Найти в Дзене
Labyrinth & Spiders

Эми Тинтера и Пьерджорджо Пуликси

Эми Тинтера «Подкаст «Слушай ложь»


Я так понимаю, подкасты и всё, что с ними связано – это новые «ненадёжные девушки с разными зависимостями», и как десятилетием ранее на нас пролился дождь из «девушек в поездах», так теперь, поскольку полиция их обычно не слушает, эти девушки в поездах будут рассказывать свои истории тру-крайм подкастерам.
Не то, чтобы я была «против», наоборот, как раз «за». В любом случае, подкаст – это лишь определенная многоголосая форма подачи готового блюда, а оно может быть либо съедобным, либо не очень.

История, которую расскажет Эми Тинтера – это история девушки Люси, бывшей жительницы маленького городка Пламптон. Люси думает, что убила лучшую подругу Савви, только почему-то не помнит ничего. Но все вокруг (бывший муж, бывшие друзья-соседи, даже родители) транслируют именно это: это наверняка была ты, потому что множество косвенных улик говорит именно об этом, да и твоя непростая натура шепчет о том, что ты могла. Но Люси так и не была осуждена, да и бабуля не верит в виновность любимой внучки.
Люси не знает этого точно, но за пять лет после трагедии, что только она ни пробовала: и к психологам ходила, и пыталась вспомнить, и с голосами разговаривает в надежде, что те подскажут что-то. Но – нет, всё тщетно.
И можно было бы просто как-то попытаться жить с этим грузом, если бы не пронырливый тру-крайм подкастер Бен Оуэнс, раскопавший ту давнюю историю и лихо принявшийся копошиться внутри. Теперь имя Люси прозвучало вслух, все узнали, что она - {возможно} убийца. Люси уволили с работы, а бойфренд ненавязчиво выставил вон.
Собственно, все звезды сошлись и карты сложились, и Люси принудительно-добровольно возвращается в родной городок. Официально - отпраздновать день рождения бабули, а неофициально – попытаться вспомнить, что же произошло пять лет назад.

Конечно же, она вспомнит, а давнее преступление будет раскрыто. Конечно же, горка скелетов вывалится из шкафов.

Собственно, понравится это журналистское расследование или нет, будет зависать от многих факторов. Например, от того, как читатель относится к формату интервью. Очень во многом движущей силой сюжета будет именно подкаст. Бен Оуэнс будет разговаривать с людьми, ловить их на несовпадениях и таким образом тыкать палочкой в этот муравейник. Люси будет ходить следом, и подбирать крошки со стола, постепенно собирая картинку кусочек за кусочком.

Ещё отношение читателя будет зависеть от предыдущего читательского опыта. Чем меньше подобных скорее психологических, чем криминальных драм было прочтено, тем сильнее понравится. Потому что чего-то исключительно свежего тут нет. Интрига слабовата, как на мой вкус, а Эми Тинтера не обладает мастерством Таны Френч (например), чтобы рассказать историю трогательно, тонко и осторожно, пройдя мимо спойлеров и не развешивая метровых транспарантов в тексте «Убийца – садовник!». Очень многое в книге подается прямо в лоб, а чтобы читатель чего доброго не забыл – автор ещё и повторит несколько раз.

Впрочем, я не могу сказать, что это скучно или в книге слишком уж много косяков. Да, есть вопросики к логике происходящего и кое-что автор старательно натянула на глобус. Лично для меня основным грешком является простоватость происходящего. Плюс Эми Тинтера слишком уж упорно продавливала тему домашнего насилия. Настолько упорно, что получилось невразумительно и грубо. Такое вот литературное насилие над читателем получилось. Возможно, это было сделано нарочито – чтобы читатель проникся темой агрессии сполна, но, положа руку на сердце, я не думаю настолько хорошо про литературный талант Эми Тинтера.
В остальном – это добротный роман «второго эшелона». Не шедевр, но позволит неплохо провести время.

Пьерджорджо Пуликси «Остров душ»


Это случилось в 1975 году, а потом снова – одиннадцать лет спустя.
Обе убитые в разные десятилетия девушки были обнажены, связаны и покрыты нестриженой овчиной. Лица их скрывали ритуальные бычьи маски. На спинах – разрезы в виде древнего орнамента для украшения хлеба. Причина смерти одна и та же – зияющая рана в горле. И время одно – ночь на 2 ноября, ночь Дня мертвых. Убийства так и не были раскрыты. И даже личности жертв не установлены…

Ритуальные убийства, древние культы, современные секты – что может быть увлекательнее для любителей детективов и триллеров!
Но конкретно с этой историей мне не повезло, и хоть как-то интересно было ровно до тех пор, пока автор медленно и печально разворачивает перед читателем широкое полотно завязки. Вот, пока происходит знакомство с персонажами, этнографическими особенностями местности, культурной спецификой и прочим, читается достаточно задорно. Немного затянуто, как на мой вкус, но эту затянутость можно списать на «познавательную страничку».

Я была готова закрыть глаза на базовый набор персонажей и уже исхоженные вдоль и поперек арки. Тут будет смертельно больной инспектор, одержимый старыми делами и не желающий отчалить к праотцам, не найдя убийц. И будут две молодые полицейские с непременными трагедиями и драмами в анамнезе. Девчонки колоритны в той мере, в которой захотел их сделать такими автор, и мне слишком во многих ситуациях и сценах они казались скорее нелепыми, нарочитыми и пафосными, чем колоритными.

Впрочем, пафос тут – несущая конструкция. И в той или иной мере эта напыщенная театральщина будет присуща слишком многим.

Девчонки-полицейские, возвращаясь к ним, ершистыми зверушками станут общаться и друг с другом (автор называет это «притиркой», но как по мне, большинство их препираний – это непрофессиональное базарное склочничество, хамоватое и неприглядно-утрированное), и с коллегами-мужчинами (такой вот реверанс в сторону феминизма).

Второй линией, будет история древнего сардинского клана – настолько древнего, что запах нафталина будет сшибать с ног. Я охотно верю, что в 21 веке есть на этой планете места, где доисторические практики в той или иной мере встроены в жизнь социума, но в «Острове душ» вся эта этнография похожа на плохо раскрашенные матрешки – настолько разувесистая клюква получилась по факту, настолько все эти «Смерть – это только начало», напоминают статусы во вконтакте.

Но, опять же, пока автор всё это раскладывает, щедро пересыпая нурагическими культами, мегалитами, менгирами, дольменами, тавропротомами, карнавалами, (до)дионисийскими обрядами, апотропическими символами и жертвоприношениями – это интересно. Тот случай, когда региональные особенности Барбаджи («остров на острове») с её верованиями и культами, зашли хорошо.

Но потом зачем-то история сваливается в унылый полицейский детектив, затянутый и весь такой нарочито-брутальный: допросы, перестрелки, отстранения от службы, конкуренция и прочее. И я не знаю, кто стал виновником падения градуса: то ли автор пишет настолько серо и невзрачно, либо переводчик так постарался, но при отсутствии адекватной динамики, стало скучно.

И, вот вроде бы, и задумка неплоха, и интрига наличествует, но исполнено крайне посредственно. Очень жаль.