрава по внедрению интерактивных образовательных модулей для обучения медицинских работников вызвала неоднозначную реакцию среди медиков. Цель ИОМ — упростить доступ к информации и обеспечить контроль за образовательным процессом, однако обязательный характер обучения и отсутствие выделенного рабочего времени приводят к формальному подходу и дискредитации данной системы образования.
Также хотим напомнить медработникам, что любое наказание за непрохождение ИОМ признается незаконным, так как обязательным является только прохождение аккредитации, подтверждающей квалификацию врача.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные новости из мира медицины. Также вы всегда можете обратиться к специалистам «ИМО» за помощью в аккредитации.