Еще учась в университете, я часто думал, что русская классика – это литература о молодых, а следовательно, и для молодых людей. Я даже написал курсовую на тему «Возраст героев русской классики», за которую меня похвалили, но и только. Нет, я не рассчитывал, что моя студенческая работа перевернет научный мир, однако – боже ж мой! – как хотелось, чтобы кто-нибудь когда-нибудь, снимая очередной фильм, создавая иллюстрации, задумался и осознал, сколько лет тому или иному герою. Почему?
Я смотрел фильмы, спектакли, сериалы, картины по русской классике и чувствовал странное несовпадение с собой – и с прошлым двадцатилетним, и сейчас, когда мне уже за тридцатник. Никогда герои не казались мне сверстниками – они всегда были как бы намного старше: внешне, по уму, эмоционально…
Посмотрите на кадр из фильма «Война и мир», роман Л. Н. Толстого:
Это молодые люди? Точно-точно? Болконскому в 1805 году было 27 лет, а Безухову – 20! Болконский погибает в 1812 г. в возрасте 34 лет, ну а Пьеру в этом же году всего 27.
Вот еще пара молодых «стариков» в фильме. А ничего, что у Пушкина в романе "Евгений Онегин" возраст назван четко? Владимиру Ленскому 18 лет, Евгению Онегину – 26! Ну, я преувеличиваю насчет стариков, но все же выглядят они намного старше фактического возраста.
Да что там, посмотрите на героев еще одного всем известного романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Кто-то помнит, что Григорию Печорину примерно 25 лет, а Грушницкому около 20-ти?
На фоне понимания фактического возраста героев дуэли Онегина и Ленского, Печорина и Грушницкого выглядят «избиением младенцев». Грушницкий, может, и заслужил своим поведением дуэли, но уж, точно, оба не заслужили ранней гибели.
Интересно, что взрослыми (даже внешне) героев русской классики представляют не только сегодняшние создатели фильмов и сериалов. Иллюстраторы в основном тоже видят их такими.
Более-менее молодо Онегин и Ленский выглядят на иллюстрациях П.П. Соколова (1826 – 1905), сделанных в конце 19 века:
С натяжкой можно признать, что Болконскому 31 год, а Безухову – 27 на иллюстрациях Д. Шмаринова. Наташе Ростовой здесь около 17 (первый бал).
Печорин у разных художников – М. Врубеля, П. Боклевского, П. Павлинова и др. – явно старше 25-ти. Может, из-за усов? Не думаю.
Бывает, что иногда герои кажутся более юными, скажем, Ассоль и Грей, некоторые чеховские герои. Иногда они соответствуют возрасту, например, персонажи Достоевского. Вряд ли кто-то воспринимает двадцатитрехлетнего Родиона Раскольникова старше, возможно, потому что писатель все время напоминает, что герой – студент. Но в основе своей – наоборот.
И все же… представьте фильмы по русской классике в стиле «Опасные связи» или «Ромео + Джульетта», может, тогда она станет ближе к нам – сегодняшним? И как здорово, что недавно в Московском Губернском театре поставили спектакль по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», где герои – Петр Гринев и Маша Миронова – действительно выглядят на 16 – 17 лет. И это подчеркивает ужас реалий времени:
Думаю, не я один воспринимаю героев русской классики более зрелыми, чем должно быть в их фактическом возрасте, и прекрасно понимаю, почему так происходит.
Мы обязательно в этом разберемся, но сначала дам небольшой справочник о возрасте героев, который пригодится учителям, школьникам, студентам, писателям тоже.
Все статьи в подборке "Герои"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.