- И как ты тут? - замер муж на пороге дачи, неловко пряча что-то за спину. В его глазах читалась растерянность и испуг.
Марина застыла на крыльце, не понимая, что происходит. За спиной Игоря промелькнуло что-то ярко-красное, похожее на ткань. Он попытался задвинуть это ногой, но только привлёк ещё больше внимания.
- Решила сделать сюрприз, - она старалась говорить спокойно, хотя сердце колотилось как бешеное. - Привезла твои любимые пирожки с капустой...
- Сейчас не лучшее время, - Игорь нервно оглянулся через плечо. - Я тут... занят.
- Чем занят? На даче? В субботу? - Марина сделала шаг вперёд, но муж преградил ей путь.
- Подожди минутку! - он захлопнул дверь прямо перед её носом. - Я сейчас всё уберу и впущу тебя!
Марина осталась стоять на крыльце, чувствуя, как внутри всё сжимается от нехорошего предчувствия. Из дома доносились странные звуки: как будто бы что-то шуршало, падало, выдвигались ящики.
Она прислонилась к перилам и закрыла глаза. Воспоминания последних месяцев нахлынули как волна...
Всё началось в феврале, когда Игорь впервые отказался от их традиционных совместных выходных на даче. "Надо в школе доделать кое-что", - сказал он тогда. Марина не придала этому значения - мало ли дел у учителя труда?
Но потом это стало повторяться. Каждую субботу он находил причины уехать один: то крышу надо проверить, то забор подправить, то грядки вскопать. А когда она предлагала помощь, всегда находил причины отказаться.
Однажды утром, собирая его рубашку в стирку, она нашла в кармане странный чек. Это была квитанция из швейного магазина на крупную сумму. "Нитки, иголки, ткань..." - прочитала она тогда и удивилась. Зачем учителю труда столько швейных принадлежностей?
Потом начала замечать другие мелочи. Пропажу денег с их общего счёта - небольшими суммами, но регулярно. Странные телефонные разговоры, которые он прекращал при её появлении. Новый пароль на телефоне. И эта его постоянная рассеянность, будто мысли где-то далеко...
Их дочь Настя, тринадцатилетняя умница, тоже заметила перемены в отце.
- Мам, - спросила она как-то за завтраком, - а почему папа теперь всегда запирает свой кабинет в школе?
- В каком смысле?
- Раньше я могла зайти к нему, когда хочу, а теперь дверь всегда на ключе. И ещё... - она замялась. - Я видела, как он прятал какие-то бумаги, когда я пришла к нему на той неделе.
Марина пыталась не думать о плохом. В конце концов, Игорь всегда был хорошим мужем и отцом. В их маленьком городке его уважали - он мог починить всё, от сломанного стула до капризного телевизора. Соседи постоянно просили помощи, и он никому не отказывал, хотя денег не брал.
Но что-то изменилось. Она чувствовала это по мелочам: по его отстранённому взгляду за ужином, по тому, как он вздрагивал от звонка телефона, по внезапным поездкам "по делам".
Три дня назад она случайно услышала его разговор по телефону:
- Да, всё будет готово к следующей неделе... Нет, она не знает... Конечно, я понимаю, что это должно оставаться в тайне...
После этого разговора она не могла спать. А сегодня утром решила проверить свои подозрения. Дождалась, пока он уедет на дачу, испекла его любимые пирожки и отправилась следом.
И вот теперь стояла на пороге собственной дачи, не решаясь войти. За дверью что-то грохнуло, послышались торопливые шаги.
- Сейчас, минутку! - крикнул Игорь.
Марина посмотрела в окно веранды. Сквозь тюлевую занавеску она увидела, как муж что-то торопливо запихивает в большой чёрный мешок. Что-то красное, блестящее...
Когда Игорь наконец впустил её, Марина сразу почувствовала запах незнакомых духов. Или показалось? Она прошла в комнату, внимательно осматриваясь по сторонам.
- Извини за беспорядок, - Игорь суетился рядом, пытаясь загородить проход на веранду. - Я тут затеял ремонт, всё разбросано...
Но это был странный беспорядок. Совсем не похожий на ремонтный. На столе лежала какая-то бумага с цифрами - может, телефон? Марина попыталась разглядеть, но муж ловко смахнул её в ящик.
- Давай на кухне посидим, - предложил он. - Там... чище.
