Мрачное рождество 1598 года. Кремлевские палаты, царь Федор Иоаннович при смерти. Рука едва держит скипетр, знак царской власти. Царица Ирина, прильнув к уху мужа, шепчет: Борису отдай! Федор мутным взором глядит на Годунова, шурина своего; переводит взгляд на тезку и двоюродного брата Федора Романова. Кто такой Бориска, выскочка роду-племени худого. А Романов – кровная родня Рюриковичам. Дрожащая рука протягивает скипетр Федору. Тот растерян, зачем-то передает царский знак младшему брату Михаилу; смущенный Михаил сует скипетр брату Александру. Царь уже с ангелами беседует, ему эта земная суета тошна. Шепчет:
- Пусть берет кто хочет…
Проворный Годунов хватает жезл, отдает сестре, царице Ирине.
О том, как власть перешла к худородной женщине, поведал саксонец Конрад Буссов, он служил при московском дворе. Может, соврал, но не в главном: Ирина Годунова действительно - первая на Руси правившая царица.
Путь к престолу
С юных лет Ирина живет в царском тереме. Спасибо дяде Дмитрию, что выбился в люди на государевой службе, облагородил костромской род Годуновых. Рядом с дядей и брат Ирины Борис, тоже рад услужить Ивану Грозному. 18-летним Борис женится на Марии, дочке Малюты Скуратова; правда через год царь упраздняет опричнину, через два лютого Малюту кончают на Ливонской войне. Но Борис уже вошел в силу, без пяти минут боярин. А тут сестре сказочно повезло.
Приглянулась 18-летняя Ирина ровеснику, царевичу Федору. Грозный не против их брака. О Годуновых говорить нечего – счастливы: выбилась Ирина в царицы будущие! Ну если с первенцем царя, тоже Иваном, что-то случится.
В 1581-м преставился Иван-царевич: то ли отец посохом зашиб, то ли хворь добила. Сник царь, озлобился.
Тут на Годунова бояре бочки катят - не люб им молодой да борзый; того гляди слетит Борисова голова. Ирина ухаживает за немощным царем, не дает худым словам о брате достичь его ушей. Год 1584. За 3 дня до смерти полоумный Грозный лезет к невестке с ласками; та по словам Н. Карамзина «бежала с омерзением от его любострастного бесстыдства». Но помер греховодник. На престоле – царь Федор; мирный, тихий, обожающий молитвы и супругу, новоиспеченную царицу Ирину.
Чадородия ради
Всем хороша 27-летняя Годунова; только наследника родить не может. Еще царь Иван велел сыну отослать бесплодную жену в монастырь и взять новую, но мягкий Федор, как пишут, проявил характер: «Оставь ее со мною, а не то так лиши меня жизни, ибо не желаю ее покинуть». Второго сына Грозный убивать не стал, но в завещании нацарапал: коли не родит Ирина Годунова, пусть Федор женится на княжне Ирине Мстиславской. Ту Ирину после нейтрализует Борис: ее похитят из дома отца и насильно постригут.
А проблема осталась – нужен наследник. За чрево царицы молятся патриархи московский и константинопольский. Ждут чуда не без резона: Ирина прежде беременела, но - выкидыши. Англию всполошили: королеву Елизавету, с которой Ирина, как и ее тесть, переписывалась, известили – царица снова беременна, просим выслать в Московию лучших лекарей. Елизавета вняла; но королевского медика Якоби и английскую повивальную бабку тормознули в Вологде. С каких это пор, взъярились бояре, иноверцы отвечают за рождение русского царевича? Борису Годунову, зачинщику английской авантюры, снова прилетело – еле отбился.
До того была авантюра венская. Федор тогда слег, лекари качали головами – плох царь-батюшка. Телом-то он кряжист, да здоровьем хил. В страхе, что со смертью царя власть из рук уплывет (это сейчас Борис де-факто правит Русью), Годунов списался с австрийским двором. У нас товар, у вас купец – пусть ваш принц женится на царице Ирине да престол московский займет. А Федор возьми и излечись. Про уловку Бориса прознали; едва устоял сводник.
Понятно, почему против Ирины в 1586-м созрел заговор. Высокие земские чины потребовали того же – постричь бесплодную царицу, выбрать другую. Снова Федор уперся: не уступлю. Бунт подавили, зачинщиков разослали по городкам и весям. Дьяк Тимофеев писал - волею Бориса дочерей знатных бояр распихивали по монастырям, дабы не смущали те покой царицы.
В 1592-м 35-летняя Ирина удивила – родила девочку, Феодосию. В Кремле воспрянули духом: не все потеряно. Двух лет не прожила царевна, умерла. Больше детей у Федора с Ириной не было; осталось им молиться с утра до ночи да уповать не пойми на кого – династия Рюриковичей кончалась.
Царица
Итак, Борис у смертного одра Федора отдал царский скипетр Ирине; та взошла на трон. Полновластная царица - такого Русь еще не знала. Пока удивлялись, Ирина спустя 9 дней отказалась от престола, приняла постриг в Новодевичьем монастыре. Там Годунова повела кампанию за Бориса: в ход шли уговоры, посулы, подкуп. Помогло - на царство позвали ее брата. Тот отказался для приличия, потом согласился. Ирина благословила царя Бориса.
Несчастливое вышло правление, хотя Годунов отличался умом и сообразительностью. Знала Ирина про его беды или не заботили ее больше мирские дела? В голодный 1603 год ушла она к тому, кто любил ее беззаветно. В том же году воевода сандомирский Юрий Мнишек во все уши внимал байкам чудом спасшегося от Борисовых слуг «царевича Димитрия». Надвигалась великая смута.
Автор – Марина Туманова
Большое спасибо вам за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки