У нас же тут не только про релокацию, но и про полезные истории и путешествия.
Это статья будет в особенности интересна тем, кто уже живет и часто путешествует на машине по Черногории и Сербии. А также актуальна для тех, кто планирует поездку в эти страны. Поделюсь общей информацией и, конечно же, расскажу про способ сэкономить на этой статье расходов. Если бы мне кто-то об этом рассказал до начала теплого сезона, то мы бы уже сэкономили много времени (и немного денег) с нашими еженедельными поездками то на море, то в горы.
Начнем с того, что [сама в шоке] в Черногории есть платные дороги. Одна из них это тоннель Созина (Sozina), который, проходя сквозь горы, значительно сокращает и облегчает маршрут из Подгорицы до побережья, в частности в Сутоморе, Бар, Улцинь. Его протяженность 4183 м. Также эта дорога является единственной для тех, кто хочет попасть из Подгорицы на побережье без смены летней резины на автомобиле на зимнюю в соответсвующий период (с 15 ноября по 31 марта - когда на маршруте Подгорица - Будва требуется обязательно зимняя резина, так как дорога проходит через горный перевал, где может выпадать снег).
Стоимость проезда в одну сторону зависит от типа транспортного средства: для автомобиля составляет 2,5 EUR, для мопеда 1,5 EUR.
Второй платный участок дороги - это маршрут Подгорица - Матешево (который рядом с популярным здесь зимним курортом Колашин). Вообще, это часть автомагистрали Бар-Боляре - “пересадочного маршрута в направлении северо-восток-юго-запад, имеющего основную функцию в пространственной, экономической и демографической интеграции Черногории, соединяющий Северный, Центральный и Южный регионы” (цитата с официального сайта). Открыли эту магистраль в июне 2022 года, и она значительно стала экономить время в пути по этому маршруту, потому что проходит сквозь горы, а не огибает их. На пути вас ждет 15 тоннелей разной длины.
Люблю эту автодорогу, потому что, помимо того, что она живописная вне тоннелей, так к тому же еще многополосная и скоростная (такого вообще больше нигде нет в Черногории). Полная стоимость проезда по этому участку - 3,5 EUR для автомобиля и 1,5 EUR для мопеда.
Едем дальше и выезжаем за пределы Черногории - отправляемся в Сербию. Здесь целая сеть качественных, скоростных, минимум двухполосных и, конечно же, платных дорог. Мы проехали почти через всю Сербию и можем сказать, что да, такие дороги точно экономят время в пути.
Стоимость зависит от участка (и, конечно же, типа транспортного средства). Но, например, участок от Белграда до Нови-Сада составляет 3 EUR. Можете попутешествовать виртуально по карте Сербии и посмотреть цены вот здесь (это ссылка на официальный сайт дорог Сербии).
Оплата везде возможна тремя способами: наличными, банковской картой и электронно.
И, конечно же, самая актуальная и интересная информация - сколько и, главное, как можно сэкономить.
Тем, кто живет в России, знакома такая история, как транспондер. Раньше он позволял нам экономить деньги при поездках на машине в Санкт-Петербург и на юг (сейчас, насколько я знаю, построили еще один платный участок дороги, поправьте меня, если что. Да и вообще, расскажите, кто знает, выгодно ли сейчас пользоваться транспондером в РФ?).
Так вот. В Черногории (и Сербии, конечно же) есть такая же история, называется ENP - Elektronska naplata putarine, или “Электронный сбор оплаты за проезд”, который осуществляется с помощью “TAG” или “бирка” по-нашему, но по своей сути тот же транспондер (и выглядит также). И суть в том, что он, конечно же стоит денег, но при этом позволяет экономить каждый раз деньги и очень много времени, потому что очереди в Черногории на оплату бывают жуткие.
Сразу плюсы и нюансы:
- До 31 декабря текущего года сам тэг стоит 10 EUR вместо 20 EUR.
Акция действует с апреля, представляете? А мы купили только в конце октября. И по моим расчетам, мы бы уже “отбили” стоимость тэга за лето, потому что мы съездили в горы раза 4 и раз 20 на море, а также два раза в Сербию (считайте туда-обратно стоимость). Информация по этой акции здесь.
- Этот тэг действует и в Черногории, и в Сербии (нужно только его на сайте дополнительно зарегистрировать - для этого есть подробная инструкция).
- Самое главное - скидка 10% на все поездки по Черногории и 6% на все дороги Сербии.
- Нет, обманываю, самое главное - это отсутствие очередей и необходимости постоянно останавливаться, доставать карточку или мелочь отсчитывать, ждать, пока тебе выдадут чек… Это не самая быстрая процедура. Короче, нам просто лень тратить на это время, нам нравится, что оплата списывается сама.
- Нюанс: для оплаты проезда по Черногории счет нужно пополнить минимум на 20 EUR (остаток каждый раз отображается на табло во время оплаты). Для проезда по Сербии необходимо на том дополнительном сайте привязать карточку, и оплата будет списываться оттуда автоматически.
- Нюанс второй: приобрести тэг можно только у официальных представителей в Черногории - Monteput (адреса и время продажи тут). Если вы живете в Сербии, то наверняка сможете подсказать нам, где можно купить у вас и сколько это стоит, я нашла только информацию об официальных точках продажи на сайте Автодорог Сербии.
И судя по всему этот тэг будет действовать также и в других странах, например, в Хорватии и Греции, когдадоделают систему.
Добавлю здесь видео, как мы не по-детски и злорадно радуемся тому, как проезжаем мимо длинной очереди на оплату.
Такие дела. Жалею только, что раньше не купили.
А вы пользуетесь гаджетами для более комфортного образа жизни? Считаете такую покупку баловством или необходимостью?
Вам может быть интересно почитать про то, как мы ездили недавно в Сербию