- Нет, - твёрдо сказала Марина. - Я хочу здесь осмотреться. Давно не была на даче.
Она прошла вглубь комнаты. На полу у дивана валялась пуговица - необычная, перламутровая. Такой точно не было ни на одной её вещи. В углу стоял большой чёрный мешок, и оттуда, кажется, торчал край чего-то блестящего.
- Что в мешке? - спросила она напрямую.
- Старые вещи... Хлам... Хотел на помойку отнести.
Марина подошла к окну. На подоконнике стояла чашка с остатками кофе. Две чашки. И крошки от печенья - того самого дорогого, которое продаётся только в кондитерской на Центральной улице. Игорь такое никогда не любил.
В вазе на столе стояли свежие цветы. Когда это её муж, учитель труда, начал покупать цветы? За пятнадцать лет брака он дарил их всего пару раз, на юбилеи.
- Игорь, - она повернулась к мужу. - Ты что-то хочешь мне сказать?
- Нет, ничего, - он нервно поправил воротник рубашки. На шее виднелся след от помады. Бледно-розовой.
Марина прошла в спальню. Покрывало на кровати было не так заправлено, как она обычно делала. На прикроватной тумбочке - флакончик духов. Она поднесла его к носу - тот самый запах, который почувствовала при входе.
В ванной на полочке - новая зубная щётка. Розовая. И заколка для волос на бортике раковины.
- Это всё можно объяснить, - раздался за спиной голос мужа.
- Неужели? - Марина развернулась. - Тогда объясни, почему от тебя пахнет женскими духами? Почему здесь повсюду следы пребывания другой женщины? И что ты так старательно прятал, когда я пришла?
Игорь открыл рот, чтобы ответить, но в этот момент с веранды донёсся какой-то звук. Что-то упало и покатилось по полу.
Марина бросилась туда. Игорь пытался её остановить, но она уже распахнула дверь...
На веранде у стены стояло большое старинное зеркало в полный рост. Перед ним - манекен, на который было надето недошитое красное платье. Вокруг разбросаны нитки, иголки, кусочки ткани. В углу - профессиональная швейная машинка. На столе - журналы мод и какие-то эскизы.
- Что это? - Марина растерянно оглядывалась по сторонам. - Откуда здесь всё это?
Игорь стоял в дверях, опустив голову. Впервые за пятнадцать лет брака она видела его таким - растерянным и виноватым.
- Я должен был тебе рассказать, - тихо произнёс он. - Но не знал, как...
В этот момент входная дверь скрипнула, и на пороге появилась женщина лет пятидесяти в ярком платье.
- Игорёк, я принесла ткань для... - она осеклась, увидев Марину. - Ой, здравствуйте...
- Это Валентина Сергеевна, - быстро сказал Игорь. - Руководитель нашего театрального кружка при Доме культуры.
- Какого театрального кружка? - Марина переводила взгляд с мужа на незнакомку. - С каких пор ты...
- Я шью костюмы для их спектаклей, - выдохнул Игорь. - Уже полгода.
Марина медленно опустилась на стул. В голове не укладывалось. Её муж, учитель труда, который всю жизнь работал с молотком и рубанком... шьёт театральные костюмы?
- Игорь у нас просто золото, - защебетала Валентина Сергеевна. - Такой талант! Мы раньше заказывали костюмы в областном центре, это же бешеные деньги. А тут я случайно узнала, что он умеет шить...
- Как... случайно узнала?
- Он Насте вашей платье школьное подшил. Она в кружок танцевальный ходит, и вот, похвасталась. Я не поверила сначала...
Игорь присел рядом с Мариной.
- Помнишь мою бабушку? Она всю жизнь в ателье проработала. Меня маленького часто с собой брала, научила шить. Я всегда любил это дело, но... - он развёл руками. - Ну кто в нашем городке поймёт мужчину-портного? Вот и скрывал. А тут Валентина Сергеевна предложила помочь с костюмами для спектакля...
- А помада? Духи? Две чашки кофе?
- Это актрисы приходили на примерку, - улыбнулась Валентина Сергеевна. - Мы же "Золушку" ставим. Вот, красное платье для мачехи шьём...
Марина встала, подошла к манекену. Провела рукой по ткани. Шов был идеальным, каждая складочка на своём месте.
- И сколько ты уже сшил?
