Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Блистательный Нуреев глазами художника Джейми Уайета

В конце 1970-х американский художник и русский танцовщик подружились, и властный и закрытый Рудольф Нуреев пустил рисовальщика в святая святых - на репетиции. Так родилась великолепная серия работ. Джейми Уайет тоже был не лыком шит - представитель знаменитой художественной династии Уайетов. Его дедом был один из главных американских иллюстраторов Ньюэлл Конверс Уайет, а отцом - великий Эндрю Уайет, и еще куча родственников тоже имела отношение к искусству. Потомственный художник Джейми писал пейзажи, портреты, любил анималистический жанр. Он был удостоен чести писать портрет Джона Кеннеди, эта картина сегодня висит в Белом доме. В 1974 году Джейми Уайета познакомили с выдающимся танцовщиком Рудольфом Нуреевым. Художник был сразу очарован, а вот Нуреев, напротив, отстранен и разрешения писать свой портрет не дал. Однако все изменилось в 1977 году, после очередной громкой выставки, где были представлены работы младшего Уайета. Нуреев "сменил гнев на милость" и разрешил художнику писать

В конце 1970-х американский художник и русский танцовщик подружились, и властный и закрытый Рудольф Нуреев пустил рисовальщика в святая святых - на репетиции. Так родилась великолепная серия работ.

Джейми Уайет. Рудольф Нуреев. 1977
Джейми Уайет. Рудольф Нуреев. 1977

Джейми Уайет тоже был не лыком шит - представитель знаменитой художественной династии Уайетов. Его дедом был один из главных американских иллюстраторов Ньюэлл Конверс Уайет, а отцом - великий Эндрю Уайет, и еще куча родственников тоже имела отношение к искусству. Потомственный художник Джейми писал пейзажи, портреты, любил анималистический жанр. Он был удостоен чести писать портрет Джона Кеннеди, эта картина сегодня висит в Белом доме.

В 1974 году Джейми Уайета познакомили с выдающимся танцовщиком Рудольфом Нуреевым. Художник был сразу очарован, а вот Нуреев, напротив, отстранен и разрешения писать свой портрет не дал.

Джейми Уайет. Голова. 1977
Джейми Уайет. Голова. 1977

Однако все изменилось в 1977 году, после очередной громкой выставки, где были представлены работы младшего Уайета. Нуреев "сменил гнев на милость" и разрешил художнику писать столько работ, сколько ему захочется. Уайет был допущен за кулисы, присутствовал на репетициях и на спектаклях, наблюдал за тем, как Нуреев разминается и готовится к новым ролям.

Джейми Уайет. Рудольф Нуреев. 1979
Джейми Уайет. Рудольф Нуреев. 1979

Проведя вместе кучу времени, Уайет и Нуреев по-настоящему подружились. Впоследствии, танцовщик не раз будет бывать в городке Чеддс-Форд, где проживало все многочисленное семейство Уайетов, познакомится с Эндрю Уайетом, будет переодеваться в старинные мундиры, в большом количестве хранящиеся в мастерской художника. Там Нуреев станет почти что членом семьи.

Джейми Уайет. Нуреев. 1979
Джейми Уайет. Нуреев. 1979

Супруга Джейми Уайета Филлис тоже была очарована Рудольфом Нуреевым (а кто не был?). Она оставила воспоминания:

Нуреев источал животную энергию. Его дух был духом скаковой лошади со всей ее красотой, мускулатурой и скоростью. Его тело обладало этим совершенством. Когда я смотрела, как он выступает, его танец танцевал во мне. Он был моими крыльями, моей свободой, моей смелостью.
Джейми Уайет. Нуреев готовится к роли Пьеро. 1977
Джейми Уайет. Нуреев готовится к роли Пьеро. 1977

В многочисленных портретах Джейми Уайет стремился запечатлеть все аспекты и детали работы Нуреева, пытался понять, как рождается магия на сцене, откуда берется то сильнейшее впечатление, которое рождалось от "полетов" Нуреева по сцене.

Джейми Уайет. Нуреев в меховой шапке. 1977
Джейми Уайет. Нуреев в меховой шапке. 1977

Как-то после спектакля Уайет и Нуреев отправились ужинать. По пути художник обратил внимание на "очень русский" головной убор и не смог удержаться от того, чтобы не нарисовать Нуреева в таком образе. Получилось очень изысканно, глаз не оторвать.

-7

Кстати, Уайет очень любил работать точно. Художник тщательно измерил каждую часть тела танцора, делая подробные заметки в своих альбомах. Это даже осталось на фото - весьма скрупулезный подход, обычно художники до такой точности в деталях не доходят, но Джейми Уайет - очевидно, исключение.

Работа художника над образом Рудольфа Нуреева длилась несколько лет, активная фаза, когда художник повсюду сопровождал танцовщика, длилась около полутора лет. Но и потом неоднократно Джейми Уайет возвращался к любимой серии. Оно создал множество работ - их хватило как на несколько выставок, так и на отдельную книгу, посвященную дружбе двух выдающихся мастеров ХХ века.

-9

Картинка выше - афиша выставки нуреевских портретов Джейми Уайета 2014 года. Место проведения показалось мне забавным - Санкт-Петербург, но только во Флориде. Имя Рудольфа Нуреева неразрывно связано с этим городом, хоть русским, хоть американским)

Джейми Уайет. Нуреев с фиолетовым шарфом. 1977
Джейми Уайет. Нуреев с фиолетовым шарфом. 1977

Часто Уайет изображал танцовщика после спектакля, не успевшего смыть яркий театральный грим. Конкретно вот этот рисунок с фиолетовым шарфом сделан в 2001 году, спустя восемь лет после смерти Нуреева. Даже спустя годы, образ гениального балетного мастера продолжал волновать художника.

Джейми Уайет. Смерть Рудольфа Нуреева. 2001
Джейми Уайет. Смерть Рудольфа Нуреева. 2001

Я просто влюбилась в эту серию работ после просмотра фильма о Джейме Уайете. Художник в наших широтах не слишком известный, но, безусловно, заслуживающий внимания. А уж серия про Нуреева - так просто блестящая.