Найти в Дзене
Немного философии

Направление.

Как оказалось, понятие направление довольно интересно само по себе в том плане, что его независимого рассмотрения от других понятий по сути вы нигде не найдёте. На ресурсах энциклопедической направленности в лучшем случае отмечается, что это неоднозначное слово, которое может иметь различное толкование в зависимости от того, в какой области оно применяется. Но в этом нет ничего необычного, так как мы уже рассматривали такие же многозначные понятия, как, например, масса или движение, поэтому давайте разберёмся и с понятием направление. В первую очередь следует отметить его важность. Не случайно и в математике, и в физике оперируют не только скалярными, но и векторными величинами. Это означает, что направление, которое представлено вектором, выступает в качестве фундаментального понятия. То же самое мы можем видеть и в философии Гегеля, когда при рассмотрении самых простых, самых начальных дефиниций, когда многое из того, чем оперирует наш разум, ещё не опосредовано, направление уже проя

Как оказалось, понятие направление довольно интересно само по себе в том плане, что его независимого рассмотрения от других понятий по сути вы нигде не найдёте. На ресурсах энциклопедической направленности в лучшем случае отмечается, что это неоднозначное слово, которое может иметь различное толкование в зависимости от того, в какой области оно применяется. Но в этом нет ничего необычного, так как мы уже рассматривали такие же многозначные понятия, как, например, масса или движение, поэтому давайте разберёмся и с понятием направление.

В первую очередь следует отметить его важность. Не случайно и в математике, и в физике оперируют не только скалярными, но и векторными величинами. Это означает, что направление, которое представлено вектором, выступает в качестве фундаментального понятия. То же самое мы можем видеть и в философии Гегеля, когда при рассмотрении самых простых, самых начальных дефиниций, когда многое из того, чем оперирует наш разум, ещё не опосредовано, направление уже проявляет себя как некое чувственное, первичное понятие, закладывающее основы многих последующих форм и сущностей.

Когда у мысли ещё нет ничего, лишь наличное бытие, которое вступает в некое взаимоотношение со своим отрицанием единичности, то есть со многим, уже здесь направление проявляется как необходимость, которая позволяет этому одному видеть различение в окружающих его многих, так как каждое из многих есть то же самое, что и другие многие, каждое есть одно, а поэтому они тождественны. И если б не их различие, каковым выступает именно направление, то само понятие количество перешло бы лишь в то же самое понятие, каковым является размерность или бесконечность, выступающая отрицанием наличного бытия, как нечто конечного, точки.

Для лучшего понимания сказанного, рассмотрим соотношение таких объектов, как точка и линия. По сути дела, это первая грань между ничто, что есть точка, и наипростейшим проявлением того, что называется размерность. Вначале это единичная или, что более привычно, одномерная размерность. Как только мы помещаем точку на линию, то сразу разделяем её на две части, которые отличаются тем, что мы можем говорить о них как о линии до точки и о линии после точки. Можем присваивать такие понятия, как левая или правая части линии.

Конечно, всё это оправдано в случае, когда на всю эту ситуацию мы смотрим со стороны. Если же взглянуть с позиции точки, то для неё ничего подобного не существует. Для неё есть только то, что есть сама эта точка и то, что ею не является. Но как только, кроме одной этой точки, на линии появятся ещё и другие точки или, другими словами, возникнет множество точек, то тогда наша исходная точка также будет вынуждена различать размерность не просто лишь как то, что ею не является, а ещё и как нечто, в котором есть одно и есть другое такое же, как и она сама. При этом одно от другого отличается и определение этого отличия возможно лишь с введением нового понятия, каковым и является направление.

Когда в одномерном пространстве мы рассматриваем некую точку, то в этом случае есть лишь два возможных направления. Однако даже такое минимальное проявление этого нового качества приводит в дальнейшем к значительным последствия. Достаточно дополнить наши рассуждения рассмотрением процесса перехода от одной точки к другой и тогда выделяются два различных направления такого перемещения. Кроме того, точка, разделившая линию на две части, сама приобретает две границы своего отрицания, различающиеся между собой отношением к подобному переходу от точки к точке. Теперь одна из границ проявляет себя в процессе становления именно как возникновение, а другая – как исчезновение. А в случае изменения направления движения, эти процессы меняются на противоположные. Таким образом видим, что рассмотрение соотношения точки с линией или одномерной размерностью, оказывается совсем не тривиальным, а приводит к фундаментальным последствиям. В частности, к проявлению таких новых понятий, как возникновение и исчезновение. Последние два понятия есть результат разделения процесса становления на две свои составляющие.

