Найти в Дзене
Пераново перо

Мафиози Валентина Гафта поили всем рестораном

12 декабря - день памяти народного артиста России Валентина Гафта. Он ушел из жизни четыре года назад. В фильме "Воры в законе" артист сыграл главную роль - мафиози Артура. Сегодня эту картину, которая была снята по рассказам Фазиля Искандера, называют первым образцом советского гангстерского кино. «Крестный отец» Артур (Валентин Гафт) держал в страхе все южное побережье, но влюбился в юную красавицу Риту (Анна Самохина) и на время отвлекся от своих скорбных мафиозных дел. Конкуренты ему этого не простили… - Закончив работу над сценарием, я приехал в Сухуми и обнаружил, что все написанное Искандером – не художественный вымысел, а жизненный факт, - говорит Юрий Кара. – Тогда я решил снимать «Воров» уже как документальное кино. Хотелось рассказать о том, что творилось у нас во времена, когда все вокруг кричали: этого у нас нет и быть не может. Я попросил помочь мне встретиться с реальным вором в законе, который тогда находился в заключении. Встретились мы в кабинете главы МВД Абхазии: п

12 декабря - день памяти народного артиста России Валентина Гафта. Он ушел из жизни четыре года назад. В фильме "Воры в законе" артист сыграл главную роль - мафиози Артура.

Анна Самохина и Валентин Гафт. Кадр из фильма
Анна Самохина и Валентин Гафт. Кадр из фильма

Сегодня эту картину, которая была снята по рассказам Фазиля Искандера, называют первым образцом советского гангстерского кино. «Крестный отец» Артур (Валентин Гафт) держал в страхе все южное побережье, но влюбился в юную красавицу Риту (Анна Самохина) и на время отвлекся от своих скорбных мафиозных дел. Конкуренты ему этого не простили…

- Закончив работу над сценарием, я приехал в Сухуми и обнаружил, что все написанное Искандером – не художественный вымысел, а жизненный факт, - говорит Юрий Кара. – Тогда я решил снимать «Воров» уже как документальное кино. Хотелось рассказать о том, что творилось у нас во времена, когда все вокруг кричали: этого у нас нет и быть не может. Я попросил помочь мне встретиться с реальным вором в законе, который тогда находился в заключении. Встретились мы в кабинете главы МВД Абхазии: привели щуплого человечка по фамилии Лакуба, чей дед стоял у истоков создания местной милиции. Это было занятно: на стене в кабинете висит портрет дедушки, а под ним в наручниках сидит внук. Меня поразили его спокойствие, прагматичность. Он послал в OОН письмо, где писал, что в ходе расследования его дела нарушаются права человека, и министр не знал, как ему теперь поступать. Потому в роли «крестного отца» Apтура и возник именно Валентин Гaфт - требовался герой с мыслительными способностями, которому под силу держать в кулаке всех вокруг.

Байку Льва Дурова про Валентина Гафта читайте в статье канала «Пераново перо» по ссылке:

На роль «чегемской Кармен» Риты режиссер пригласил, пожалуй, самую красивую в то время актрису нашего кинематографа Анну Самохину.

- Конечно, образ Риты после этого фильма прикрепился ко мне надолго,- рассказывала мне Анна. – Порой, это очень мешало, иногда помогало. Помню, во время съемок мы часто заходили в ресторанчик «Гурман» в Ялте. Там было настолько вкусно и уютно, что у меня - тогда 25-летней советской девушки – закралась мысль открыть когда-нибудь свой ресторанчик у себя в Питере. Через десять лет после выхода фильма я это осуществила.

Анна Самохина. Кадр из фильма.
Анна Самохина. Кадр из фильма.

- Однажды в перерыве между съемками «Воров» мы вместе с Зиновием Гердтом, который играл адвоката, и Аней Самохиной ужинали в ресторане при ялтинской гостинице, - вспоминал Валентин Гафт. – Сели за стол, и я предлагаю: «Ну, что, Зиновий Ефимович, закажем по коньячку?» Гердт качает головой: «Нет-Нет, Валя, подождите. Ну что вы торопитесь? Смотрите меню спокойно». Ровно через десять минут официант приносит бутылку шампанского и ставит на стол: «Это для вас – с того столика». Оборачиваемся – там кланяются: «Спасибо, спасибо». Потом появляется еще шампанское. Следом – бутылка коньяка, за ней – бутылка вина. И через час полстола уставлено всевозможными бутылками. Зиновий Ефимович улыбаясь, посмотрел на меня и произнес: «Ну вот, Валя, а вы собирались заказывать!».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Об актере Зиновии Гердте читайте в статье канала «Пераново перо» по ссылке:

В конце 1980-х в нашем кино лишь два фильма отличались по-настоящему захватывающими каскадерскими трюками – «Пираты ХХ века» и «Воры в законе». Драки, автомобильные аварии, пожары, люди в огне – всю эту роскошь обеспечила огромная команда каскадеров.

О съемках фильма «Пираты ХХ века» читайте в статье канала «Пераново перо» по ссылке:

- Ох и намучился я в фильме с Амаяком Акопяном, - рассказывал мне каскадер Константин Кищук, сыгравший так же бандита Гарика. – Снимаем эпизод избиения Кукольника, которого играет Акопян. Он должен отбиваться от нас канистрой. Но вместо того, чтобы изображать, что меня бьет, Акопян лупил меня этой самой железкой не понарошку, со всей дури. «Ну ладно, получишь у меня», - говорю. Наконец, настал наш черед его бить, и я ему врезал тоже по-настоящему.

Владимир Стеклов. Кадр из фильма
Владимир Стеклов. Кадр из фильма

Пострадал на съемках эпизодов с драками и актер Владимир Стеклов (Петров).

- Снимаем мы сцену, когда моего героя задерживают, а он отбивается, - вспоминает Владимир Александрович. – Режиссер потребовал надеть мне вместо реквизиторских наручников настоящие, которые он увидел на поясе сотрудников ОМОНа. Снимаем. Один актер должен ударить меня ногой в причинное место. Постановщик драки предупредил: «Он, конечно, удар лишь обозначит, но на всякий случай прикройся руками». Удар оказался настолько сильным, что несмотря на блок, я потерял сознание. Придя в себя, заметил, что кисти у меня стали фиолетовыми! Зато сцена была снята с первого дубля. В следующем эпизоде я уже должен был ударить ногой в пах каскадера. Но я не знал, что у него там пластиковый щиток, и здорово отбил себе ногу.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов