Так же легко, как когда-то от Урхеля, инфант отказывается от Майорки на замки и земли в новых арагонских владениях - Валенсии, именно за все эти присоединения король Хайме и получил прозвище Завоеватель. Педру получает Мореллу, Сагунто, Альменару, Кастельон и Сегорбе - с условием, что при отсутствии прямых наследников все эти земли вернутся королю. Получил инфант эти владения, конечно, не просто так, а за прямое участие в Реконкисте при завоевании тайфы Валенсия с 1238 года.
Но одна из особенностей христианских королевств Пиренеев как на ранних, так и на более поздних стадиях - это болезненное стремление королей к разделу собственных завоеваний. Этим же без шуток страшным недугом страдали и исламские государства, Реконкиста потому и затянулась на века, что друг другу противостояли две раздробленные лиги, которые целые десятки лет посвящали междоусобной грызне.
В 1248 году, королю Хайме пришла в голову отличная мысль всех своих четырех сыновей сделать королями-наследниками. Ну, хоть не дочерей, помимо сыновей, как решил в свое время Саншу I Заселитель в Португалии. Дело усугубилось тем, что и сыновья у него были от разных жен. Еще в 1241 году Хайме составил завещание, согласно которому его первенец Альфонсо (1222-1260), единственный сын первой жены Элеоноры Кастильской (сестры Энрике I и тети Фернандо III, королей Кастилии) получает Арагон и Барселонское графство, а Педро, сын второй жены, Виоланте Венгерской (Арпад) - Валенсию, Балеарские острова, каталонские графства Руссильон и Сердань, а также небольшие сохранившие у Короны Арагона окситанские владения - главной из которых была сеньория Монпелье.
Через два года король пишет новое завещание, так как у него родился еще один сын - Хайме. В новой комбинации последнему должны были достаться Балеарские острова, Руссильон, Сердань и окситанские земли (забегая вперед, именно в таком виде было сформировано будущее королевство Майорка), а Альфонсо уступал бы Барселону Педро. Хайме I на этом не успокоился, так как в 1245 году у него родился и четвертый сын - Фернандо, так что пришлось писать третье завещание и предполагалось следующее раздробление с таким трудом добытых завоеваний: Альфонсо - король Арагона; Педро - король Майорки (вероятно с Руссильоном и Серданью); Хайме - король Валенсии, Фернандо - граф Барселоны.
Нет ничего удивительного в том, что инфант Альфонсо восстал против отца, принц, кстати, был очень популярен в Арагоне, а вот его брата Педро, напротив - обожали в Каталонии. А инфант Педру Урхельский в этой распре почему-то нашел нужным встать на сторону старшего принца. Вероятно, потому что за Альфонсо пошли многие кастильцы, а инфант был сильно связан с ними по своим прошлым приключениям. В итоге король и его старший сын помирились (хоть и не до конца), а Педру стал вроде как козла отпущения и лишился своих валенсийских владений.
Здесь есть одна неразрешимая загадка - во время одной из осад Педру освободил попавшего в плен Родриго Мартимша, которого называл не иначе как своим племянником. Судя по имя образованию и исходя из того, что Педру именует Родриго племянником - это мог быть только сын бастарда Мартима Саншеса, вероятно, от законной жены. Увы, но больше об этом таинственном Родриго ничего не известно и остается записать его в случайные загадки.
Что же касается Короны Арагона, то в ближайшем будущем лишь сама судьба внесла коррективы в бесчисленные завещания короля Хайме и уберегла его наследие от неминуемой братоубийственной войны. Альфонсо умер до смерти отца без собственных наследников (несмотря на то, что был женат) в 1260 году. Инфант Фернандо скончался еще раньше в 1250-ом - прожив всего пять лет. Несмотря на то, что у короля в этом же году родился последний, пятый законный сын Санчо, Хайме приостановил свои безумные эксперименты с завещаниями.
Санчо с малолетства был отдан церкви и в 16 лет стал архиепископом Толедо, позже в возрасте 25 лет он попал в плен к гранадским маврам и несмотря на королевское происхождение как-то слишком быстро казнен. Таким образом, Корона Арагона была разделена не так губительно - выживший старший сын Педро поучил большую часть, а младший Хайме - королевство Майорку. Без неприятных эксцессов в будущем здесь, конечно, не обошлось - как только король Педро III Арагонский оказался в состоянии войны с папством и французскими Капетингами, младший брат его предал и продал.
Но что же Педру Урхельский? Удача вновь повернулась к нему лицом, вскоре он мирится с королем Хайме и … вновь получает под свою руку Майорку. По-видимому, это произошло в 1254 году, известен акт от 30 июня, по которому король передает своему вассалу сумму в 39 000 сольдо - доходы от налогов в Майорке. Учитывая преклонный возраст Педру, Хайме не сомневался, что каких-либо проблем с последующим возвратом Балеарских островов короне не будет, португальский инфант его по-прежнему устраивал.
Так и случилось, вероятно, уже в 1255 году, Педру Урхельский сильно болел. Скончался Педру, предположительно в 1256 году, (но называется и 1258-ой) великим сеньором и господином королевства Майорка. На этом и закончилась долгая и запутанная жизнь португальского принца-изгнанника, колесившего по всему Пиренейскому полуострову. Новой династии младших Капетингов при этом в истории не появилось, надо полагать, потому что… инфант Педру сам этого не очень-то и хотел. Что же касается двух его внебрачных детей, Родриго и Фернандо, то остается предположить, что они умерли в детстве, всё-таки настолько богатый и великий сеньор хоть что-то должен был оставить своим детям.
Продолжение следует: инфант Фернандо - южный ястреб во Фландрии
Приглашаю в свой телеграмм-канал:
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017