Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Волшебный трамвай Волгограда

Как появился гибрид трамвая и метро? Что нам понравилось, а что не очень? Наверное, в каждом городе есть своя уникальная достопримечательность, а часто и не одна. В городе-миллионнике Волгограде главной достопримечательностью, безусловно, является мемориальный комплекс "Мамаев курган". Но есть здесь ещё несколько удивительных знаковых мест и уникальных объектов. Одним из них является «Метротрам» - Волгоградский скоростной трамвай. Нам довелось несколько раз прокатиться на этом чуде, когда мы несколько дней провели в Волгограде, на пути в Калмыкию. Фишка этого трамвая в том, что он передвигается очень быстро и часть пути проезжает под землёй - почти как наше метро. Вообще электрический трамвай в городе появился больше ста лет назад, в далёком 1913 году. В то время Волгоград именовался Царицын. Интересно, что в день торжественного пуска трамвая 9 апреля в городе начиналась песчаная буря, и дворники со всего города подметали пути, чтобы их не занесло песком. Первое время трамваи ходили

Как появился гибрид трамвая и метро? Что нам понравилось, а что не очень?

Наверное, в каждом городе есть своя уникальная достопримечательность, а часто и не одна. В городе-миллионнике Волгограде главной достопримечательностью, безусловно, является мемориальный комплекс "Мамаев курган". Но есть здесь ещё несколько удивительных знаковых мест и уникальных объектов.

Мамаев курган в Волгограде
Мамаев курган в Волгограде

Одним из них является «Метротрам» - Волгоградский скоростной трамвай. Нам довелось несколько раз прокатиться на этом чуде, когда мы несколько дней провели в Волгограде, на пути в Калмыкию. Фишка этого трамвая в том, что он передвигается очень быстро и часть пути проезжает под землёй - почти как наше метро.

Станция "Площадь Ленина" в Волгограде
Станция "Площадь Ленина" в Волгограде

Вообще электрический трамвай в городе появился больше ста лет назад, в далёком 1913 году. В то время Волгоград именовался Царицын. Интересно, что в день торжественного пуска трамвая 9 апреля в городе начиналась песчаная буря, и дворники со всего города подметали пути, чтобы их не занесло песком. Первое время трамваи ходили с Тихорецкого вокзала до станции Царицын (сейчас это Волгоград 1 и Волгоград 2). Во время Великой Отечественной войны в август 1942 года трамвайные пути и подвижной состав были практически полностью разрушены во время бомбардировок, но уже через год с небольшим город начал восстанавливаться и трамвай снова был запущен. Вскоре трамвайная сеть стала более разветвлённой, появились новые маршруты.

Самое интересное произошло в 1984 году - в Волгограде открыли линию скоростного трамвая, сначала всего несколько станций в центре города, но вскоре линию удлинили с обеих сторон. Эта линия функционирует автономно, для пересадок на другие виды городского транспорта необходимо дополнительно пройти по улицам города.

Станция "Площадь Ленина" в Волгограде
Станция "Площадь Ленина" в Волгограде

Как известно, Волгоград - один из самых протяжённых российских городов, он вытянулся вдоль Волги более чем на шестьдесят километров (по картам Яндекса - как меня поправили в комментариях). Линия скоростного трамвая также протянулась вдоль реки, соединив между собой пять из восьми районов города. Мы легко и быстро доехали от железнодорожного вокзала (точнее с "Комсомольской") до Мамаева кургана, а потом и до конечной станции с загадочным названием "ВгТЗ" (оказалось, это Волгоградский тракторный завод), откуда затем на такси съездили посмотреть Волжскую ГЭС - тоже безумно интересно. Говорят, что в среднем трамвай ходит со скоростью около 25-30 км/ч, но может разгоняться и до 80 км/ч. Трамваи ходят здесь очень часто, днём ждать нам приходилось не больше пяти минут, а в час пик - вообще как метро, буквально три минуты. Интересно, что на поверхности линия трамвая отгорожена от дороги металлическим заборчиком, что обеспечивает безопасность и пешеходов, и трамвая.

Сейчас протяжённость линии метротрама около 17 км, на маршруте всего 22 станции. Из них 16 обычных наземных остановок и 5 неглубоких подземных станций. Самая глубокая из них "Профсоюзная". На "Комсомольской" и "Ельшанке" нам особенно понравилась облицовка светлым мрамором. Очень светлой и милой нам показалась станция "ТЮЗ" (Театр юного зрителя). Рядом с ней расположен одноимённый театр, а перед ним - милейшая скульптурная композиция из "Буратино".

Около станции "ТЮЗ" в Волгограде
Около станции "ТЮЗ" в Волгограде

Самая красивая станция, по моему, "Площадь Ленина" - с оригинальным витражом. Когда находишься на этих подземных станциях, создаётся полное впечатление обычного метро в центре Москвы - мраморная облицовка стен, стандартные двери, лестницы, эскалаторы и турникеты. Мы сперва не поняли, как через них проходить, стали спрашивать в кассе, как купить билет. Кассирша по-доброму посмеялась над недалёкими туристами и подробно всё объяснила. Оказалось, через турникеты проход свободный, а оплачивать проезд надо кондуктору в вагоне. Мы снова испугались, так как совсем не имели мелкой налички, и снова зря. Кондукторы в трамваях вполне современные, с терминалами для оплаты обычной банковской картой - очень удобно.

Станция "Площадь Ленина" в Волгограде
Станция "Площадь Ленина" в Волгограде

Мы рассматривали станцию, как вдруг послышался нарастающий гул и дребезжание. И из тоннеля на нас вылетел самый настоящий трамвай, раньше мы часто на таких ездили дома, это ведь только в последние годы в Москве их стали заменять на современные "Витязи", и то далеко не все. Мы вошли в вагон и стали озираться в поисках кондуктора, оказалось, искать никого не надо и идти к ней тоже - кондуктор за пару минут перегона между станциями успевала ко всем подойти и принять оплату. Я прямо восхитилась, вот ведь память у человека! Попробуй в полном вагоне сориентироваться, кто уже давно едет, а кто только вошёл, люди-то всё время меняются.

Станция "Пионерская" в Волгограде
Станция "Пионерская" в Волгограде

Чуть не забыла рассказать о последней, самой необычной станции. Станция "Пионерская" находится на высоте 15 метров над землёй, вернее над долиной речки Царица, - на крытой эстакаде. С неё открывается чудесный вид, немного напомнило станцию "Воробьёвы горы" в Москве. Мы выходили на "Пионерской", чтобы добраться до речного вокзала, покататься на кораблике по Волге, увидеть знаменитые ресторан "Маяк" и катер "Гаситель".

Есть, конечно, и минусы у этого вида транспорта. Один из них мы испытали на себе, с трудом втиснувшись в вагон в час-пик. Кроме того, местные жители не слишком довольны неудобными пересадками на другие линии трамвая и автобусы. Но в целом метротрам - классная штука для жителей города и завлекательная диковинка для туристов.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фотографии сделаны мной в Волгограде.

Почитать ещё: