Активное освоение ценностей физической культуры может успешно осуществляться если ученик познает себя как личность, узнает свои возрастные особенности, физические способности и влияние этих способностей на поведение.
Возраст 11-13 лет относится к подростковому, в котором отмечается мощный подъем жизнедеятельности и глубокая перестройка всего организма. Происходит не только физическое созревание, но и формируется личность человека, переход в юношеский возраст. Наблюдается интенсивный рост (особенно у девочек, у мальчиков чуть позднее), укрепление скелета, развитие мышечной мускулатуры. Рост начинает опережать развитее внутренних органов и сердечно сосудистой системы, усиление деятельности желез внутренней секреции приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению АД (артериального давления), повышенной возбудимости, раздражительности и быстрой утомляемости. Также важнейшим фактором физического развития человека является половое созревание.
Все подростки считают себя самостоятельными в творческом мышлении, рассуждении, сравнении и обобщениям, также делают самостоятельные выводы. Познавательные процессы (внимание и память) становятся более организованными и управляемыми.
У подростков резко возрастает смелость и настойчивость, которая проявляется толь в той деятельности которая для них интересна. Снижается выдержка, самообладание, дисциплинированность. Усиливается проявление упрямства.
У подростков появляется склонность за все браться, увлекаться то одним, то другим делом и не всегда завершать задуманное. В этот период основным, является становление самостоятельности. Они начинают ощущать собственные физические сила, способность решать какие то, практические задачи. Также дети в этом возрасте хотят, чтобы признали их право на взрослость. Как правило в этом возрасте дети не всегда учитывают жизненный опыт, и их требования не всегда реальны.
Развитие самосознания является важным моментом формирования личности (умение анализировать поступки и действия, находить в них хорошее и плохое). Возникновение интереса к себе, своим качествам, потребность сравнивать себя с другими. В развитии самосознания большую роль играет суждение окружающих их оценка. Развивается стремление к самовоспитанию, в процессе которого начинают развиваться положительные и начинают преодолеваться отрицательные качества, развивается товарищество, дружеское общение.
Все это создает предпосылки создает предпосылки для, включение подростка в активные занятия физическими упражнениями и спортом. Потребность в двигательной деятельности, физических нагрузках, общении и самоутверждении проявляются в единстве и их удовлетворение происходит в первую очередь. Шире становится диапазон действия мотива физического самосовершенствования, он побуждает к занятиям тех, кто не удовлетворён своим здоровьем, физическим состоянием, телосложением т.п.
На занятиях физическими упражнениями и спортом, проявляются не столько желание возвыситься над сверстниками, сколько намеренье занять достойное место в коллективе. Соперничество выступает не самоцелью, а средством достижения определенного статуса в группе. Большую роль играют мотивы подражания, следование чьему-то примеру, образу, который чаще всего воплощает в себе мужество, смелость, силу, ловкость, настойчивость и другие качества. Как правило ребята находят такой пример в родителях, учителе, тренере, спортсменах, товарищах. С возрастом отходят от идеализации близких людей.
Большое значение для возникновения интереса подростков заниматься физическими упражнениями и спортом имеют мотивы организации уроков, наличие в них эмоционального фона. Важно, чтобы занятия отличались новыми впечатлениями, доставляли удовольствие и заканчивались хотя бы самым маленьким успехом, удачей. В этом возрасте дети предпочитают сами выбирать тот вид спорта, который в большей степени отвечает их потребностям. Поэтому они часто переходят от занятий одним видам спорта к другим.
Несколько теряет побуждающую силу игровой мотив занятий. Дети понимают, что занятия физическими упражнениями и спортом не развлечение, а серьезная деятельность, требующая большого проявления физических и духовных сил. Кроме того, коллективный характер игры заставляет починять личные порывы и стремления интересам команды, согласовывать свои действия с действиями партнеров. Но в командной игре подростки стремятся к личному успеху.
Пример проявления мотивов активности учащихся 5-7 классов:
1. Овладеть умениями и навыками в избранном виде спорта;
2. Своими действиями способствовать достижению общего успеха;
3. Получить положительную оценку своих действий от тренера, учителя, родителей, болельщиков;
4. Испытать положительные эмоции после достижения личного успеха и успеха партнеров по команде;
5. Испытать острые ощущения, глубокие переживания;
6. Оказать помощь, поддержку партнерам по команде;
7. Проверить свою физическую подготовленность и сравнить ее с подготовленностью других;
Эмоциональное состояние подростка связано с эмоциональным климатом всего коллектива. Занятия раскрывают привлекательность совместной деятельности, осознание понятий «мы» раскрывает чувство долга, ответственность перед товарищами, веру в их силу. У подростков наблюдается повышенный эмоциональный тонус, более острое и глубокое переживание побед и неудач, собственных и своих товарищей.
Под влиянием новых мотивов у подростков изменяется и постановка цели занятий. Они способны подчинять свои действия поставленной кем-то цели, но и самостоятельно ее поставить, определить ее значимость, подчинить ей свое поведение, быть упорным в ее достижении.
Особенности содержания мотивов и целей отражается на изменении направленности и степени активности деятельности. Наибольший интерес вызывает развитие физических способностей, техника выполнения упражнений, Стремление выполнять их правильно, технично. Это относится и к выполнению тактических действий.
У подростков появляется избирательная познавательная активность по отношению к интересующим их видам спорта. Они стараются досконально разобраться в их истории, понять их правила, освоить технику.
Постепенно у учащихся активное положительное отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом, потребность в которых в результате станет составной частью личности.
Список использованной литературы:
Программа по физической культуре под ред, В.И. Лях, А.А. Зданевич 2012г.
Учебник Физическая культура под ред. М.Я. Виленского. 2010г.
Программа по физической культуре под ред. А.П. Матвеева 2008г.