Почему близкие Валентина Серова звали его Антоном? Как случилось, что юный Серов воспитывался в коммуне? Кого художник называл "второй матерью"? Почему Серов отказался писать портреты царской семьи? И почему художник вышел из Товарищества передвижников? О 10 важных фактах биографии Валентина Серова написала Елена Федотова.
1. Семья
Валентин Серов родился в Санкт-Петербурге 7 (19) января 1865 года в семье Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой. Отец художника был известным композитором и музыкальным критиком. Он скончался, когда сыну не было и пяти лет. Мать была одной из прогрессивных женщин своего века: народница, феминистка, сторонница демократических идей, она стала первой в России женщиной-композитором. С Валентины Серовой Илья Репин написал свою царевну Софью, увидев в ней сильную, волевую натуру. В детстве родители звали Валентина Серова Валентошей, Тошей и даже Тоней. Повзрослевшего Серова друзья и знакомые называли Антоном.
2. Коммуна
С 5 до 6 лет юный Серов жил в коммуне — «земледельческой интеллигентской колонии», основанной Натальей Николаевной Друцкой-Соколинской, подругой матери художника. Валентина Семёновна Серова после смерти мужа отправилась постигать музыкальную науку в Мюнхен к известному дирижеру Герману Леви. Быт смоленской коммуны был устроен по образцу, описанному Чернышевским. Мужчины и женщины ходили в одинаковой одежде, ели грубую пищу, дети приобщались к труду — за плохо помытую посуду наказывали. Маленький Серов невзлюбил свою попечительницу — однажды она в воспитательных целях порвала его рисунок с лошадкой. Спустя 40 лет он вспоминал этот случай с большим огорчением. Однако именно в Никольском Серов начал рисовать — Друцкая первой заметила талант у ребенка и обратила на него внимание матери.
3. Репин
Серову с самого начала повезло с учителями. Его первым преподавателем рисунка и живописи стал немецкий художник Карл Кёппинг — после года пребывания в смоленской коммуне Валентина привезли к матери в Мюнхен, где он прожил в течение двух лет. Вторым же преподавателем Серова стал сам Илья Репин: мать и сын приехали в Париж, где Репин отбывал пенсионерскую поездку после окончания Академии художеств. Впоследствии Серов продолжил посещать мастерскую Репина уже в Москве и некоторое время даже жил в его семье. Дружба связывала двух больших художников долгие годы. Как вспоминала мать Валентина Серова, он сохранил к Репину «родственные отношения до самой могилы». Хотя постепенно отношения двух гениев омрачились взаимными обидами.
4. Мамонтовы
Теплые семейные отношения сложились у Серова и с семейством Мамонтовых. В усадьбу Абрамцево Серов попал в 10 лет, легко влившись в многочисленную радушную семью, жившую «с чисто русским широким размахом». Особенно же Серов привязался к Елизавете Григорьевне Мамонтовой, которую считал второй матерью. Близко сошелся Серов и с детьми Мамонтовых. «До своей женитьбы, до семейного собственного очага, Тоша искал уюта, теплоты в чужих семьях, отогревался у чужих очагов. Я не могла ему создать постоянной семейной обстановки», — писала мать художника. Серов неоднократно гостил у Мамонтовых в Абрамцеве, среди всех портретов семейства самым ярким стал портрет Веруши Мамонтовой — знаменитой «Девочки с персиками».
5. Симоновичи
Большое значение в жизни Серова занимала и семья Симоновичей. Тетка художника, сестра его матери Аделаида Семёновна была замужем за врачом-педиатром Яковом Мироновичем Симоновичем. «Оба супруга были яркими представителями 60-х годов», — вспоминала мать художника. Страстные энтузиасты просвещения и педагогики, Симоновичи были основателями первого в России детского сада, публиковали труды по воспитанию детей. В «трудовой салон» на Кирочной улице в Петербурге, где проживало семейство, стремились по субботам и однокурсники Серова по Академии художеств — Михаил Врубель и Владимир Дервиз. У Симоновичей Серов познакомился с будущей женой — Ольгой Трубниковой, воспитанницей семьи, которую Симоновичи приняли после смерти матери, пациентки доктора Симоновича, от чахотки.
6. Ольга Серова
«С такого лица только ангелов писать» — так сказал Павел Чистяков об Ольге Трубниковой, когда Серов познакомил учителя с невестой. Уже в 19 лет Ольга и Валентин признались друг другу в любви, но поженились лишь через 5 лет. Свадьбе предшествовал многолетний роман в письмах — влюбленные подолгу жили в разных городах, лишь изредка встречаясь. Серов оказался идеальным мужем и отцом. А Ольга Серова стала идеальной матерью шестерых детей. «Мама была человеком удивительной душевной чистоты и непосредственности, — вспоминала дочь Серовых Ольга. — В ней до самой старости сохранилось что-то девичье, юное». Серов создал 12 портретов жены, самый известный из которых — «Летом» — был написан в Домотканове. Супруги прожили душа в душу 22 года.
7. Домотканово
Имение друга и родственника Серова Владимира фон Дервиза с уютным названием Домотканово стало одной из важных «точек перемещения» художника. Серов любил эту тверскую усадьбу как родной дом и бывал там с 1886 года постоянно до самой смерти. Здесь было написано огромное количество знаменитых картин: «Баба в телеге», «Баба с лошадью», «Пруд», «Русалка» и, главное, «Девушка, освещенная солнцем». Солнечную девушку Серов писал с двоюродной сестры Марии Яковлевны Симонович в течение трех месяцев, каждый день с утра и после обеда. В начале четвертого месяца терпеливая модель все-таки сбежала от художника в Петербург, потому что поняла, что он «выполнил ту задачу, которую себе назначил». Незадолго до своей кончины в разговоре с Игорем Грабарем Серов обмолвился: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся».
8. Передвижники
Серов рос в окружении передвижников. Одним из его первых учителей был флагман товарищества Илья Репин. В мамонтовской усадьбе Абрамцево, где Серов провел детские годы, он общался с ведущими передвижниками, которые были его наставниками не только в мастерстве, но и в формировании мировоззрения и вкуса. Его мать, ее родные и друзья, шестидесятники XIX века, были сторонниками демократических идей, как и многие ведущие передвижники. Скромные серовские пейзажи с изображением простых сцен крестьянского быта были созвучны интересу передвижников к народной жизни. Серов вступил в товарищество в 1894 году, до этого несколько лет участвуя в передвижных выставках в качестве экспонента. Однако уже в 1900 году он выходит из товарищества. Не только из-за консерватизма и распрей, раздиравших товарищество изнутри, но из-за устаревшего художественного языка «старших товарищей», не приемлющих новейших течений.
9. Царская семья
Впервые Серов получил заказ на изображение царской семьи в 1892 году от харьковского дворянства. Групповой портрет был заказан в честь чудесного избавления монархов после страшной катастрофы на железной дороге близ харьковских Борков. Несколько этюдов членов царского семейства художник писал с натуры. Однако Александр III устроил «царские смотрины» для художника лишь однажды, позволив увидеть себя художнику с лестницы дворца. Серова пригласили писать царское семейство во время коронации следующего монарха — акварель «Миропомазание Николая II в Успенском соборе» вошла в Коронационный альбом. Серов выполнил несколько портретов членов царской семьи, что способствовало укреплению его профессиональной репутации. Однако сотрудничество было прервано в 1900 году, когда Серов писал очередной портрет Николая II. Царица Александра Фёдоровна сделал художнику замечание по поводу «погрешности в рисунке лица». Серов заметил царице, «полагаю, что все же умею писать лица». Закончив сеанс, Серов отказался завершать портрет. Сергей Дягилев пытался примирить художника с монархами, однако получил решительный отказ: «В этом доме я больше не работаю».
10. Дягилев и "Мир искусства"
Серов познакомился с отцом-основателем объединения «Мир искусства» Сергеем Дягилевым в 1897 году и почти сразу попал под обаяние этого «крестоносца красоты». «Сергей Павлович — человек с глазом. Второго такого не сыщешь… — говорил про него Серов. — Подумать, сколько наворотил этот человек и сколько в нем самом наворочено. Много в нем хорошего, а еще больше плохого, отвратительного. Более чем кого бы то ни было я ненавижу его и, представьте, люблю!». К сближению с мирискусниками Серова подтолкнул поиск единомышленников в его интересе к новому искусству – он стал членом объединения в 1900 году. Серов пользовался огромным авторитетом среди новых товарищей, безмерно уважавших его. Когда журнал «Мир искусства» лишился финансовой поддержки, Серов обратился к Николаю II, который выделил на содержание журнала немалую сумму. Когда дягилевские балеты подверглись критической атаке в прессе, Серов написал публичное письмо в их защиту.
БОЛЬШЕ ФАКТОВ О ВАЛЕНТИНЕ СЕРОВЕ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ ЛАВРУС