Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Волгоградские достопримечательности: пожарный пароход "Гаситель" и ресторан "Маяк"

Что интересного посмотреть в Волгограде рядом с Речным вокзалом? Отправившись на теплоходе на прогулку по Волге, мы увидели чудесную панораму Волгограда и немало интересных памятников. Один из них находится неподалёку от Речного вокзала Волгограда находится необычный мемориал. Это памятник Волжским речникам. Он представляет собой стелу, а у её подножия - небольшой сухой бассейн с установленным там кораблём. На стеле звезда и надпись: "Слава речникам и пожарным Волжского бассейна – героям гражданской войны, защитникам Красного Царицына", внизу - речной якорь. Судьба корабля настолько необычна, что мне захотелось написать про него отдельную статью. Это легендарный пожарно-спасательный катер, тушивший пожары, участвовавший в боях, снимавшийся в кино, не раз затопленный и возрождённый. Построен катер был аж в 1903 году на судостроительном заводе в Сормово (сейчас в составе Нижнего Новгорода) и изначально носил имя "Царёв". Корабль обладал уникальными свойствами. Во-первых, мог развивать ск

Что интересного посмотреть в Волгограде рядом с Речным вокзалом?

Отправившись на теплоходе на прогулку по Волге, мы увидели чудесную панораму Волгограда и немало интересных памятников. Один из них находится неподалёку от Речного вокзала Волгограда находится необычный мемориал. Это памятник Волжским речникам. Он представляет собой стелу, а у её подножия - небольшой сухой бассейн с установленным там кораблём. На стеле звезда и надпись: "Слава речникам и пожарным Волжского бассейна – героям гражданской войны, защитникам Красного Царицына", внизу - речной якорь. Судьба корабля настолько необычна, что мне захотелось написать про него отдельную статью. Это легендарный пожарно-спасательный катер, тушивший пожары, участвовавший в боях, снимавшийся в кино, не раз затопленный и возрождённый.

Построен катер был аж в 1903 году на судостроительном заводе в Сормово (сейчас в составе Нижнего Новгорода) и изначально носил имя "Царёв". Корабль обладал уникальными свойствами. Во-первых, мог развивать скорость до 24 километров в час. Во-вторых, в пожарной системе могло создаваться огромное давление (до 20 атмосфер), он мог очень быстро перекачивать воду. В стальном корпусе было сделано 8 водонепроницаемых переборок. Кроме того, катер мог ломать лёд и таранить суда. На корабле даже были машинный телеграф и радиостанция.

Во время Гражданской войны корабль активно участвовал в боевых действиях, так как на тот момент был одним из самых маневренных и быстрых. "Гаситель" был вооружён пулемётами и даже пушкой, служил кораблём сопровождения, использовался и как разведывательный. В 1926 году пожарный пароход сменил имя на "Гаситель". А в следующем году кораблём был назначен командовать опытный моряк Петр Васильевич Воробьев, прослуживший его капитаном 25 лет.

В годы Великой Отечественной войны пароход также прославился своими героическими действиями. Первым подвигом было спасение горящих барж с топливом в самом начале Сталинградской битвы. К северу от Волгограда, около деревни Ерзовки, 27 июля 1942 года фашисты разбомбили караван барж с нефтью. Команда "Гасителя" с риском для жизни смогла тогда спасти многие баржи с ценным топливом и вывести их в безопасный затон. В дальнейшем катер продолжал тушить пожары на берегу и на судах, перевозил боеприпасы, вооружение, продовольствие, раненых, пока не затонул в октябре 1942 года. На следующий год катер смогли поднять со дна реки и отремонтировать. Он ещё больше 20 лет верой и правдой служил в Волгограде. Более того, однажды он снялся в кино, сыграв самого себя в фильме 1949 года о Сталинградской битве. В 1966 году корабль окончательно пришёл в негодность. Руководство речным пароходством решило, что чинить его нерентабельно, в итоге героя просто затопили в Волге.

Только через 8 лет про катер вспомнили и решили поднять со дна в очередной раз - чтобы сделать памятником. Старожилы рассказывают, что на извлечение легендарного катера пришло смотреть полгорода. И через три года на набережной чуть ниже Речного вокзала, близ места впадения в Волгу реки Царицы (забранной в нижнем течении в подземный коллектор), был открыт памятник Волжским речникам, где катер стал главным "действующим лицом".

-2

Недалеко от этого мемориала, на другом берегу реки Царицы, у Речного вокзала располагается ещё одна достопримечательность Волгограда - знаменитый ресторан "Маяк". Когда-то на высоком берегу в этом месте стояло первое каменное здание города - храм Иоанна Предтечи, в котором, по преданию, бывал даже Пётр I. Но в 1932 году советские власти храм уничтожили (под предлогом опасности оползня), а на его месте решили выстроить ресторан "Прибой". Интересно, что подвалы никто не трогал, ресторан соорудили на том же фундаменте, на котором до этого стоял храм. Местные жители прозвали ресторан "Шанхаем" за характерный внешний вид, но он простоял меньше 10 лет и был уничтожен во время войны.

Современное здание было построено в 1955 году, здесь открыли первый ресторан восстановленного после войны Сталинграда. Здание сооружено в стиле неоклассицизма по проекту Ефима Левитана. В плане оно круглой формы: три барабана диаметром 35, 18 и 13 метров установлены друг на друга. Здание увенчано остроконечным шпилем с флюгером в виде парусника. На первом этаже создана терраса, ограниченная колоннадой. С неё открывается чудесный вид на Волгу.

-3

А в 1990-е решили возродить храм Иоанна Предтечи. Но, конечно, "Маяк" никто сносить уже не стал, новый храм построили рядом, через дорогу, и открыли в 2001 году. Напротив храма располагается сквер Пушкина, от которого открывается чудесный вид на Волгу и бывшую пойму реки Царицы.

Здесь же, над нижним течением реки Царицы, заключённой в коллектор ещё в 1960-е годы, вырос Царицынский парк, по которому можно гулять полдня. В нём открыт Исторический парк "Россия - моя история", установлены различные арт-объекты, а на Новый год "вырастает" ёлка.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фотографии сделаны мной в Волгограде.

Почитать ещё: