Если в магазине вас все чаще и чаще норовят облапать искусственные еловые ветви, свисающие с прилавков, это значит только одно – зима близко. А вместе с ней и зимние праздники.
В современном светском календаре мы не найдем более культурно богатых и наполненных дней, чем Новый год и Рождество Христово. А между тем эти праздники имеют глубокие исторические корни, став индикатором изменений в культуре и обществе на протяжении многих веков.
В статье предлагаю отправиться по страницам времени и узнать, как формировались традиции празднования Рождества и Нового года.
Новый год – древнейший праздник на Земле
Новый год – древнейший праздник на Земле. По сути, его можно считать днем вечности и преемственности истории.
Обнаружив цикличность в окружающем мире, древний человек осознал для себя категорию времени. У него появилась необходимость упорядочить и применить для жизни это наблюдение. Создание системы счета времени явилось основополагающим этапом развития архаического общества.
До появления государственных институтов дата Нового года была плавающей и привязывалась к аграрному циклу. В Древнем Египте она зависела от разлива Нила, в Междуречье – от половодья Тигра и Евфрата.
Персонификация природных стихий давала пространство для мифологического творчества. Умирающий и воскресающий в Месопотамии Думузи, в Египте Осирис – все это примеры сублимации природных явлений древними людьми на языке религиозных мифов.
Некоторые народы, в том числе наши предки славяне, привязывали Новый год ко дню весеннего солнцестояния, другие, как кельты, связывали новолетие с завершением аграрного сезона и отмечали его осенью.
Долгоиграющий вклад римлян
Традиция праздновать Новый год среди зимы появилась в Древнем Риме стараниями Юлия Цезаря. В новом календаре, названном юлианским, каждый месяц был посвящён одному из римских богов.
Январь, как отправная точка новолетия, был посвящен Янусу – двуликому богу входов и выходов и всех начинаний, изображаемого с двумя лицами: новым и старым.
В праздник Януса 1 января все желали друг другу успехов и процветания, так как по предположению людей первые пожелания в день новолетия имеют больше шансов воплотиться в жизнь. В этот день было принято нести в храм Януса сладости и деньги, чтобы обеспечить в новом году успех и богатство.
Такое представление позволило связать время Нового года с периодом безвременья между прошлым и будущим. Отсюда живущее до сих пор представление «Как Новый год встретишь, так его и проведешь».
Европейская традиция праздновать Новый год зимой осталась и после реформации календаря папой Григорием XIII. В России же ситуация обстояла несколько иначе. С Крещением Руси по византийскому обряду пришло и византийское летоисчисление с началом года 1 сентября. Ситуацию изменил Пётр I, который ввел зимний Новый год вместе с другими европейскими обычаями.
Пару слов об истории Рождества
В отличие от Пасхи, Рождество не праздновалось христианами в ранней Церкви. Лишь спустя время, после христианизации Римской империи этот праздник принимает систематизированный облик. Помогает в этом возросшая необходимость миссионерства – ведь теперь евангельская религия используется в качестве идеологического и государственного инструмента, призванного унифицировать культурную жизнь новоиспечённых и не только римских граждан.
Изначально Древняя Церковь отмечала единый праздник Богоявления 6 января, который как раз вмещал в себя Рождество Христово, поклонение волхвов, Крещение Христа в Иордане. С течением времени для Рождества и Крещения выделили отдельные дни календаря, а промежуток между ними так и остался праздничным.
Когда родился Иисус?
На этот вопрос мы не найдем точного ответа ни в Евангелии, ни в исторических источниках. Дата, выбранная 25 декабря, является символической. Попробуем разобраться, почему.
Солнечные божества и поклонение Солнцу можно встретить в различных религиозных формах повсеместно. Универсальную природу солярного культа осознали римляне – ее монотеистический строй способствовал единству империи. Император Авреалиан 25 декабря в день зимнего солнцестояния по римскому календарю вводит праздник Непокоренного солнца (Solis Invictus).
В Ранней Церкви Христа именовали «Солнцем правды», опираясь на пророчество Малахии:
«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Малахия 4:2).
Опасаясь продолжающейся популярности языческих ритуалов, Церковь дала им христианскую реинтерпретацию. Так религиозные солярные празднования были переосмыслены в христианском ключе и заменены Рождеством Иисуса.
Разница календарей
Пока христианский Запад во всю празднует Рождество, уплетая пудинг, в России только активно готовятся к встрече Нового года. Рождество и там, и здесь посвящено одному событию, но почему его празднуют в разные дни?
Всё дело в календаре. Долгое время европейский мир жил по юлианскому календарю, где год в среднем составлял 365,25 суток. Это не соответствовало тропическому году и отклоняло календарь от параметров земной орбиты. Все бы ничего, если бы Пасха, центральное событие христианского литургического года, не была привязана ко дню весеннего равноденствия.
С течением времени юлианский календарь накопил неточность – весеннее равноденствие в нем наступало на 10 дней раньше. Возникла необходимость коррекции календаря, так как неверный расчёт дня Пасхи приводил к несоблюдению поста.
С барского плеча папа Григорий XIII корректирует летоисчисление и изымает лишние дни календаря. Сначала это вызывает бурное недовольство, но с течением времени на григорианский календарь переходит весь европейский мир, в том числе и Россия в 1918 году.
Но только не Русская Православная Церковь. Свою литургическую жизнь она и по сей день ведёт по летоисчислению, введенному Юлием Цезарем. Перейти на григорианский календарь у неё нет возможности по причине давно установленной традиции — в таком случае нарушатся правила празднования Пасхи. Христиане восточного обряда не празднуют ее раньше иудеев или вместе с ними. Поэтому жители России встречают Рождество, а с ним и зимнее солнцестояние только 7 января.
Германский Йоль
Одним из ярких прототипов атрибутов Рождества был германский Йоль – праздник середины зимы.
Йоль был праздником начала нового годового цикла и сопровождался пышным пиршеством в честь главного германского божества Одина. Идущие следом за торжеством двенадцать ночей посвящали духам предков. Для них же в качестве жертвы ставили праздничное древо и украшали его лакомствами.
Хвойное дерево, превратившееся в рождественскую и новогоднюю ёлку, брали непременно живым, ведь оно символизировало вечную жизнь и возрождение природы после зимы. С этой же целью использовали ветви падуба, который на Западе и сейчас считается символом Рождества. Что уж там, этот атрибут уже и вы, жители теперь капиталистического государства, видите на прилавках торговых центров.
Традиция ставить ёлку появилась в протестантских кругах в период Ренессанса и распространилась по Европе. Люди начали использовать свечи, фрукты и другие украшения, что сделало ёлку центром праздника. В России ёлка стала популярной в XIX веке благодаря императорской семье. С приходом советской власти акценты сместились, и рождественская ёлка стала новогодней.
Что до страстей про кишки и органы жертв на ёлках вместо украшений, то это, скорее всего, грубое преувеличение, которое с радостью в преддверии зимних праздников повторяют популярные интернет-издания.
Римские Сатурналии
Еще одним источником для рождественских традиций стали римские Сатурналии, названные в честь римского бога земледелия Сатурна. Они брали начало в середине декабря и продолжались в течение нескольких дней.
Сатурналии открывались языческим богослужением, после которого римский мир становился на уши: отменялись законы, рабы и господа менялись ролями, вся жизнь становилась на паузу. Застолья, пьянство, балаган. Напоминает что-то, правда?
Кроме этого, от сатурналий до нашего времени дошла традиция делать подарки. Во время зимних праздников было принято ходить по гостям, но только не с пустыми руками: дарили восковые свечи, медальоны, выпечку и сладости.
Рогатые гости
Для древнего человека время зимних праздников и нового года имело далеко не весёлую окраску. Этот период понимался стыком прошлого с будущим, а значит, таил в себе много опасностей.
Люди боялись нежданных гостей и встреч. Весь ужас предвкушаемого выразился в образе рождественского козла. Ряженый в козлиной шкуре и с рогатой маской на лице нарушал покой праздничного семейного вечера и грозился утащить кого-нибудь с собой.
Образ рождественского козла продолжается жить в фольклорной фигуре Крампуса, который наказывает и пугает непослушных детей, давая вместо подарка уголь или вовсе забирая самых непослушных с собой.
Постепенно этот образ смягчился. Человек, наряженный козлом, стал дарить подарки и принял более приятный вид. Сейчас его называют Йоулупукки. По сути своей, он является аналогом другого более известного персонажа — Санта-Клауса.
Забугорный Санта-Клаус
Санта-Клаус – западноевропейский рождественский персонаж, в массовой современной культуре аналог российского Деда Мороза. Его имя уже намекает нам на исторический прототип – святителя Николая Мирликийского/Чудотворца/Угодника (нужное подчеркнуть). Почему именно этот святой так вошел в культуру, спросите вы?
Во-первых, его повсеместно почитают как христиане Востока, так и христиане Запада. Например, в Нидерландах и Бельгии не одно столетие проводят ежегодный фольклорный фестиваль в честь Синтерклааса. На христианском востоке святителя Николая так вообще назвали «старшим» среди святых и поставили третьим лицом Троицы.
Во-вторых, в житии святителя Николая упоминается история с дарением кошельков с деньгами дочерям бедного горожанина. Этот эпизод вошел в традицию, и в день памяти святого было принято дарить детям подарки от его имени.
В третьих, дата почитания святителя Николая приходится на 6 декабря. С течением времени, в связи с близостью этого дня с рождественскими праздниками и распространенностью образа святителя Николая как дарителя родился новый персонаж – Санта Клаус, такой же всеми любимый и щедрый на подарки в период зимних праздников.
Эта история показательна богатым культурным творчеством. Но и с религиозной точки зрения образ святителя Николая занятен. Его житие вмещает в себя жизнеописание двух исторических личностей – Николая Мирликийского и Николая Пинарского, у которых похожие биографические факты. Наши шансы найти того самого исторического Николая близки к нулю.
«Даритель Иисус» у протестантов
Чтобы воспрепятствовать распространению образа святителя Николая как дарителя подарков, Мартин Лютер, отец Реформации, ввел в обиход образ «Младенца Иисуса». Протестанты предложили сместить традицию обмена подарками с 6 декабря (дня памяти святого Николая) на рождественский сочельник.
В течение нескольких веков образ «Дарителя Иисуса» имел место быть на праздниках протестантов и даже просочился в католические европейские области. Но все границы стёрла глобализация – перед массовой культурой Санта–Клауса протестантский «Младенец Иисус» так и не смог устоять.
Отечественный Дед Мороз по ГОСТу
С русским зимним дарителем дела обстоят иначе. В отличие от западных христианских коллег, Дед Мороз берет свой прообраз в восточнославянском язычестве.
Славяне, скорее всего, персонифицировали Мороза не как божество, а как природную стихию. Традиции вокруг него напоминают рассмотренные выше европейские обряды – жертвенное Йольское дерево и рождественского козла. Мороза приглашали на святочную трапезу, задабривали, предлагали ему угощения, чтобы он потом не портил урожай.
В дальнейшем образ Деда Мороза стала формировать городская культура. Высокого старика с длинной белой бородой вырисовали А. Афанасьев, Н. Некрасов, А. Островский. От Санта-Клауса русский даритель перенимает обязанность дарить подарки, да и в целом, становится добродушным и щедрым стариком.
Снеговики не те, кем кажутся
Люди делают скульптуры из снега тысячи лет. Мы не обнаружим их вещественные архаичные примеры – ведь им попросту невозможно сохраниться. Зато в эпоху позднего Средневековья появляются первые заметки о снеговиках – на полях манускрипта XIV века на полях изображён как раз один из них, поджариваемый на огне (на фото).
На Руси снеговики были воплощением духов зимы, к ним обращались с мольбами о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Исследователи находят в образе снежной бабы отголоски древней легенды, берущей свое начало в мифах индоевропейских народов о женском начале. Снежной бабе в «руки» добавляли метлу для «удобства передвижения» по небу, так как по вере славян воздух был населен духами женского пола.
Первые европейские снеговики были далеко не дружелюбными. Их лепили накануне Рождества в качестве ловушки для демонов. Люди верили, что злые духи по ошибке принимали снеговиков за живых и вселялись в них. Во время оттепели скульптуры таяли, а вместе с ними исчезали и злые духи.
С течением времени люди стали более просвещенными, и сказочные страшилки перестали их увлекать. Снеговики постепенно перешли в категорию символов Нового года. Появились красочные открытки с изображением снеговичков, которые приветливо улыбались, желая всем хорошего праздника.
Что имеем в итоге?
Тысячелетия сменили друг-друга, мир прожил не одну смену парадигмы, не раз изменилась повседневная жизнь и сместились смысловые акценты. Постоянно, пожалуй, только одно – человеческая вера в обновление и стремление к лучшему.
С этой установкой вхожу сама и предлагаю вам войти в зимние праздничные дни.
В следующей части поговорим про славянские традиции зимних праздников.