Найти в Дзене
Алексей Козлов

Психологическое развитие детей 11-13 лет. И освоение ценностей физической культуры!

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Активное освоение ценностей физической культуры может успешно осуществляться если ученик познает себя как личность, узнает свои возрастные особенности, физические способности и влияние этих способностей на поведение.

Возраст 11-13 лет относится к подростковому, в котором отмечается мощный подъем жизнедеятельности и глубокая перестройка всего организма. Происходит не только физическое созревание, но и формируется личность человека, переход в юношеский возраст. Наблюдается интенсивный рост (особенно у девочек, у мальчиков чуть позднее), укрепление скелета, развитие мышечной мускулатуры. Рост начинает опережать развитее внутренних органов и сердечно сосудистой системы, усиление деятельности желез внутренней секреции приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению АД (артериального давления), повышенной возбудимости, раздражительности и быстрой утомляемости. Также важнейшим фактором физического развития человека является половое созревание.

Все подростки считают себя самостоятельными в творческом мышлении, рассуждении, сравнении и обобщениям, также делают самостоятельные выводы. Познавательные процессы (внимание и память) становятся более организованными и управляемыми.

У подростков резко возрастает смелость и настойчивость, которая проявляется толь в той деятельности которая для них интересна. Снижается выдержка, самообладание, дисциплинированность. Усиливается проявление упрямства.

У подростков появляется склонность за все браться, увлекаться то одним, то другим делом и не всегда завершать задуманное. В этот период основным, является становление самостоятельности. Они начинают ощущать собственные физические сила, способность решать какие то, практические задачи. Также дети в этом возрасте хотят, чтобы признали их право на взрослость. Как правило в этом возрасте дети не всегда учитывают жизненный опыт, и их требования не всегда реальны.

Развитие самосознания является важным моментом формирования личности (умение анализировать поступки и действия, находить в них хорошее и плохое). Возникновение интереса к себе, своим качествам, потребность сравнивать себя с другими. В развитии самосознания большую роль играет суждение окружающих их оценка. Развивается стремление к самовоспитанию, в процессе которого начинают развиваться положительные и начинают преодолеваться отрицательные качества, развивается товарищество, дружеское общение.

Все это создает предпосылки создает предпосылки для, включение подростка в активные занятия физическими упражнениями и спортом. Потребность в двигательной деятельности, физических нагрузках, общении и самоутверждении проявляются в единстве и их удовлетворение происходит в первую очередь. Шире становится диапазон действия мотива физического самосовершенствования, он побуждает к занятиям тех, кто не удовлетворён своим здоровьем, физическим состоянием, телосложением т.п.

На занятиях физическими упражнениями и спортом, проявляются не столько желание возвыситься над сверстниками, сколько намеренье занять достойное место в коллективе. Соперничество выступает не самоцелью, а средством достижения определенного статуса в группе. Большую роль играют мотивы подражания, следование чьему-то примеру, образу, который чаще всего воплощает в себе мужество, смелость, силу, ловкость, настойчивость и другие качества. Как правило ребята находят такой пример в родителях, учителе, тренере, спортсменах, товарищах. С возрастом отходят от идеализации близких людей.

Большое значение для возникновения интереса подростков заниматься физическими упражнениями и спортом имеют мотивы организации уроков, наличие в них эмоционального фона. Важно, чтобы занятия отличались новыми впечатлениями, доставляли удовольствие и заканчивались хотя бы самым маленьким успехом, удачей. В этом возрасте дети предпочитают сами выбирать тот вид спорта, который в большей степени отвечает их потребностям. Поэтому они часто переходят от занятий одним видам спорта к другим.

Несколько теряет побуждающую силу игровой мотив занятий. Дети понимают, что занятия физическими упражнениями и спортом не развлечение, а серьезная деятельность, требующая большого проявления физических и духовных сил. Кроме того, коллективный характер игры заставляет починять личные порывы и стремления интересам команды, согласовывать свои действия с действиями партнеров. Но в командной игре подростки стремятся к личному успеху.

Пример проявления мотивов активности учащихся 5-7 классов:

1. Овладеть умениями и навыками в избранном виде спорта;

2. Своими действиями способствовать достижению общего успеха;

3. Получить положительную оценку своих действий от тренера, учителя, родителей, болельщиков;

4. Испытать положительные эмоции после достижения личного успеха и успеха партнеров по команде;

5. Испытать острые ощущения, глубокие переживания;

6. Оказать помощь, поддержку партнерам по команде;

7. Проверить свою физическую подготовленность и сравнить ее с подготовленностью других;

Эмоциональное состояние подростка связано с эмоциональным климатом всего коллектива. Занятия раскрывают привлекательность совместной деятельности, осознание понятий «мы» раскрывает чувство долга, ответственность перед товарищами, веру в их силу. У подростков наблюдается повышенный эмоциональный тонус, более острое и глубокое переживание побед и неудач, собственных и своих товарищей.

Под влиянием новых мотивов у подростков изменяется и постановка цели занятий. Они способны подчинять свои действия поставленной кем-то цели, но и самостоятельно ее поставить, определить ее значимость, подчинить ей свое поведение, быть упорным в ее достижении.

Особенности содержания мотивов и целей отражается на изменении направленности и степени активности деятельности. Наибольший интерес вызывает развитие физических способностей, техника выполнения упражнений, Стремление выполнять их правильно, технично. Это относится и к выполнению тактических действий.

У подростков появляется избирательная познавательная активность по отношению к интересующим их видам спорта. Они стараются досконально разобраться в их истории, понять их правила, освоить технику.

Постепенно у учащихся активное положительное отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом, потребность в которых в результате станет составной частью личности.

Список использованной литературы:

Программа по физической культуре под ред, В.И. Лях, А.А. Зданевич 2012г.

Учебник Физическая культура под ред. М.Я. Виленского. 2010г.

Программа по физической культуре под ред. А.П. Матвеева 2008г.