Однако, как подсказывает нам реальность, одномерной размерностью всё не заканчивается. В частности, будет вполне уместно рассмотреть соотношение таких объектов, как линия и плоскость, то есть следующие по возрастанию числа измерений соотношения размерностей. И в этом случае приходим к тому, что линия разделяет плоскость, в которую её поместили, на две полуплоскости. Каждая из этих полуплоскостей оказывается либо с одной, либо с другой стороны линии. Соответственно, аналогично тому, как это было при соотношении точки с линией, мы получим различение в направлениях.

Правда теперь это не просто пара, а целое множество различающихся между собой направлений, хотя и вписанных в рамки одной плоскости. Это в случае, когда будут рассматриваться точки на линии в их соотношении со множеством точек плоскости. А с другой стороны, для самих линии и плоскости по-прежнему сохраняется лишь два выделенных направления – в одну или другую сторону от самой линии. При этом уже линия формирует некую границу, которая являясь бесконечной по тем направлениям, которые определены ранее при рассмотрении соотношения точки и линии, в то же время, деля плоскость на две части, сама приобретает две грани отрицания одномерной размерности в бесконечную плоскость.

Почти все те же самые рассуждения, которые применены при рассмотрении соотношений точки и линии или линии и плоскости, можно перенести на третий уровень, то есть на соотношение плоскости и объёма, а в перспективе и далее.

Подобное разделение линии, плоскости или объёма на две части кроме того, что мы выделяем два различных направления, имеет и ещё одну интересную особенность. Такое деление вносит определенное различие как между множеством точек, выступающих подмножеством каждого из подпространств, так и между множеством точек, лежащих на этой линии.

Для понимания того, о чём идёт речь, обратимся не просто к изображению прямой линии на плоскости, а к линии, которая обычно визуализирует некий потенциал или искривление пространства, что показано на первом рисунке в ниже представленной галереи. В этом примере, факт подобного искривления нашей линии приводит к разделению точек, расположенных в верхней и нижней полуплоскости. Так точки верхней части будут стремиться в сторону вогнутости линии, а точки нижней части, наоборот, от выпуклости. Хотя с точки зрения понятий самих этих точек, они тождественны между собой и не обладают иным различием, кроме как размещения в различных полуплоскостях. Пока нам не важен механизм такого поведения, но то, что он неким образом оказывается завязан на свойства, порождаемые лишь соотношением линии и плоскости весьма важно и интересно.

Полезным во всех этих рассуждениях следует признать тот факт, что когда нами рассматриваются некие явления, то всегда целесообразно проводить экстраполяцию этих процессов на размерность выше и анализировать их с учётом возможного проявления влияния этой размерности.

Хорошим примером является рассмотрение проблемы гравитации, связанной с отсутствием отрицательной массы в нашей Вселенной. Существует объяснение, что такой массы нет, так как она вся вытолкнута за пределы видимой Вселенной. Такое объяснение вполне имеет право на жизнь. Однако можно предложить и другой вариант, который состоит в том, что наше пространство трехмерно, однако с учётом времени мы существуем в четырехмерном пространстве-времени. Тогда наше трехмерное пространство может выступать тем объёмом, что разделяет его на два четырёхмерных подпространства-времени.

Гравитация, как производная от массы, искривляет пространственно-временной континуум таким образом, что мы оказываемся в четырёхмерном подпространстве-времени, в котором массы притягиваются, то есть искривление представляется здесь в форме воронки. В альтернативном четырёхмерном подпространстве-времени массы отталкиваются.

Таким образом отрицательные массы формально существуют, но мы просто отделены от того подпространства, в котором оно образуется. Правда, есть вероятность, что в том мире, в котором массы отталкиваются, просто не могут образовываться стабильные формы материи.

В завершении хотелось бы остановиться ещё и на таком факте, когда понятие направление соединяется с другими понятиями, в частности, с движением. Причём они в своём проявлении по сути не разделимы, что вытекает из рассмотренной ранее сути движение. Ссылка на статью: