Всем привет! Попытаюсь в меру своего узкого субъективного взгляда, рассмотреть перспективы Российского велорынка на 2025 год. Итак, что же мы имеем?
Если говорить кратко, то с одной стороны ниша вело-рынка, которую занимала значительная часть мировых брендов освободилась, а с другой, на пустующее место пришли возможности китайских производителей, среди которых, конкурентная борьба только начинается. Для Российского потребителя это одновременно и хорошо и плохо. Плохо, потому что надежд на возрождение отечественного вело-производства, больше нет и не будет. Некоторые комментаторы меня пытались поправить, мол Российские чиновники тут не причем. И хотя мой блог имеет исключительно аполитичный характер, должен заметить что в настоящее время ни один Российский предприниматель, не имеет достаточных ресурсов (включая и административные), для того чтобы открыть настоящее (а не отвёрточное), производство отечественных велосипедов своими силами. В данной ситуации, необходимо комплексное решение, включая создание отдельной программы импортозамещения, налаживание логистической цепочки, и размещения спец.заказов на предприятиях алюминиевой промышленности, с введением новых конвейерных линий по изготовлению профилей и труб необходимых диаметров и сплавов (сейчас таких линий нет и скорей всего не будет на радость Китайским производствам). При этом нужно понимать, что основную ставку данного производства, необходимо делать на качество и долговечность изготавливаемых компонентов, тем самым создавая полноценную замену мировым брендам, стоимость которых хоть и выше Китайских аналогов, но тем не менее имеющих спрос, благодаря именно надёжности, как сборки, так и компонентов. Все это нужно проводить как «Национальный проект», имеющий положительный экономический эффект (деньги перестанут утекать в Китай и др.страны), а также влияющий на оздоровительные функции нации.
Уже сейчас можно запустить линии по производству копий тех линеек Шимано, от серийного производства которых сама компания уже отказалась. Ничто не мешает их доработать, оснастить более качественными материалами и комплектовать велосипеды собственного производства. А в будущем, можно разрабатывать разного рода улучшения и модернизации.
Из плюсов засилья Китайских производителей, нужно отметить широкое разнообразие моделей, ценовую доступность, гибкую ценовую политику (такими великами может торговать любой небольшой магазин а не только большие сети), и как не странно, постепенное повышение качества самой продукции. До последнего правда ещё далеко, так как сейчас Китайские производители, просто занимаются наполнением Российского велосипедного рынка, что несомненно сказывается на разного рода косяках. В этом плане, Российский потребитель оказывается на абсурдном распутье, выбирая покупку велосипеда между маркет-плейсом и низкой ценой (принимая все риски по сборке и возможному браку на себя), либо магазином, где можно приобрести велосипед чуть дороже, но уже собранный и без косяков.
Общаясь с представителями различных магазинов и сетей, отметил общую тенденцию, а именно - снижение спроса на запчасти и комплектующие. Тут свою роль сыграли такие сетевые гиганты как Али-экспресс, ОЗОН и Вайлдберрис. И хотя процент подделок и откровенного брака довольно высок, рядовому потребителю проще купить железку на маркет.плейсе, и потом отнести её в мастерскую, заплатив за установку и настройку.
В целом, несмотря на инфляцию и рост цен в следующем году, спрос на новые велосипеды будет только расти. Этому отчасти способствует рост цен на автомобили, топливо, запчасти и сервис. Также одновременно увеличится спрос на велосипедный электротранспорт за счет растущей армии курьеров, что спровоцирует рост числа соответствующих мастерских, так как качество и совершенство таких моделей по сравнению с обычными велосипедами в разы ниже.
Что же касательно сегмента премиум-класса и узкой специфики, то процент потребителей в этой сфере заметно снизится, но не существенно. Скорей всего, этот сегмент окончательно перекочует на просторы «Авито», где многочисленные посредники, продолжат привозить дорогие железки за «оверпрайс».
Для тех же, кто возжелает катать на мировых брендах, также имеются возможности «Авито». Достаточно будет приобрести Б/У модель, с последующей модернизацией текущего оборудования, что в целом будет выше по качеству и надёжности чем новый велик купленный либо в сети, либо на маркет-плейсе. Пока у сетевых марок типа welt, aspekt, outleap и прочих, еще есть возможность впаривать свои модели за цену не соответствующую комплектации, но это лишь вопрос времени. Китайские производители даром времени не теряют, и анализируя Российский рынок, уже начинают предлагать заводские версии среднего класса, цена которых при одинаковости комплектующих (а то и выше классом), будет существенно ниже (такие примеры уже есть). Не исключено что некоторые сетевые гиганты либо уступят часть рынка, либо изменят формат своих предложений.
В частности есть мысль, что рынок запчастей изменит свой формат. Другими словами, их начнут реализовывать не сам магазин, а мастерская при магазине, для тех видов клиентов, что не захотят заморачиваться личным выбором, отдавая предпочтение «готовым решениям». Так как в противном случае есть тот же ОЗОН. К слову для тех кто хочет сэкономить, сейчас открывается отличная возможность сделать зимнюю закупку необходимого железа, так как цены весной 2025 года неумолимо поползут вверх, включая и цены на обслуживание. Казалось бы, спрос на обслуживание из-за повышения цен должен упасть, но по факту он только вырастет в разы. Такой рост будет связан опять таки с тем, что многие неразборчивые владельцы велосипедов уже приобрели свои велики на маркет-плейсах. А если учесть тот факт, что большая их часть в угоду низкой цены, оснащена трансмисиями-аналогами таких гигантов как Шимано и Срэм, то придёт время для многочисленных поломок и необходимой замены. Так что мы ещё столкнёмся с лавиной очередей даже в те мастерские, которые стараются обходить стороной в силу разных причин.
Я не устаю повторять, что большинство велосипедных поломок, происходят по вине самого владельца велосипеда, который либо забивает болт на минимальное или своевременное обслуживание, так и на культуру пользования самим велосипедом, включающую в себя правильное пользование переключателями и тормозами, излишнюю нагрузку на узлы, не рассчитанные на неё и откровенно скотское отношение к самому велосипеду.
Не удивлюсь что и спрос на кастомные сборки возрастёт в разы на фоне дефицита моделей мировых брендов и ограничения подобных предложений. Казалось бы, почему, если учесть что любая потенциальная мастерская способна собрать с нуля любой велосипед? Но это теория, а на практике, мало кто из мастерских захочет предоставлять подобные услуги. И на то есть весьма веские причины. В первую очередь это поток обычных ремонтов (на котором и зарабатывают основные деньги) и большие сроки по сборке (необходимые запчасти нужно заказывать, искать и ждать, в то время как заказчики сами несут вам деньги за то что нужно сделать здесь и сейчас). Во вторую очередь, за отсутствием необходимого человеческого ресурса. Другими словами, в мастерской должен быть отдельный человек, который должен хорошо разбираться в железе, знать и мониторить рынок а также совместимость узлов, согласовывать заказ, следить за поставкой, подбирать и т.д. Ну и наконец в третьих, подобная эксклюзивность, несёт в себе массу заморочек, в то время как обычные ремонты просты, и приносят живые деньги. Я уже не говорю о способности нормального общения с клиентом, который всегда прав, даже когда ошибается. Ведь ошибаться это тоже его право)))
Мне в этом плане очень нравятся хейтерские комментарии, от тех кто придирается к моим роликам, так как ни один комментатор, не захочет, да и не сможет снять ничего подобного в силу описанных выше причин + необходимость оборудования и помещения для съёмок, операторской работы, работы по монтажу и т.д. При этом очень легко комментировать уже готовый продукт, чем попытаться снять самому нечто подобное хотя-бы на одну камеру. К слову, в новом ролике я специально разрушу 4-ю стену для наглядности, вдруг дойдет))).
Отдельно хотелось бы пару слов сказать о «доступности» некоторых Шимановских трансмиссий и компонентов, которые стремятся установить некоторые более опытные пользователи. Речь идет о 11 и 12 скоростных трансмиссиях, а также набившей уже оскомину серии CUES. Во-первых, если вам так необходима большая «сковорода» сзади, с диапазоном звезд 11-51 (большую часть из которых, вы не будете использовать), то должен заметить что тоже самое можно установить и на 10 ск трансмиссию, расходники котрой будут стоить дешевле. Во-вторых, само качество 11 и 12 ск, принципиально не отличается от современных 10 ск, и на лицо чистой воды маркетинг, который ещё даст о себе знать, своевременным повышением цен, где отказаться от уже установленной трансмиссии будет довольно накладно, и поэтому придётся платить за дорогие комплектующие, которые обязательно вырастут в цене. И если в серии CUES этот приём становится очевидным (вам придётся брать цепи и кассеты только этой серии), то с другими сериями нас ещё ждёт сюрприз.
Тех же, кто радуется приобретению и соответственно причастию к высокоскоростной лиге, аналогов Шимано, таких как Микрошифт и L-TWO, следует огорчить. Качество этой продукции откровенно низкое, и очень часто даже при хорошей настройке, они быстро требуют повторной процедуры на радость мастерским. Но прием этот работает, особенно на тех кто не хочется разбираться в вело-тематике, и слова 11 и 12 ск, становятся решающими при выборе покупки. Увы, незнание законов, не освобождает от последствий. А установкой аналогов, грешат сейчас не только Китайцы, но и сетевые марки. В уходящем 2024 году, ко мне в мастерскую приезжало достаточно великов в ценовом диапазоне от 60 до 90 тысяч, где трансмиссии от микрошифт и L-two демонстрировали своё низкое качество, а колеса безбожно люфтили, радуя своего владельца восьмерикам на ободах, текущими тормозами с вечным скрипом и прочими радостями. Поэтому еще раз повторю - спрос на услуги ремонта не только не снизится, но и возрастёт в разы.
А теперь приведу список ушедших из России вело-брендов:
· Trek (Тайвань).
· Specialized (США/Тайвань).
· Scott (США/Тайвань).
· Electra Bicycle (США).
· Siemens (Германия).
· Shimano (Тайвань).
· Merida (Тайвань).
· Colnago (Италия).
· Giant (Тайвань).
· MAN (Германия).
· Sram (Италия/Тайвань).
Список этот немного устарел, так как к нему присоединились компании GT, Mongoose, Cannondale и ряд других.
Тем не менее, на просторах ОЗОН еще можно купить некоторые бренды.
Ради эксперимента, забиваю в поисковой строке - «Велосипед GT», и что я вижу?
Помимо Китайских клонов от весьма сомнительного качества TIMETRY, фирменные велики GT еще есть в продаже. Но что они из себя представляют?
GT agressor Sport 29 (2022) - в самой простой комплектации, с 8 скоростной трансмиссией на Турнее, с системой на неразборных звездах и самой простой вилкой от Сантур, стоит - 144 тысячи. За такие деньги можно собрать велик с нуля, который по параметрам будет превосходить это предложение в разы. Скудное описание прилагается. Видимо продавец решил что само название GT не нуждается в описании. Кстати, есть аналогичные предложения и по 178 тысяч.
Смотрим другие предложения. На этот раз в продаже имеется Merida big nine 120 (2023) - которая внезапно в отличии от GT комплектуется воздушной (китайской) вилкой, гидравликой Тектро, и 10-ск трансмиссией от Микрошифт, что в принципе не мешает нормальному апргрейду, и доведению велика до ума. Стоит это чудо всего - 68 тысяч, то есть минимум в 2 раза дешевле.
Есть предложение и более интересное, например Merida big nine SLX edition (2022), оснащенная 12 ск трансмиссией серии DEORE, манеткой и системой SLX, гидравликой М4100, воздушной вилкой Маниту махор, и покрышками Максис Икон. Стоит это чудо столько же, сколько и GT на нелепой подвеске - 142 тысячи.
Забиваем в поиске марку CUBE, и видим просто огромное количество предложений, в диапазоне от 70, до 160 тысяч за серию Асид и Аттеншн. Есть и двух-подвесы, а также карбоновые модели. На фоне сегодняшних ценовых реалий, ценники на велики КУБ очень даже адекватные (никогда не думал что скажу такое).
Забиваем в поиске CANNONDALE и тут же на глаза попадает модель Trail SL-3 (2021-2023). Возможно это остатки, но предложение очень неплохое. 10 ск трансмиссия от Микрошифт, гидравлика МТ200, система сквозная от Шимано, покрышке Швальбе, Вилка РокШокс джуди, воздух. Цена - 114 тысяч.
Теперь переходим на TREK, который в последнее время славится неадекватностью цен и комплектации. Находим модель TREK 22 Marlin 4ML, и то видим? Сантуровскую вилку на 298 ногах, трансмиссию Шимано турней на 7 скоростей с трещоткой, механические тормоза. Ценник? О да! 82 тысячи))) Нужно быть истинным фанатом марки ТРЭК, чтобы купить такое.
Предложений по GIANT на ОЗОНе тоже достаточно, правда комплектация и цена очень рознятся, но все в пределах нормы. И выбор достаточно велик. Scott и Specialized тоже имеются в продаже.
Возможно это распродаются остатки, однако судя по разнообразию и ассортименту, у любителей качественных брендов с мировым именем, есть еще шанс обзавестись новенькими моделями.
Ну а для тех кто хочет хороший велик, но не готов переплачивать за бренд, рекомендую обратить внимание на отечественную марку FORMAT, которая в целом является довольно хорошей альтернативой.
Взгляните сами. Например модель 2023 года FORMAT 1212 которая идет на сквозной 148 мм оси, Деоровской гидравлике, с 12 скоростным переключателем SLX, воздушной вилкой Сантур, колесах на промах с возможностью установки бескамерки и т.д. Стоимость такого вела всего 84 тысячи.
И это еще раз доказывает серьёзное влияние маркет-плейсов на вело-рынок России. Если в магазинах, по наличию еще можно встретить остатки велов с мировыми именами, то на ОЗОНе, они продаются довольно открыто. Посмотрим, как дело будет обстоять весной, особенно в связи с законом об обязательной маркировке всех продаваемых велосипедов. Не исключено что все это разнообразие исчезнет и перенесётся на просторы АВИТО, ведь на продажу от частного лица, влияние закона не распространяется, хотя не факт.
Основной смысл данной процедуры связан с тем, чтобы убрать с рынка те велосипеды, которые поставляются в Россию нелегальным путем. Не исключено что то разнообразие брендов, которое сейчас присутствует на ОЗОНе, является временным, до вступления в силу действия закона с марта 2025 года.
На этом у меня все!
Владислав
вело-мастерская YASTREB CASTOM
г.Ростов-на-Дону
декабрь 2024
Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdXJLw
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom