Найти в Дзене

Успенский скит близ Бахчисарая в 1872. История и проекты

Успенский Бахчисарайский скит занимает одно из первых мест среди разных достопримечательностей Крыма. Он заслуживает внимания и как святыня и как оригинальный, в высшей степени привлекательный уголок. Как святыня, Успенский скит есть памятник христианства в Крыму, воздвигнутый в тяжелую годину гонений, в самом центр магометанского поселения, и отстоявший дело православия после почти пятивековой борьбы с исламом. Как местность, скит интересен своими постройками, раскинутыми на уступах скал, террасы которых, благодаря трудолюбию монашествующей братии, обратились в сады. На приложенном рисунке скит представлен с левой стороны, почти сбоку. Все постройки лепятся на уступах, к которым идет лестница, высеченная в скале. Рисовал Александр де-Бар, гравировал Паннемакер Если мы перенесемся мысленно на самое место и последуем за монахом, который, как это видно на рисунке, поднимается по лестнице, то привратник-монах, впустив нас в калитку, укажет путь вправо, к двухэтажному зданию, служащему го

Успенский Бахчисарайский скит занимает одно из первых мест среди разных достопримечательностей Крыма. Он заслуживает внимания и как святыня и как оригинальный, в высшей степени привлекательный уголок.

Как святыня, Успенский скит есть памятник христианства в Крыму, воздвигнутый в тяжелую годину гонений, в самом центр магометанского поселения, и отстоявший дело православия после почти пятивековой борьбы с исламом.

Как местность, скит интересен своими постройками, раскинутыми на уступах скал, террасы которых, благодаря трудолюбию монашествующей братии, обратились в сады.

На приложенном рисунке скит представлен с левой стороны, почти сбоку. Все постройки лепятся на уступах, к которым идет лестница, высеченная в скале.

Рисовал Александр де-Бар, гравировал Паннемакер

Если мы перенесемся мысленно на самое место и последуем за монахом, который, как это видно на рисунке, поднимается по лестнице, то привратник-монах, впустив нас в калитку, укажет путь вправо, к двухэтажному зданию, служащему гостиницей для приходящих поклонников. Влево от входа, на одной высот с гостиницей, находится общая монастырская столовая, т. е. братская трапеза, окруженная службами, а несколько выше, на небольшой площадке стоит колокольня, невысокий шпиц которой виднеется на рисунке, с левой стороны под деревом.

Кругом сад, посередине которого дом настоятеля и перед домом - фонтан. Наконец, над всем этим, в верхнем ярусе амфитеатра, которым расположены все монастырские постройки, находятся церкви и пещерные кельи братии. Все это воздвигнуто в течение последних двадцати лет, когда скит получил то устройство, которым он пользуется и ныне. Памятником же борьбы христианства служит Успенская скала, давшая свое имя и всему скиту. Историческое значение этой скалы - пещеры относится к XV столетию, т. е. к времени борьбы христианства с исламом...

...Эта святыня, долженствовавшая поднять дух христианства, явилась, по преданию, в силу сверхъестественных обстоятельств, как небесная помощь падавшему христианству. Вот как говорит об этом народное предание, записанное автором «Скифской истории» священником Андреем Языковым: «Есть еще в оных каменных горах близко Бахче-Сарая, чудесный образ Пресвятыя Девы Богородицы, о ея же явлении поведают: Бысть некогда в оных каменных горах змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради от места того избежавши, пусто оставиша. Но яко тамо в оное время жили еще греки или генуезцы молящаяся Пресвятыя Богородицы, дабы их от онаго змия освободила, и тако единаго времени в нощи узреша в горе той свещу горящу, идже не могущи крутыя ради и острыя горы взыти, вытесавши ступени из камии и придоша тамо, идже свеща горяща, и обретоша образ Пресвятыя Богородицы и свещу пред ним горящу; тамо же близко того образа и змия онаго обретоша мертва разседшая. И тако радостне бывше воздаша велие благодарение Богоматери, избавившей их от такова зла онаго: его же изсекши в части сожгоша огнем. II от того времени жителие начаша ходити тамо молиться Пресвятой Богородице…»

Вторая народная легенда проще: будто бы образ Богородицы был случайно найден, и несмотря на то, что с благоговением переносился в селение, - снова возвращался на первобытное место, вследствие чего христиане постановили основать здесь храм для богослужения. Явление иконы, как гласит предание, произошло 15 августа, а потому и храм а впоследствии и скит названы Успенским.

Каким образом явился образ Богородицы, точно определить теперь конечно нельзя; но для нас важно то, что это чудо послужило так сказать к сплочению запуганного и разрозненного христианства в Крыму, ибо пещера эта сделалась местом для отправления богослужения, на которое стекались все верующие. Явленный образ укрепил верующих и дал им новую силу на борьбу с исламом.

Россия, никогда не отказывавшая в помощи своим единоверцам, помогала и Бахчисарайскому Успенскому скиту, о чем свидетельствует бумага, найденная в делах «Посольского приказа в Крыму» в московском архиве иностранных дел. Вот точная копия этой бумаги. «Лета 1596, мая 27, по государеву цареву и великого князи Федора Ивановича всея Руси указу, в память (т. е. к сведению) боярину князю Ивану Васильевичу Сицкому. Приехал к Е. Ц. B. Федору Ивановичу всея Руси из Крыму с крымскими гонцы, из монастыря Пречистой Богородицы на Салачике, Гречанин Пасхалий бити челом о милостыне; а на перед сего посылано в тот монастырь к Пречистой на Салачик, по государевой жалованной грамоте, милостыни по пятнадцать рублей. Ныне бояре приговорили посылать в тот монастырь с гречанином Пасхалием по пятнадцати рублей».

Таким образом, Успенский скит или пещерный храм существовал до 1779 года, до выселения христиан из Крыма. В этом же году крымские греки, будучи переселены на берега Азовского моря, где они основали г. Мариуполь, увезли с собою и явленный образ Богоматери. Успенский скит опустел… но не надолго.

В 1781 году служения возобновились греческим священником Констадиусом, прибывшем из Анатолии, и в этот период, до 1800 года, Успенский пещерный храм служил собором для русских войск, занявших Крым после присоединения его к империи. Благодаря частным пожертвованиям, пещерный храм, расширился и украсился, как оно и подобает собору. Из лиц, наиболее заботившихся о благолепии храма, упомянем о Бахчисарайском комендант Тотовиче – соорудившем новый иконостас, Азовском губернатор Коховском отделавшем, значительно расширившем самый храм-пещеру, устроившем новую большую лестницу, крыльцо, балкон, и проч. В таком вид находился этот храм до 1800 года, когда был построен новый собор в Бахчисарае, куда и перенесена вся утварь, ризница и проч., и храм обращен в кладбищенскую церковь, приписанную к собору.

Почти полстолетия эта святыня находилась в забвении, пока не вспомнил о ней в 1848 г. знаменитый проповедник, архипастырь Херсонский и Таврический Иннокентий. Составленный им проект восстановления Успенского скита удостоился утверждения и 4 мая 1850 года появился синодальный указ, в котором сказано: «1) Первоначально основать скит на Успенской скаль с наименованием его Успенским; остальные же (киновии) основывать постепенно по мере имеющих открываться к тому способов. 2) Образ жизни в сих скитах ввести общежительный, по примеру пустынножительства св. горы Афонской, составив для сего новый применительно к местности устав. 3) В Успенском ските, как главном месте пустынножительства, иметь настоятеля, усвоив ему звание игумена или архимандрита, по усмотрению епархиального начальства; по прочим же, которые предполагается именовать киновиями, быть начальниками старшим из монашествующих, с подчинением их первому, для большего благоустройства. 4) Число монашествующих ограничить на первый раз: в Успенском ските, кроме настоятеля, семью, а в прочих - одним иеромонахом и двумя или тремя послушниками, в каждом. 5) Скиту и киновиям содержаться своими трудами и приношениями богомольцев, без всяких со стороны казны издержек. »

В силу этого указа, преосвященный Иннокентий открыл обитель 15 августа того же года, причем вместо явленного образа Богоматери (увезенного, как сказано выше, греками в Мариуполь,) в храм на успенской скаль поставлен такой же образ, присланный из Киево-Печерской лавры.

Настоятелем новооткрытой обители был избран отец архимандрит Поликарп, позже епископ Орловский и Севский, бывший последние, перед этим, семь лет при миссии в Афинах. В настоящее время настоятелем скита архимандрит Михаил. Открыв скит, епархиальному начальству надо было озаботиться о пещерном храме, который, как кладбищенский, приписанный к Бахчисарайскому собору, не имел ни своей церковной суммы, ни утвари, ни ризницы, и нуждался во всем, начиная от омофора и облачения, и кончая өимиамом и свечами. Войдя с представлением в синод и разослав воззвание по епархии, архиепископ Иннокентий успел в самое короткое время снабдить новую обитель всем необходимым; в виду же такого рвения со стороны всеми любимого архипастыря, явилась и частная благотворительность. Один пожертвовал два колокола, в 58 и в 12 пудов, другие соорудили новый иконостас, третьи озаботились обнести обитель каменною стеною, устроить в скале лестницы и проложить дороги по утесам.

Преосвященный Иннокентий, принимавший горячее участие в возобновленном им ските, поручил (зимою 1851-52 годов) губернскому архитектору осмотреть местность и составить план для будущих построек и сооружений. Лично руководя проектированием, владыко представил за тем выработанный им план на утверждение святейшего синода, который одобрил его вполне. По плану этому предположено: 1) Пещерную церковь оправить сколь возможно поместительнее и удобнее для богослужения, нисколько не изменяя при том ея древнего вида и характера, а снаружи, место явления чудотворной иконы, прикрытое теперь кровлей балкона, обнаружить совершенно и облаголепить, устроив перед находящимся на нем изображением Богоматери, неугасаемую лампаду. 2) На самом верху св. скалы воздвигнуть храм в честь Воскресения Христова, и, соединив его посредством подземного прохода с внутренним пещерным храмом, устроить при нем кладбище и несколько келий для братии, окружив все это садом. 3) Три пещерные кельи в скале, служившие помещением для братии, обрастить к священному назначению, устроив в них небольшую церковь во имя всех святых Афонских и поместив там иконы и трехсоставный крест, присланные святой горы Афонской. 4) Внизу под скалою, во впадинах ея, вывести по ряду келий, для помещения низшей братии, а дальше по скату от скалы к оврагу, в видь полукружия устроить кельи для настоятеля, библиотеки, больницы и иеромонахов, а в самом внизу, под руьчем небольшую трапезу и поварную, с фонтанам перед ними. 5) При въезде на землю монастырскую со стороны Бахчисарая, под нагорным утесом, учредить гостиницу для богомольцев и посетителей. 6) Над источником, откуда проведен под скалу фонтан, поставить часовню, для освящения воды в дни установленные для того церковью. 7) В отдельных больших, в разных местах по оврагу лежащих пещерах, образовать помещение для особенных любителей пустынножительства, окружив каждую скалу фруктовыми и дикими деревьями и 8) в средине оврага, из протекающего тут ручья, сделать бассейны и развести вокруг них виноградные и масличные сады. Таков проект просвященного Иннокентия, утвержденный святейшим синодом. На приложенном рисунке видно, что проект этот далеко не осуществлен. Да он и не мог быть исполнен в течении каких-нибудь 15 -20 лет, так как для его осуществления требуются и время и деньги.

Кроме того, исполняя волю жертвователей, пришлось сделать отступление от проекта. Так например, с левой стороны пещерного Успенского храма, под навесом скалы, на пожертвование Елизаветы Берковой, устроена небольшая церковь во имя св. Равноапостольных царя Константина и Елены, а под самой пещерой, на средства г. Айвазова, высечен маленький храм во имя св. апостола и евангелиста Марка. Сделаны были кроме того и другие небольшие изменения первоначального проекта. Но и при нынешнем положении, Успенский скит является живым оазисом среди пустынных угрюмых скал. По разным местам скита поделаны фонтаны с бассейнами; по взгорьям проведены дороги, обсаженные каштанами и другими дикорастущими деревьями. Весь овраг скита, особенно правая сторона, покрыт роскошною зеленью южных дерево и только по вершинам скал не удалось до настоящего времени развести ничего, кроме можжевельника и в редких местах белодревника и граба.

Нива, 1872 #26