19 сентября - Международный пиратский день. По-английски название праздника звучит как «International Talk Like A Pirate Day», что в буквальном смысле означает - «международный день, в течение которого нужно разговаривать как пират». Ну как тут не вспомнить популярный советский боевик «Пираты ХХ века», которому в этом году исполнилось 45 лет.
В середине 1970-х режиссер Станислав Говорухин показал своему коллеге Борису Дурову газетную заметку, где говорилось о том, как морские пираты в водах Средиземного моря напали на итальянское судно. С борта было похищено 200 тонн урановой руды. Порешили, что сценарий напишут вместе, а снимать будет один Дуров. Говорухин тогда готовился к съемкам другого фильма и времени на «Пиратов» у него не оставалось.
- В те годы цензура работала уже на стадии замысла фильма, - вспоминал режиссер Борис Дуров. - Уран по сценарию нам запретили. Тогда мы придумали, что корабль везет большой груз опиума для фармацевтической промышленности. Тут поднялся такой шум: «Никаких наркотиков!» Я разозлился: «Тогда наш корабль повезет бланки партийных билетов!» Но удалось отстоять опиум.
Цензоры советовали сценаристам как можно меньше включать в фильм сцены драк. Такой вид борьбы, как каратэ, в Советском Союзе хоть и существовал, но почти подпольно. А потому пираты-каратисты вызывали крайнее неудовольствие. Каждую сцену драки в сценарии авторы отстаивали с боем.
К тому времени актер Талгат Нигматулин уже получил титул чемпиона Узбекистана по каратэ, год проучился в цирковом училище и окончил ВГИК. Он пришел на киностудию пробоваться в массовку «Пиратов». Но, как только режиссер увидел Талгата, решил: вот он и будет играть пирата Салеха, по прозвищу Малыш. И уже Талгат позвал попробоваться на роль механика Сергея своего однокурсника Николая Еременко.
- Режиссер поначалу во мне не был уверен. Ведь роль, по сути, не актерская, а спортивная, нужно было уметь хорошо плавать и драться. Я тогда подошел к нему и предложил пощупать бицепсы. Он пощупал и утвердил меня на роль, - вспоминал Еременко.
Пока в Москве шли пробы актеров, ассистенты режиссера выехали в Крым искать натуру. Для начала нашли два корабля – «Фатеж» и «Адмирал Лунгин». Первый «исполнил» роль парохода «Нежин», который и вез опиум, а второй переименовали в кадре в «MERCURY» - корабль пиратов.
Съемки фильма проводились сразу в нескольких местах: в грузовом порту Ялты, в Голубой бухте и на Царском пляже Нового Света, в Тихой бухте Коктебеля, близ мыса Тарханкут.
- Месяц мы жили в одном месте, потом на месяц переезжали в другое, и так ездили по Крыму, - рассказывает Наталья Хорохорина (буфетчица Мария). – Со временем эта постоянная жара нам так надоела. Мы только и мечтали – скорее бы домой вернуться, в прохладную Москву.
С особым содроганием Наталья вспоминает сцену, где ее героиню избивает пират Салех. Эти съемки проходили в Коктебеле.
- Давайте я буду бить ее палкой по-настоящему, но вполсилы, - предложил режиссеру после небольшой репетиции Талгат Нигматулин.
Борис Дуров согласился. Под одежду на спине актрисы привязали подушечки. Но на втором дубле Талгат так вошел в роль истязателя, что слезы у Натальи потекли в кадре настоящие. Ее спина сразу превратилась в один сплошной синяк!
- Я не обиделась на Талгата, хотя и было очень больно, - смеется сегодня актриса. – Понимаю же, что делал он это не со зла. Он же профессиональным каратистом был, сильным, вот и не рассчитал свои удары. А я ради хорошего результата не могла пожаловаться, вот и терпела.
Там же в Коктебеле в одной прибрежной кафешке Нигматулин признался в любви к Хорохориной. Но Наталья мягко ответила отказом.
- После этого разговора у нас сложились дружеские отношения, - рассказывает актриса. – Я всегда восхищалась Талгатом. Это был интересный, тонкий человек.
- Он только на экране был жестоким, а за кадром неожиданно добрым, милым, спокойным и дружелюбным, - вспоминает Георгий Мартиросян (член команды корабля «Нежин» Клюев). – Талгат рассказывал, как в детстве, чтобы лучше выучить русский язык переписал от руки два тома романа Толстого «Война и мир». А еще он гадал членам съемочной группы по руке.
- Мне тогда Талгат предсказал, что скоро в моей жизни будет исправлена несправедливость, - признавался актер Петр Вельяминов (Капитан «Нежина»). – Я поначалу не понял, что же это. В моей жизни был несправедливый период, когда я сидел в лагере за «антисоветчину». Но мало, кто знал об этом факте. А в 1983 году пришла бумага, что мое имя реабилитировано. Вот тогда я вспомнил предсказание Нигматулина.
В эпизоде, когда Сергей Сергеич – Николай Еременко прыгает со скалы на корабль пиратов, этот трюк актер исполнял сам. Камера включена. Корабль проходит рядом со скалой, Еременко разбегается и… Не допрыгивая до борта, падает в воду. Его чуть не затянуло под работающие лопасти винта. Как потом признавался актер, избежать смерти, ему помогло лишь чудо.
- Травмы, полученные на тех съемках, сказывались долго, - вспоминал Еременко. - Напоминают о себе выбитые кости. Мы ведь тогда молодые были, отчаянные, и работали без дублеров. Помню нашу драку с Талгатом Нигматулиным. Снимали с трех точек и не одновременно, а по очереди, поэтому съемка затянулась на целый день. А дрались мы на бетонном полу павильона. Скажу, что удовольствие ниже среднего, когда тебя в течение двенадцати часов со всей силы швыряют на бетон.
Бывали дни, когда на натурных съемках про актеров забывали и не привозили обеды. Вот тогда снаряжали в близлежащий населенный пункт актера Георгия Мартиросяна. Он приходил в столовую какого-нибудь санатория и упрашивал тамошних работниц продать (а иногда и просто подарить) обеды. Обаятельному актеру отказать не могли и отпускали внеплановые обеды. Взамен просили рассказать байки из жизни актеров.
После просмотра фильма чиновники вынесли вердикт: «Это проамериканское кино, такое выпустить советскому зрителю мы не можем!» Пленку отправили в архив, чтобы размагнитить. До сих пор никто не знает, кто же тот проницательный работник архива, который этот фильм вложил коробку с пленкой в те, которые отправляли еженедельно Брежневу на дачу. Генсек так распереживался за советских моряков, что посоветовал поскорее выпустить фильм на экран. Зритель пошел в кинотеатры валом.
- За выполненные мною трюки я не получил ни рубля, - делился своей обидой Николай Еременко. - А после картины смог купить себе только цветной телевизор и пакистанский ковер.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов