Найти в Дзене
Чашечка депрессо

Ломка или повседневность?

Представьте себе героинового наркомана. Назовем его Вася. Вася употребляет героин и в момент интоксикации чувствует себя хорошо и спокойно. Ему легко и приятно здесь и сейчас, и ничего больше от этой жизни не нужно. А теперь представьте, что у Васи закончился наркотик и началась ломка. Что при этом с ним происходит? В организме Васи уже давно не вырабатываются эндогенные опиоиды, потому что он получает опиаты (в виде героина) извне. Внутренний конвейер обезболивания (и некоторых других процессов) сломан. А вот ощущения, возникающие в разных частях организма Васи, никуда не исчезли. И без эндогенных опиоидов все они воспринимаются как боль. Синдром отмены героина - это крайне мучительное состояние. Болит все: суставы, мышцы, голова, внутренние органы. По сути, жизнь Васи разделена на два основных состояния: комфорт в употреблении и дискомфорт при отмене. Только белое и черное. Чтобы воспринимать жизнь в виде двумерной черно-белой медали, не нужно быть героиновым наркоманом. Позиция «или

Представьте себе героинового наркомана. Назовем его Вася.

Вася употребляет героин и в момент интоксикации чувствует себя хорошо и спокойно. Ему легко и приятно здесь и сейчас, и ничего больше от этой жизни не нужно.

А теперь представьте, что у Васи закончился наркотик и началась ломка.

Что при этом с ним происходит?

В организме Васи уже давно не вырабатываются эндогенные опиоиды, потому что он получает опиаты (в виде героина) извне. Внутренний конвейер обезболивания (и некоторых других процессов) сломан.

А вот ощущения, возникающие в разных частях организма Васи, никуда не исчезли. И без эндогенных опиоидов все они воспринимаются как боль. Синдром отмены героина - это крайне мучительное состояние. Болит все: суставы, мышцы, голова, внутренние органы.

По сути, жизнь Васи разделена на два основных состояния: комфорт в употреблении и дискомфорт при отмене. Только белое и черное.

При чем тут Вася и почему я вообще рассказываю о нем?

Чтобы воспринимать жизнь в виде двумерной черно-белой медали, не нужно быть героиновым наркоманом. Позиция «или хорошо, или плохо» знакома многим из нас. В этом смысле все мы немного Вася.

Только наше восприятие этих состояний - «хорошо» и «плохо» - определяется не наличием наркотика, а обстоятельствами жизни. И приверженность вот этому черно-белому (или дихотомическому) мышлению, которое на самом деле является когнитивной ошибкой, проявляется обычно вот как:

А что хорошего? Ничего! (Вывод: значит, все плохо. Или/или)

Под «хорошо» обычно подразумеваются значительные и радостные вещи: много денег, космическое здоровье, любовь до гроба, справедливость (как бы она ни выглядела) и т.д.

Это может быть и что-то менее масштабное. Но, как ни крути, общий паттерн один и тот же: если это случится/появится у меня, мне сразу станет легко и приятно здесь и сейчас (примерно как Васе). А вот если этого нет, то все плохо.

Вернемся к Васе.

Если бы он не употреблял героин, его система эндогенных опиоидов работала бы как обычно. Он не чувствовал бы постоянной боли от движения, работы органов и самого факта того, что он жив.

А вас не удивляет, что у нашего организма в принципе есть такая вот система, смягчающая физический дискомфорт от жизни?

А как вам тот факт, что жить и выполнять свои функции нашему организму вообще-то дискомфортно? Иначе и не понадобились бы эндогенные опиоиды. Но они есть.

Закономерный вопрос: а есть ли что-то такое у нашей психики, что могло бы также защитить ее от дискомфорта от этой серой, скучной жизни, в которой не происходит ничего хорошего?

Вообще-то есть.

Но ради этого придется отказаться от дихотомической модели мира и признать, что отсутствие чего-то вау какого хорошего не означает, что все плохо. Реальность чаще всего… никакая. Нейтральная. Обычная. А «хорошо» или «плохо» - это наши субъективные оценки.

Так что же выполняет роль эндогенных опиатов для нашего мировосприятия?

Принятие.

Как оно работает:

  • Сейчас все обстоит вот так. Меня это устраивает, живем дальше.
  • Сейчас все обстоит вот так. Меня это не устраивает. Что я могу с этим сделать? А когда?
  • Сейчас все обстоит вот так. Меня это не устраивает, но я не хочу ничего делать. Поживу пока так.

Обратите внимание: в принятии нет оценок. Мы просто признаем, что реальность сейчас вот такая. И дальше выбираем способы жить в ней вот такой либо как-то поменять ее, если это возможно. Все.

Легко ли развить в себе принятие?

Конечно нет. Если бы это было легко, то и обсуждать было бы нечего.

Я не пессимист, но я считаю, что многие проблемы уходят, когда принимаешь как данность тот факт, что жить в принципе трудно. Иначе природа не изобрела бы эндогенные опиоиды.

Источник: Шедеврум
Источник: Шедеврум