"Никто не может предсказать будущее, но каждый может влиять на него"
Цитата из фильма "Тегеран-43"
Есть такой прекрасный советский фильм 1980 г. "Тегеран-43". Белохвостикова, Костолевский, Джигарханян, Филозов, Гринько. Таким великим людям как В. Басов и А. Белявский эпизодические роли достались. Алов и Наумов умудрились "затащить" к нам А. Делона. Чтобы их коллеги-режиссёры умерли от зависти. И это отдельный вопрос, КАК они это сделали. Но нас интересует не это. Фильм прекрасен как детективная история о Любви.
А нас интересует политическая составляющая. А она была многоуровневой. И ОЧЕНЬ сложной. Так что давайте по порядку.
Прежде всего, конференция должна была быть Каирской. На этом настаивал Черчилль. Рассматривались такие вариант как Багдад и Стамбул. Но Сталин настоял на Тегеране. И вряд ли потому, что ему было "лень далеко ехать". Хотя и это тоже аргумент. Автор глубоко убеждён, что "лень - аристократическое качество". Но главное - Сталин хотел встречи на нейтральной территории. А Египет был тогда "в орбите" Британской короны. С Тегераном ситуация была иной.
Дело в том, что в начале Второй Большой Войны иранское правительство сильно симпатизировало Германии. Осуждать их за это нельзя - британцы "достали". Но наши гвардейские части вошли в Иран с Севера, а королевская морская пехота с Юга. Иранское правительство сразу же поняло свои ошибки.
Интересно, что даже в самые тяжёлые периоды Войны. Москва и Лондон не выводили свои войска из Ирана. Настолько это был важный регион. Но вернёмся к конференции.
Наша делегация добиралась до Баку на поезде - в обстановке строжайшей секретности. Затем на 2-х самолётах (в сопровождении 27 истребителей) до Тегерана). Рузвельт и Черчилль прибыли из Каира. И Рузвельт тут же принял приглашение Сталина поселиться в нашем посольстве. И это было не случайно. Во-первых. он ясно дал понять свою позицию. Мелочей в политике не бывает. А, во-вторых...
Старый лис прекрасно понимал, что ВСЕ его комнаты прослушиваются и специально в беседах с личными сотрудниками говорил то, что не мог говорить в присутствии Черчилля, но хотел, чтобы об этом знал Сталин.
Иногда он подкидывал нашим аналитикам дезинформацию, рассчитывая на то, что они знают, в каком состоянии находится Рузвельт каждый вечер, и решат, что вот это и есть откровенность.
Наших аналитиков, однако, предупредили: сколько бы старик не выпил, он не теряет ясности ума. А бутылка виски перед сном - его дежурная доза. Дело в том, что Рузвельт не просто был полупаралитиком (что не помешало ему обзавестись 6 детьми и иметь романы с секретаршами). Он страдал от "панических атак" и гипертонии.
Кроме того у него было редкое нервное заболевание, которое характеризуется тем, что любой комариный укус вызывает мучительную аллергию, а любое свежее (неношеное. нестираное и неглаженое) бельё - раздражение по всему телу. Только вот: на стратегическое мышление и бытовую хитрость это не влияет.
Это была не просто конференция союзников под общим лозунгом: "Как нам быстрее победить Гитлера?". Эта конференция предвосхищала Ялту. Она была первым шагом к РАЗДЕЛУ МИРА.
Сталин выступал с сильных позиций. Наши войска одержали триумфальные победы под Сталинградом и на Курской дуге. Комитет начальников штабов составил докладную записку для Рузвельта, где писалось, то "Россия является ведущей силой войны". Рузвельт (видимо в порядке издевательства) показал эту записку Черчиллю. А Сталин, начиная с Тегерана, вообще перестал говорить "Советский Союз". Он говорил только "Россия".
Позиции нашей страны усиливались ещё и президентом США. И не потому, что он был "другом". НИКОГДА! Но целью Второй Мировой войны для него (и его "закулисных хозяев") было уничтожение некогда "Великой Британии". Чтобы США заняли их место. А Гитлер для "глубинной власти" был просто тараном.
Рузвельту и "глубинному государству" было проще дать что-то обескровленной России, чем сохранить позиции Британии. Сталин это прекрасно понимал. И "давил". Вот почему он в жёсткой форме потребовал: Польша - это зона русского влияния, а Восточная Пруссия (сейчас - Калининградская область) на "веки вечные" станет частью нашего государства. Зря что ли великий философ И. Кант нашей императрице Елизавете Петровне присягу давал?
У Черчилля это предложение вызвало бешенство, но Рузвельт сказал категорическое "ДА" и Британии пришлось смириться. Заодно Рузвельт показал, что Америка - это не бывшая колония Британии. Теперь - они хозяева положения. Вес изменился.
Со своей стороны, Сталин гарантировал, что наши войска уйдут из Ирана, оставив его британцам. И в обязательном порядке вступят в войну с Японией, когда с Германией будут покончено. Но главным моментом было открытие "второго фронта".
Черчилль вначале максимально затягивал этот процесс, но Рузвельт пояснил ему, что если этого не сделать, то "русские подчинят себе Европу". Короче: "На Париж! Как в 45-м!..."
Тогда Черчилль поставил вопрос об открытии "второго фронта" на Балканах, дабы не допустить туда Россию, а (если получится), то прибрать к своим рукам и Венгрию.
И опять Рузвельт объяснял любителю армянского коньяка, что "сие невозможно". Подготовка займёт слишком много времени, и результат не гарантирован.
Таким образом, договорились высаживаться в Нормандии. Теперь интересное. Была ли попытка ликвидировать "Большую Тройку" в Тегеране? Да! О ней вовремя предупредил наш замечательный разведчик Николай Кузнецов. В результате российским спецслужбам удалось захватить передовую группу немецких связистов, которые готовили приём главных боевиков.
Руководил немецкой операцией оберштурмбаннфюрер (подполковник) СС О́тто Скорце́ни - главный диверсант Гитлера.
После Войны он давал в Испании интервью нашему замечательному писателю Юлиану Семёнову ("17 мгновений весны", "ТАСС уполномочен заявить", "Противостояние" и многое другое) и признал всё.
В распоряжении Скорцени было около 100 человек его лучших убийц. И первоначально перед ним ставилась задача захвата "Большой Тройки" в плен. Но Скорцени сразу сказал, что это невозможно. Тогда задача была сформулирована как "убить". И даже расставлены приоритеты. Цель №1 - Рузвельт. Гитлер почему-то считал, что именно это спасёт Рейх. Цель №2 - Сталин. По иронии судьбы ближе всех к смерти был Черчилль. Но "старому моряку" повезло.
Короче, всё закончилось хорошо. А вот о том, что было дальше - ещё поговорим. Смотрите прекрасные советские фильмы о шпионаже и Любви. А мы расскажем: КАК Тегеран повлиял на ход Истории. Читайте нас. Только помните: некоторые наши выпуски могут читать исключительно подписчики.
Мы благодарим друзей из Иркутска и Алма-Аты, а нашим читателям из Израиля и Краснодара рекомендуем не стесняться и быть активнее. Ставьте лайки и подписывайтесь. Храни Вас Бог.