Найти в Дзене
Жить во Владивостоке

«Это утка!»: как слухи о платном проезде чуть не испортили открытие моста во Владивостоке

Оглавление

Семнадцать лет назад, идея моста на остров Русский казалась фантастической. Но за 44 месяца российские строители воплотили мечту в реальность, создав уникальное сооружение, которое стало мировым рекордсменом.

Никто до этого в России не строил мосты с пилонами высотой 324 метра, с вантами длиной 580 метров и основным пролётом 1104 метра.

История одного из новых символов Владивостока поражает своей грандиозностью и драматизмом.

Начало пути: воздушные замки

Идея моста возникла в 2007 году, когда правительство решило провести в 2012 году саммит АТЭС.

Местом проведения выбрали остров Русский, который в то время был практически необитаем.

Добираться туда предполагалось по "мосту, а может быть, двум", как тогда выразился Владимир Путин.

Реакция местных жителей была скептической: "Мост на Русский? Это шутка?" Однако в проект начали вкладывать миллиарды рублей. (15 миллиардов рублей, если что).

Строительство доверили омскому НПО "Мостовик", которому предстояло справиться с уникальными геологическими и климатическими условиями.

Начало строительства, первый городок. Фото: официальный сайт НПО "Мостовик"
Начало строительства, первый городок. Фото: официальный сайт НПО "Мостовик"

Сложности и инновации: сваи и пилоны

Работа началась с бурения дна пролива Босфор Восточный.

Каждую из 120 свай диаметром 2 метра пришлось углубить до 77 метров. Процесс был технологически сложным, ведь солёная вода могла повредить бетон и сталь.

Отсыпка для пилонов Фото официальный сайт НПО "Мостовик"
Отсыпка для пилонов Фото официальный сайт НПО "Мостовик"
-4

В обычных условиях заливка свай происходила бы поэтапно, по мере того как уложенные порции бетона набирают необходимую прочность.

Но здесь всё было наоборот.

На всю глубину сваи (внутри свайной трубы) погружалась труба подачи смеси с небольшим зазором для её выхода у дна.
Бетон ложился на дно и выталкивал воду наверх.
Все происходило в непрерывном цикле, а соприкасавшуюся с водой крышку столба потом просто срезали.

Была разработана уникальная смесь для подводного бетонирования, а все сваи заливали непрерывным циклом.

-5

К 2010 году началось возведение пилонов — самых высоких в мире.

Они должны были выдерживать штормовые ветры и землетрясения.

Всем известно, что пилоны внутри полые, но мало кто знает, что толщина стен этих гигантов неодинаковая на разных высотах.
У пилонов Русского моста эта величина изменяется от 2 метров у самой воды до 70 см на вершине.
К тому же конструкция предполагает изменение угла наклона опор моста в районе перемычки.

Высота конструкций достигала 324 метров, а толщина стен варьировалась от 2 метров у основания до 70 см на вершине.

-6

Чтобы добиться точности, геодезисты использовали спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS.

Пролёты и завершение строительства

Центральный пролёт длиной 1248 метров и весом 23 тысячи тонн собирали из секций аэродинамической формы.

Для их установки понадобился плашкоут "Григорич", который доставлял панели по морю.

Именно "Григорич" при помощи трёх буксиров неустанно на протяжении следующего года подвозил к подъемникам очередные секции по воде. Стыковка двух сторон была изначально намечена на 11 апреля.

Но по погодным условиям её решено было перенести на следующий день, точнее ночь.

Когда ветер стих, а температура воздуха перестала колебаться, "Григорич" в крайний раз пошёл в пролив Босфор Восточный с завершающей секцией пролёта на борту.

Секция пролета. Фото: официальный сайт НПО "Мостовик"
Секция пролета. Фото: официальный сайт НПО "Мостовик"

Кульминацией стала установка последней секции.

Чтобы она встала на место, мост пришлось "натянуть" в стороны, а затем отпустить, чтобы конструкции соединились идеально.

Этот момент стал символом триумфа инженерной мысли.

Стыковкка моста
Стыковкка моста

Слухи, предсказания и гости.

Когда неотвратимость создания моста на Русский признали даже скептики, вокруг него появилось немало новых слухов.

Если раньше эксперты самых разных отраслей и компетенций рассуждали о том, что именно не успеют сделать строители к открытию саммита и какой элемент моста полетит в воды пролива первым, то теперь модно было давать ориентировочные цены на проезд с континента на остров.

Опасения граждан, что с них будут брать деньги за пользование мостом, достигли такого градуса, что опровергать их пришлось не кому-нибудь, а первому вице-премьеру Игорю Шувалову. "Конечно, бесплатными. Это кто-то запустил утку. Это обычная утка", — сказал он, отвечая на прямой вопрос журналиста о платном проезде по мостам. — Для этого они и строятся — чтобы гражданам было удобно перемещаться из разных частей города", — добавил первый вице-премьер.

В 2010 году Владивосток посетил легендарный сатирик Михаил Жванецкий, не упустивший возможности побродить по стройке саммита. Наговорив много приятных слов про растущий и развивающийся город, Михаил Михайлович уехал, а его визит решено было считать "благословением" строителей на дальнейший ударный труд.

-9

После завершения моста начали ходить слухи о платном проезде, которые пришлось опровергать на высшем уровне. Однако более интересными были предсказания о судьбе моста. Например, известный астролог Александр Ремпель утверждал, что строительство затянется после саммита.

"По моим расчётам, мосты будут достроены после саммита. Хотя торжественно перерезать ленточку и отрапортовать о сдаче могут и гораздо раньше. У нас это принято и, скорее всего, так и будет где-то за два-три месяца до открытия саммита. Но я говорю о готовности мостов к безопасной эксплуатации. Мост через Золотой Рог — мост Серебряного Дракона — должен быть построен до 11 февраля 2013 года. А мост на остров Русский, который китайские специалисты фэн-шуй назвали ещё 150 лет назад Хвост Белого Тигра, должен быть построен до 12 января 2013 года. Конечно, указать точный день завершения постройки очень сложно, и указанные даты имеют больше символическое, чем практическое значение, и тут возможны колебания в несколько недель в ту или другую сторону, но всё-таки это 2013 год", — уверял Ремпель.

Однако Русский мост был торжественно открыт в августе 2012 года, став не просто транспортным объектом, а символом прогресса Владивостока.

Руферы на вершине. Фото: Виталий Раскалов
Руферы на вершине. Фото: Виталий Раскалов

Уникальные по своей высоте пилоны начали привлекать к себе внимание любителей экстрима.

Под занавес строительства группа руферов поставила в неудобное положение охрану стройплощадки, устроив с ней игру в догонялки, пока хулиганов не вывели сотрудники ФСБ.

А еще открытие моста на Русский остров это была отдельная история, которую я вам обязательно расскажу.

Наследие Русского моста

Сегодня мост на остров Русский — не просто удобный маршрут.

-11

Это символ силы, амбиций и возможностей России.

Он изменил облик Владивостока, став важной частью городской инфраструктуры и туристической достопримечательностью.

А как вы считаете, он нам нужен этот мост? Делитесь мнением в комментариях!