Дочь Изабеллы Кастильской, жена Генриха VIII, мать Марии Кровавой. Казалось бы, как могла эта женщина быть несчастной? Была ли главная трагедия Екатерины Арагонской в том, что она не смогла родить сына или были и другие, не менее значимые несчастья в ее жизни?
Главная трагедия Екатерины Арагонской
Как получилось что дочь могущественных королей-защитников веры, блестяще образованная женщина, преданная католичка и любящая жена, никогда не противоречащая мужу, стала причиной религиозного раскола, последствия которого сотрясали Англию на протяжении столетий?
Холодным ноябрьским утром 1532 года Екатерина Арагонская в последний раз вышла из королевского дворца. Ей, законной королеве Англии, предстояло навсегда покинуть двор, где она правила более двух десятилетий. Главная трагедия Екатерины Арагонской заключалась в том, что ее собственная судьба оказалась неразрывно связана с будущим целой страны.
В октябре 1501 года жители английского порта Плимут стали свидетелями необычного зрелища. К берегу приближалась внушительная флотилия под испанскими флагами, сопровождаемая почетным эскортом английских кораблей. На борту флагмана находилась юная инфанта Екатерина — невеста наследника английского престола принца Артура.
Главная трагедия Екатерины Арагонской началась именно здесь, на пороге ее новой жизни, хотя тогда об этом никто не подозревал. Лиценциат Алькарес писал королеве Изабелле: «Ее не могли бы принять с большей радостью, даже если бы она была Спасителем мира». Никто из встречавших прекрасную принцессу не мог предположить, что через тридцать лет ее противостояние с Генрихом VIII приведет к катастрофе.
Дочь Католических королей, или как все начиналось
В ночь на 16 декабря 1485 года в замке архиепископа Толедского в городке Алькала-де-Энарес появилась на свет принцесса, которой предстояло изменить ход английской истории. Она была младшим ребенком в семье, где уже имелся наследник престола, а значит, ей предстояло стать разменной монетой в политической игре европейских монархов.
Екатерина росла в эпоху небывалого расцвета испанского могущества. Ее родители — Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская — создали единое Испанское королевство, завершили многовековую Реконкисту и открыли Новый Свет. При их дворе царила атмосфера интеллектуального и культурного подъема, характерная для эпохи Возрождения.
Изабелла лично следила за воспитанием дочерей, настаивая, чтобы их образование ничем не уступало тому, что получал наследник престола Хуан Астурийский. Под руководством выдающегося гуманиста Алессандро Джеральдини юная инфанта изучала геральдику, генеалогию, историю, право, литературу и древние языки. Екатерина прекрасно владела латынью.
Детство принцессы не было безмятежным. Мать брала дочерей с собой даже на осаду Гранады в 1491 году, стремясь воспитать в них стойкость и понимание государственных дел. Помимо науки и политики, инфанты обучались танцам и светским манерам, а также традиционным женским занятиям — ведению домашнего хозяйства, шитью и рукоделию.
Когда Екатерине исполнилось три года, она стала невестой английского принца Артура. Этот брак должен был укрепить союз между Англией и Испанией в их противостоянии с Францией. Для Тюдоров, чье право на престол оспаривалось многими европейскими дворами, брак наследника с дочерью могущественных Католических королей означал окончательно признание их династии.
Переговоры о размере приданого длились несколько лет. В итоге была согласована огромная сумма в 200 тысяч крон, половина которой выплачивалась в день бракосочетания. 19 мая 1499 года в Англии состоялась церемония заключения брака по доверенности, а юной невесте предстояло готовиться к отъезду на чужбину.
Недолгий брак
17 августа 1501 года шестнадцатилетняя Екатерина покинула родную Испанию. Морское путешествие было долгим и опасным — флотилия попала в жестокий шторм, и только 2 октября корабли достигли гавани Плимута. Уже в первые дни на английской земле принцесса оказалась в чужой стране, где даже не могла объясниться с окружающими.
Встреча с пятнадцатилетним Артуром состоялась 4 ноября в Догмерсфилде. Принц написал родителям невесты, что будет «истинным и любящим мужем» и что он безмерно счастлив «увидеть лицо своей прекрасной невесты». Несмотря на то, что она свободно владела латынью, разница в произношении мешала — они писали друг другу на латыни, но не могли понять устную речь друг друга.
Десять дней спустя, 14 ноября 1501 года, в соборе Святого Павла состоялось венчание. К алтарю Екатерину вел десятилетний брат жениха — будущий Генрих VIII. Молодоженов отправили в замок Ладлоу на границе Уэльса, где Артур как принц Уэльский должен был представлять королевскую власть. Однако их счастье было недолгим.
Через несколько месяцев оба заболели — возможно, потницей, которая свирепствовала в тех краях. 2 апреля 1502 года принц Артур скончался, оставив Екатерину шестнадцатилетней вдовой. Положение Екатерины стало неопределенным. Генрих VII оказался перед дилеммой: он должен был вернуть половину приданого, которую уже получил, если отправит невестку домой.
После смерти королевы Елизаветы в феврале 1503 года даже ходили слухи о возможном браке овдовевшего короля с Екатериной, но этот вариант не устраивал Изабеллу Кастильскую. В итоге было решено, что Екатерина выйдет замуж за младшего брата Артура и наследника престола — Генриха, герцога Йоркского, который был на пять лет моложе ее.
23 июня 1503 года был подписан новый брачный контракт. Разрешение для брака между деверем и невесткой было получено от папы Юлия II в ноябре 1504 года. Следующие годы в ожидании 15-летия Генриха стали для Екатерины настоящим испытанием. Она жила в Лондоне, страдая от безденежья — ей приходилось просить взаймы, чтобы платить жалованье слугам.
В письмах к отцу она жаловалась на свое положение, но демонстрировала удивительную стойкость духа: «Я выбираю то, во что верю, и молчу. Ибо я не так проста, как может показаться». В 1507 году произошло беспрецедентное событие — Екатерина стала первой в европейской истории женщиной-послом, представляя интересы Арагона при английском дворе.
Жена короля
Только смерть Генриха VII в апреле 1509 года изменила судьбу Екатерины. Новый король Генрих VIII, вопреки ожиданиям советников, решил жениться на вдове своего брата. В последствии он говорил, что обещал умирающему отцу вступить в этот брак. Главная трагедия Екатерины Арагонской казалась преодоленной — после долгих лет унижений она стала королевой Англии.
11 июня 1509 года состоялось венчание в часовне францисканского монастыря близ Гринвичского дворца. Екатерине было двадцать три года, ее супругу — восемнадцать. Коронация в Вестминстерском аббатстве превратилась в грандиозное торжество. По традиции пара провела ночь перед церемонией в Тауэре, а затем совершила триумфальное шествие по улицам Лондона.
Народ восторженно приветствовал красивую пару — золотоволосого гиганта-короля и его прекрасную супругу. Первые годы брака казались безоблачными. В ноябре 1509 года было объявлено о первой беременности королевы. Увы, радость оказалась преждевременной — 31 января 1510 года Екатерина родила мертвую девочку.
Эта потеря держалась в строжайшем секрете — о случившемся знали лишь король, две испанские дамы из свиты Екатерины, ее врач и исповедник. Тем не менее живот королевы не уменьшился и доктора решили, что она беременна другим ребёнком. Однако долгожданное событие так и не наступило — беременность оказалась ложной.
Однако уже к середине 1510 года королева снова ждала ребенка. В первый день 1511 года на свет появился мальчик, названный Генри. Колокола звонили по всему Лондону, устраивались турниры и празднества. Томас Мор писал восторженные стихи в честь рождения наследника. На одном из турниров конская попона Генриха даже была расшита первой буквой имени Екатерины — «К». Но судьба оказалась жестока — 22 февраля младенец скончался.
Звездный час Екатерины настал в 1513 году, когда Генрих отправился воевать во Францию, назначив ее регентом королевства с титулами «Правительница государства и Верховный главнокомандующий». Пока король осаждал французские города, шотландский король Яков IV, союзник Франции, вторгся в Англию. Екатерина разработала план обороны, собрала армию и, несмотря на беременность, выступила с воодушевляющей речью перед войсками.
9 сентября 1513 года в битве при Флоддене шотландцы были наголову разбиты, а король Яков погиб. Торжествующая Екатерина отправила мужу письмо и жуткий трофей — окровавленную рубаху погибшего короля Шотландии. Но триумф омрачился новой личной трагедией — у королевы случился выкидыш. Та же участь постигла и следующую беременность в ноябре 1514 года.
Несчастная мать
23 января 1516 года Екатерина в очередной раз готовилась стать матерью. От нее скрыли печальную весть о кончине отца, Фердинанда Арагонского, опасаясь за ее здоровье. 18 февраля королева благополучно родила дочь, названную Марией. Главная трагедия Екатерины Арагонской начала приобретать новые очертания — хотя девочка, в отличие от предыдущих детей, оказалась здоровой и крепкой, это была не та наследница, которую ждала Англия.
Генрих VIII был разочарован. В 1518 году была организована помолвка Марии с французским дофином. Одним из условий брачного контракта стал пункт о том, что в случае отсутствия наследников мужского пола корона перейдет к дочери. Однако для Генриха перспектива видеть на английском троне короля-француза была неприемлема, как и вероятность воцарения женщины.
Единственный прецедент женского правления случился в 1141 году, когда королевой стала Матильда, но ее приход к власти сопровождался разрушительной гражданской войной. В том же 1518 году Екатерина снова забеременела, но 10 ноября родила девочку, прожившую всего несколько часов. Это были ее последние роды.
Венецианский посол Юстиниан отмечал в донесении: «Никогда и никого еще в этом королевстве не желали так сильно и с таким нетерпением, как принца. Если бы Его Величество оставил после себя наследника, государство находилось бы в большей безопасности, это здесь ясно почти каждому. А сейчас опасаются, что посредством брака оно может перейти под владычество Франции».
К 1525 году влияние Екатерины при дворе начало ослабевать. Если в первые годы после свадьбы она была главным советником Генриха и наиболее доверенным лицом, то теперь король все чаще обращался к лорду-канцлеру Томасу Уолси. В противовес Екатерине, поддерживавшей испанскую линию во внешней политике, Уолси стремился к сближению с Францией.
В том же году при дворе появилась юная фрейлина Анна Болейн. Поначалу этому не придали значения — у короля и раньше случались мимолетные увлечения. Через год после свадьбы с Екатериной у него был роман с одной из сестер Эдварда Стаффорда, а в 1514 году возникли романтические отношения с фрейлиной Элизабет Блаунт, родившей ему в 1519 году сына Генри Фицроя.
Рождение внебрачного сына укрепило Генриха в мысли, что не он виновен в отсутствии законного наследника. В начале 1520-х годов у короля были продолжительные отношения со старшей сестрой Анны, Марией Болейн. Многие считали, что отцом ее детей был король, хотя Генрих никогда официально не признавал их.
Великое дело короля
В 1527 году Генрих VIII принял решение, которое навсегда изменило историю Англии. В стремлении избежать новой гражданской войны, подобной войне Алой и Белой розы, король решил добиться признания недействительности брака с Екатериной. Богословским обоснованием для развода стала цитата из Книги Левит: «Если кто возьмет жену брата своего, бездетны будут они».
То, что у королевы рождались мертвые дети, стало для Генриха несомненным знаком Божьего проклятия их брака. Он поручил Томасу Уолси подготовить документы для обращения к папе римскому. 17 мая 1527 года состоялось тайное судебное заседание, где в присутствии архиепископа Кентерберийского были представлены аргументы в пользу аннулирования брака.
Екатерина узнала о планах мужа, когда сам Генрих рассказал ей о своих сомнениях. На его просьбу согласиться аннулировать брак и удалиться в монастырь королева ответила решительным отказом. Между тем все попытки кардинала Уолси убедить папу Климента VII отменить брачное разрешение, выданное после кончины принца Артура, оказались безрезультатными.
18 июня 1529 года в Лондоне начался судебный процесс. Екатерина официально выразила протест, усомнившись в беспристрастности судей, и потребовала перенести рассмотрение дела в Рим. На заседании 21 июня она произнесла свою знаменитую речь: «Когда вы приняли меня впервые, то — призываю Господа в судьи — я была девицей непорочною, мужа не знавшей».
Кардинал Кампеджо объявил о переносе слушаний в Рим. Генрих VIII, рассчитывавший сразу после развода жениться, пришел в ярость и возложил вину за провал на Уолси. К 1532 году новые советники короля — Томас Кранмер, Томас Кромвель и Стивен Гардинер — нашли выход из положения. По ряду принятых законов власть папы более не имела силы на территории Англии, и все церковные дела отныне находились в ведении короля.
Вдовствующая принцесса Уэльская
Летом 1531 года Екатерину Арагонскую отлучили от двора. Некогда блестящая королева, законная супруга могущественного монарха, переезжала из одного отдаленного поместья в другое. Главная трагедия Екатерины Арагонской достигла своей развязки в январе 1533 года, когда Генрих тайно обвенчался с Анной Болейн.
В апреле 1533 года к Екатерине явилась делегация во главе с герцогом Саффолком и герцогом Норфолком, чтобы объявить волю короля: она более не являлась супругой Генриха VIII и не имела права называться королевой. Отныне ее титул был — вдовствующая принцесса Уэльская.
В 1535 году бывшая королева переселилась в замок Кимболтон в графстве Кембриджшир. Ей разрешалось принимать посетителей, но запрещалось видеться с дочерью Марией. В конце 1535 года Екатерина заболела. В декабре она составила завещание, отписав дочери старинные меха и золотое ожерелье.
7 января 1536 года Екатерина Арагонская умерла. Она была похоронена в соборе Св. Петра в Питерборо в соответствии с рангом вдовствующей принцессы Уэльской, а не королевы Англии. Сразу после смерти Екатерины появились упорные слухи о том, что ее отравили. При вскрытии тела для бальзамирования обнаружилось, что сердце почернело.
Многие были уверены, что Екатерину убили либо по приказу Анны Болейн, либо короля. Современные медики, впрочем, считают, что причиной смерти стала онкология. Екатерина Арагонская не дожила до того момента, когда ее главная соперница Анна Болейн отправилась на эшафот, а их общий муж женился еще четыре раза в поисках наследника.
Ирония судьбы заключалась в том, что именно дочь Екатерины, Мария I, стала первой бесспорной королевой Англии, правившей самостоятельно. Но главная трагедия Екатерины Арагонской оказала влияние не только на судьбу английской монархии — она изменила религиозный облик страны на столетия вперед, став катализатором английской Реформации.