- Семь костюмов, - Игорь немного приободрился. - Для Золушки два - рабочее и бальное, для принца, для мачехи, для сестёр...
- А деньги с общего счёта?
- На материалы. Ткани хорошие дорого стоят. Но театр платит, правда, не сразу... Я всё верну.
Валентина Сергеевна тактично кашлянула:
- Пожалуй, я пойду. Ткань вот тут оставлю... - Она положила сверток на стул. - Игорь Петрович, так мы ждём вас завтра на репетицию?
Когда она ушла, Марина повернулась к мужу:
- Почему ты мне не рассказал?
- Боялся, что засмеёшь. Мужик - и вдруг швея... - Он грустно усмехнулся. - В школе мальчишек учу табуретки делать, а сам платья шью.
- Ты с ума сошёл? - Марина подошла к нему вплотную. - Да это же замечательно! Ты же настоящий мастер! Я-то думала... - Она осеклась.
- Что думала?
- Что у тебя... другая появилась.
Игорь рассмеялся и обнял жену:
- Глупая. Другая у меня уже есть - швейная машинка. Иногда ночами с ней сижу, это правда.
- Нет, все-таки у меня не вяжется это все... - Марина достала из ванной розовую зубную щетку. - И духи на тумбочке? А следы помады на воротнике?
Игорь тяжело вздохнул:
-Людмила Аркадьевна, которая главную роль играет, так вот она после работы приезжает на примерку, прямо из своей поликлиники. Ну и оставила щетку, чтобы освежиться после смены. Я ей разрешил, потому что неудобно даме в таком виде на примерку...
- А духи?
- Это образцы. Понимаешь, для каждой роли нужен свой образ. Валентина Сергеевна настаивает, чтобы актрисы уже на примерках входили в роль - прическа, макияж, парфюм... Вот они и оставляют тут свои вещи, чтобы не таскать туда-сюда.
- Помада на воротнике откуда? - Марина недоверчиво смотрела на мужа.
- А это сегодня конфуз вышел, - Игорь смущенно потер шею. - Примерял через голову платье на манекен, а Нина Павловна, она мачеху играет, бросилась помогать - мол, ткань помнется. Ну и в суматохе измазала воротник своей помадой... Я как раз хотел рубашку застирать, когда ты приехала.
- И что, часто они тут... примеряют?
- По вечерам в основном. График репетиций плотный, костюмы нужны срочно. Я понимаю, как это все выглядит... Но клянусь, это правда только работа! Просто я стеснялся признаться, что шью... Думал, засмеют - мужик, учитель труда, а занимается женским делом...
Марина внимательно посмотрела на мужа. В его глазах читались искренность и страх - не за себя, а за свое необычное увлечение, которое он так долго скрывал.
- Знаешь, - она наконец улыбнулась, - тебе надо было сразу рассказать. Я бы помогла организовать все по-человечески, а не устраивать тут подпольное ателье.
Марина чувствовала, как отпускает напряжение последних месяцев.
- Слушай, - сказала она вдруг. - А может, правда ателье открыть? Театральное? В городе ничего такого нет, а ты уже опыт имеешь...
- Думаешь? - В глазах Игоря загорелся огонёк. - Я вообще-то давно об этом мечтаю. Только боялся...
- Больше ничего не бойся, - Марина взяла его за руку. - Я с тобой. И Настька наша обрадуется - она же с детства о сцене мечтает. Будет теперь самые красивые костюмы носить.
Она оглядела веранду, ставшую швейной мастерской. Теперь все странности последних месяцев обрели смысл. И расходы, и таинственные отлучки, и запах духов...
- Знаешь, - сказала она, разглядывая эскизы на столе, - я рада, что приехала без спроса.
А через месяц в городской газете появилось объявление об открытии первого в городе ателье театрального костюма. И никто не удивился, что руководит им бывший учитель труда. Потому что талант - он в любом деле талант, будь то работа с деревом или с тканью.
Теперь каждое утро Игорь уходит не в школу, а в своё ателье. А Марина иногда приносит ему пирожки с капустой и с гордостью смотрит, как муж колдует над очередным шедевром. И больше не пугается, когда слышит женские голоса из примерочной.
А недавно их Настя призналась, что тоже хочет научиться шить. И теперь они вместе с отцом создают костюмы для школьного спектакля. Говорят, такой Красной Шапочки город ещё не видел.