Гун Чунь 龚春 (1488–1566)
Гун Чунь был слугой, и в 26 лет вместе со своим господином отправился в монастырь Дин Шу для обучения искусству дзена. Там он увлёкся керамикой — местный монах научил его работать с исинской глиной. После создания своего первого заварочного чайника в форме древесного нароста капа (т.наз "ведьмин веник", он же "Гриб Долголетия") Гун Чунь был освобождён от всех своих служебных обязанностей и целиком посвятил свою жизнь чайному искусству.
Остальные формы созданных им вручную чайников, скорее всего, тоже были выполнены в природном стиле. Согласно преданию, он же придумал такие формы чайников, как Дворцовый Фонарь, Яйцо Дракона, Шестилепестковый Круглый Мешочек. До нашего времени дошёл только первый чайник, Гриб Долголетия, с некоторой утратой — без крышки — и с большой оговоркой: в 1928 году его якобы случайно заприметили в лавке старьёвщика г. Сучжоу; печать на теле чайника гласила: "мастер Гун Чунь"; крышку в виде хвостика тыквы чайнику подарил Хуан Юйлинь; возникает вопрос: не является ли чайник целиком и полностью работой Хуана? — ведь он так качественно отличается от всех работ того времени! (они обычно намного больше в размерах, грубее и проще, из другого вида глины и не с такой образцово выполненной подписью).
Последователи Гун Чуня, т.наз "Четвёрка Великих": Дун Хань, Чжао Лян, Ши Пэн, Юань Чан — продолжили дело мастера, создавая всё новые природные формы. Они же заложили принципы искусства создания исинского чайника:
"Исинский чайник должен гармонично сочетать в себе форму, идею, энергетику, манеру исполнения и сырьё".
Ши Да Бинь, или Шаошань 时大彬 (1573–1648)
Знаменитого мастера Ши Да Биня 时大彬 уважительно называют патриархом чайного искусства, самым великим мастером после Гун Чуня. Он был сыном Ши Пэна, ученика Гун Чуня, и известен также под именами Шаошань, Дабин, Шибин.
Шаошань начал создавать чайники в 13 лет; сначала это были достаточно большие образцы природных форм, чуть позже появились экспериментальные геометрические, ребристые, плоские модели. Мастер крайне ответственно подходил к своим работам: примерно 9 чайников из 10 не отвечали его высоким требованиям и он их разбивал.
Благодаря чайным встречам и философским беседам со своими друзьями, художником Мэй Гуа и каллиграфом Цуай Люанем, Дабин разработал новый тип чайника: эгоист, рассчитанный на одного человека. Он же придумал для него много разных новых форм и видов.
Благодаря Шаошаню мир узнал о таких чайниках, как "Плоский", "Ребристый", "Квадрат", "Шестиугольник", "Восьмиугольник", "Цветок Хризантемы", "Сливовый Пень". Он же ввёл в обиход декоративные элементы в виде резьбы, аппликаций, каллиграфии, печати мастера. Забавно, что на некоторых чайниках можно встретить не просто печать мастера, но и оттиск его большого пальца — так Шаошань боролся с теми, кто подделывал его работы.
Два ученика Шаошаня: Ли Чжун Фан и Сюй Ю Тюань — продолжили дело величайшего мастера в создании новых интересных форм.
Ли Чжун Фан придумал такие чайники, как Колокол Добродетели, Нефритовый Диск, Тыква, Квадрат с крышкой в форме Подсолнуха. Сюй Ю Тюань, которого Шаошань называл одним из лучших и перспективных мастеров, любил формы на лапах (курительницы, треножники), его чайники отличаются элегантностью и смелостью форм, почти все они стоят на ногах-гвоздях: Сосуд для Вина, Треножник, Водяной Каштан, Гусиное Яйцо.
Чэнь Минъюань, или Хуинь 陈鸣远 (1651–1722)
Мастер Чэнь был сыном известного керамиста. С юных лет он прекрасно разбирался в живописи, каллиграфии, литературе; такими же были и его друзья — богемные интеллигенты. Атмосфера творчества, свободы, искусства сформировала смелого гениального мастера.
Чэнь Минъюань представлял дерзкие новаторские идеи: его чайники были максимально далеки от строгих геометрических и ребристых форм Шаошаня, часто они имели природные очертания (цветы, растения, плоды, птицы, животные, насекомые). Кроме чайной утвари он создавал предметы кабинета (тушечницы, подставки под кисти, кубки цзюэ), умывальные принадлежности, вазы, кувшины, настольные украшения и чайные игрушки (фрукты, орехи, бутоны, веточки, коконы насекомых). Каждый чайник Хуиня элегантен, утончён, как правило, он бывает снабжён печатью и изящным каллиграфическим посланием. Подробнее>>
Хуэй Мэнчень 孟臣 (1768–1822)
Хуэй Мэн Чэнь был не просто керамистом, непосредственно создающим чайники, но обладал концептуальным умом и обширными знаниями по скульптуре, поэзии, литературе. Он придумывал новые модели чайников, а его друг, мастер Ян Лэнь Янь, помогал их воплотить в жизнь наилучшим образом. Наиболее удачные формы легли в основу общего стандарта исинцев того времени (они до сих пор называются нарицательно, "Чайники Мэнченя"):
Исинский чайник должен иметь небольшой размер (до 200 мл) и тонкие стенки. Он получается исключительно из сырья установленного образца (Чжу Ни, Цзы Ни) при закрытом длительном обжиге при температуре 1100–1200°С.
Правильный чайник лишён прихотливой декоративности и лишних элементов, он всегда прост и изящен. Его украшение — печать мастера и поэтическое изречение, выполненное в форме каллиграфии.
Итак, чайники Мэнченя — это округлые чайники из исинской глины для чайной церемонии Гунфу, маленькие, изящные, лаконичные, содержащие в себе определённую чайную идею, воплощённую в резной поэтической каллиграфии на теле сосуда. С их основными формами, а также с нанесёнными на них каллиграфическими благопожеланиями можно ознакомиться, пройдя по ссылке.
Благодаря Мэнченю обширные разрозненные знания по чайной керамике оказались объединены, они обрели под собой крепкую базу. Более того: Мэнченю удалось не только изменить саму культуру формирования исинцев, но и вывести последние на международный уровень. Именно его чайники, попав в Европу, популяризировали чайное искусство; отныне ни один императорский европейский двор теперь не желал обходится без китайского чайника.
Надо отметить, чайники Мэнченя сохранились и до нашего времени. В 2008 году один из них, Водяной Уровень, был продан за 9 млн 250 тыс. юаней. Кроме чайников, мастер оставил после себя книжное наследие: труды "Печати Чжунюсяньгуань", "Сборник поэзии Чжунюсяньгуань", "Сборник Сан Ляньлигуань".
Материал составлен на основе лекций чайной школы Евгения Кашкалова.