Ноябрь 2024 года стал сложным месяцем для российского авторынка. Продажи новых автомобилей снизились почти на 27% по сравнению с октябрём, что свидетельствует о продолжающихся трудностях в отрасли. Несмотря на небольшие локальные успехи отдельных брендов, эксперты и автопроизводители смотрят на декабрь с осторожностью. Мы проанализировали данные ведущих аналитических агентств и мнение ключевых участников рынка, чтобы понять, что происходит с авторынком и какие перспективы ждут его в ближайшем будущем.
Падение продаж в ноябре: что случилось?
Согласно данным агентства «Автостат», в ноябре 2024 года в России было продано 121 884 новых легковых автомобиля. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), в свою очередь, называет более высокую цифру – 132 089 проданных единиц, однако в её расчёты включены также продажи лёгкого коммерческого транспорта. Разногласия в данных не меняют общей картины: рынок, который к осени начал подавать признаки стабилизации, вновь столкнулся с серьёзными вызовами.
Снижение продаж на 27% по сравнению с октябрём объясняется сразу несколькими факторами. Среди ключевых причин аналитики называют:
- Рост ключевой ставки Центробанка – сделал автокредиты менее доступными для населения;
- Увеличение курса доллара – привело к удорожанию импортных моделей и комплектующих;
- Изменение тарифов утильсбора и прогнозируемое повышение цен – спровоцировали повышенный спрос в сентябре-октябре.
Все эти факторы в совокупности оказали давление на покупательскую активность, что и привело к резкому падению продаж.
Лидеры рынка: стабильность в топ-3 и взлёт Lada Largus
Несмотря на общее снижение продаж, ноябрь подтвердил лидерство нескольких моделей на отечественном автомобильном рынке. По данным «Автостата», самыми популярными автомобилями снова стали Lada Granta, Lada Vesta и Haval Jolion. Изменений в распределении лидеров не произошло, хотя стоит отметить снижение продаж Haval Jolion на 22,5% по сравнению с предыдущим месяцем.
Главным сюрпризом стал резкий рост продаж Lada Largus, который занял высокое место в рейтинге ТОП 10. Результат увеличился почти в 35 раз. Такой скачок объясняется эффектом низкой базы: в конце 2023 года производство Largus перенесли в Ижевск, а полноценный выпуск универсалов начался только весной 2024-го.
На пятом месте оказался Chery Tiggo 4 Pro, а вторую половину топ-10 составили исключительно кроссоверы китайские кроссоверы.
Несмотря на стабильно высокие позиции Lada, при внимательном изучении видна тенденция постепенного сокращения доли бренда на отечественном рынке. Популярность бессменного лидера Lada Granta упала с 19,2% до 12,9%. Аналогичные результаты показали Lada Niva Travel и «старичок» Legend. Ухудшение их показателей по сравнению с ноябрем 2023 года (-20,9% и -15,2% соответственно) наглядно демонстрирует реальную ценность «классических технологий» в глазах современных российских автолюбителей. Китайские инженерные решения явно выглядят для них предпочтительнее.
«Мы будем выпускать Ниву с новым, более мощным двигателем. Мы уверены, что это даст даже не вторую жизнь, а новое дыхание Ниве», – заявлял нынешний руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов о планах на 2023 год. Этот амбициозный проект предполагается реализовать в ближайшие месяцы и мы увидим, насколько в действительности нужна российскому рынку «прорывная» модификация Sport модели почти 50-летней давности.
«Москвич» и белорусский Belgee: неожиданные успехи
В ноябре 2024 года в список самых популярных автомобильных брендов в России впервые вошёл возрождённый бренд «Москвич», занявший восьмое место с результатом 2620 проданных автомобилей. Это свидетельствует о постепенном росте интереса к отечественным моделям, особенно на фоне удорожания иномарок.
Но ещё более впечатляющий результат показал Belgee, закрепившийся в середине перечня ТОП-10 самых успешных брендов. Продажи белорусской марки выросли в 13 раз по сравнению с ноябрём 2023 года, а по итогам рассматриваемого периода динамика роста достигла 67-кратного увеличения. Здесь также сработал эффект низкой базы: в прошлом году доступность белорусских автомобилей на российском рынке была ограничена.
Прогнозы на декабрь: надежды и сомнения
Некоторые эксперты полагают, что декабрь может стать более успешным для авторынка. Главная причина – предстоящее повышение утилизационного сбора с января 2025 года, которое может спровоцировать традиционный всплеск покупательской активности в конце года. Однако не все разделяют этот оптимизм.
Руководитель АвтоВАЗа в интервью сообщил, что не ожидает улучшения ситуации в декабре. По его мнению, ёмкость декабрьского рынка составит не более 130 тыс. автомобилей, что лишь немного превысит уровень ноября. Соколов отметил, что ключевые факторы, влияющие на рынок, остаются негативными: высокая ключевая ставка, рост валютного курса и снижение доступности автокредитов. В результате он заявил о намерении пересмотреть план производства на 2025 год, который изначально предусматривал выпуск 500 тыс. экз. Окончательное решение о корректировке собираются принять в течение нескольких месяцев.
Возможное повышение цен: что ждать в 2025 году?
Максим Соколов также не исключил, что в 2025 году цены на продукцию АвтоВАЗа придется увеличить. Причины те же, что и сейчас: высокая ключевая ставка и удорожание импортных комплектующих из-за ослабления рубля. Подобные заявления вызывают беспокойство у потребителей, которые уже сейчас столкнулись с ростом цен на автомобили.
Стоит отметить, что удорожание может затронуть не только автомобили АвтоВАЗа, но и продукцию других автопроизводителей. Это связано с предстоящим увеличением утилизационного сбора, который с января 2025 года вырастет на 35–40% в зависимости от типа транспортного средства. В результате многие покупатели, планировавшие покупку автомобиля в начале следующего года, могут поспешить совершить сделку в декабре, чтобы избежать дополнительных расходов.
Итоги и выводы
Ноябрь 2024 года стал тяжёлым месяцем для российского авторынка. Снижение продаж на 27% по сравнению с октябрём показало уязвимость отрасли перед экономическими вызовами. Несмотря на локальные успехи отдельных брендов и моделей, общая ситуация остаётся напряжённой.
Декабрь может принести временное оживление на рынке за счёт ажиотажного спроса перед повышением утилизационного сбора, однако долгосрочные перспективы выглядят неутешительно. Высокая инфляция, удорожание автокредитов и ослабление рубля создают серьёзные препятствия для восстановления рынка.
Автопроизводители, включая АвтоВАЗ, уже готовятся к возможному снижению производства в 2025 году. Это означает, что в следующем году потребители могут столкнуться не только с ростом цен, но и с ограничением ассортимента автомобилей.
На фоне этих тенденций российский авторынок остаётся в зоне турбулентности, и его будущее зависит от ряда внешних факторов, включая экономическую политику, валютный курс и меры государственной поддержки.
Отдельный интерес представляют успешные проекты, которые на деле доказали свою состоятельность. Отличные результаты у бренда Haval, который лучше других локализовал производство и планомерно расширяет ассортимент. Быстро стартовал белорусский Belgee, успевший фактически за год занять на российском автомобильном рынке устойчивое положение. Даже «Москвич» постепенно преодолевает свои специфические трудности, судя по спросу в ноябре.
Может быть и АвтоВАЗу пора прекратить эксперименты и выбрать, наконец, достойного китайского партнера для применения действенного способа ребрендинга с наклеиванием на качественные автомобили своих красивых шильдиков? Или вы думаете, что умелые отечественные производители смогут выпустить на российский рынок на самом деле конкурентоспособный продукт?
Что вы думаете о перспективах 2025 года? Сообщите свое мнение в комментариях.