Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Первый низкопольный поезд в РФ обретает черты: новые фото

Оглавление

В России продолжается разработка водородного поезда. Но для нас важнее не это, ибо перспективы водорода пока туманны. Водородный поезд станет первым в линейке «Пегас». Так будет называться семейство поездов – дизельных и электричек. Это будет первый низкопольный поезд в России.

«Несмотря на трудоемкость разработки и внедрения принципиально новой технологии, ТМХ ведет работу по созданию поезда на водородных топливных элементах, концепция которого проработана в деталях с учетом обеспечения безопасности и комфорта пассажиров и машинистов и особенностей эксплуатации», – говорится в сообщении Трансмашхолдинга.

Мы пока отвлечемся от типа топлива. И поговорим о более интересном – о том, как в будущем в России могут выглядеть перспективные поезда для пригородных перевозок.

-2

Ведь планируется, что в дальнейшем на базе платформы «Пегас» будут производиться абсолютно разные поезда – включая дизельные поезда и электрички, причем как одно-, так и двухэтажные.

«Сюда входят различные варианты тяги: как электрической (постоянный ток, переменный ток, двухсистемная), так и автономной (дизельная, водородная, аккумуляторная, газовая). Предусматриваются различные варианты эксплуатации: городской/ пригородный/ межрегиональный режимы, с выходом на высокие и низкие платформы, низкопольные, двухэтажные для высоконагруженных маршрутов, со скоростями движения до 160 км/ч», – рассказывал в 2023 году о «Пегасе» заместитель генерального директора по техническому развитию ТМХ Михаил Рожков в интервью корпоративному журналу «Трансмашхолдинга».

Новые картинки

«Новый дизайн, в котором представлен водородный поезд, отличается от серийного МВПС компании низким уровнем пола во входной зоне и пультом управления с центральным расположением рабочего места машиниста», – пишет журнал «Техника железных дорог».

-3

Низкопольная конструкция обеспечивает более удобную и безопасную посадку и высадку пассажиров с низких и средних платформ, что особенно актуально в регионах. Такая конструкция в отечественном поезде будет применена впервые.

Для обеспечения безопасности и комфорта поезд будет оборудован системами видеонаблюдения и связи «пассажир машинист», информационными дисплеями и розетками. Опционально предусмотрены также места для размещения велосипедов и электросамокатов.

-4

Поезд разрабатывается с учетом потребностей маломобильных пассажиров, поэтому в головном вагоне дверные проемы будут оборудованы подъемниками для инвалидных колясок, а в салоне выделены места для инвалидов.

Бустерная секция и туалет

В новых поездах предполагается наличие бустерной секции, она не будет низкопольной. В ней помимо водородного и электрооборудования будут размещены санитарные блоки, пишет ТЖД.

-5

Это, конечно, вызывает вопросы. Потому что если в туалеты нужно будет подниматься по ступенькам, то как ими смогут пользоваться маломобильные пассажиры.

В будущем именно в бустерной секции будут устанавливать двигатели для дизельных поездов.

-6

Это принципиально новое решение. В рельсовых автобусах РА-1, РА-2, РА-3 двигатели были под вагонами. Но они были импортные. Подвагонные двигатели в России не производят и вряд ли будут. А вот для бустерной секции такие двигатели сделать проще.

В 2013 году в России выпустили единственный поезд ДП-М, где силовое и тяговое оборудование располагалось именно в отдельных модулях-бустерах. Эти модули были швейцарского производства Stadler.

-7

Поезд проработал всего пять лет и с 2019 года отставлен от работы.

Будущее «Пегаса»

Сложно сказать, почему «Пегас» стали разрабатывать именно с водородного поезда. Возможно, на него есть более явный заказ. Если эти поезда и будут построены, то их отправят на Сахалин и большая часть российского населения их никогда не увидит. А вот в дизелях и низкопольных электричках потребность есть – и большая.

О том, что идет разработка новой платформы российского электропоезда, в 2023 году говорил гендиректор ТМХ Кирилл Липа.

Изображение «Пегаса» из более ранних презентаций
Изображение «Пегаса» из более ранних презентаций

«Мы сейчас работаем над созданием новой платформы пассажирских электропоездов. Раньше они каждый раз разрабатывались заново полностью от и до, но мы поставили себе задачу – создать платформенное решение, которое может быть реализовано либо в виде электропоезда, либо в виде дизельпоезда, либо в виде дизельэлектропоезда. Мы разрабатываем новую платформу с новыми габаритами», – говорил Липа в интервью РИА Новости.

В том же 2023 году замгендиректора «ТМХ — Пассажирский транспорт» Валерия Шарафутдинова говорила, что «новая платформа — это продолжение того подхода, который используется в серийных продуктах».

Изображение салона «Пегаса» из более ранних презентаций
Изображение салона «Пегаса» из более ранних презентаций

«Все наши продукты созданы по модульному принципу. Это некий конструктор, который может под определенные задачи и пожелания заказчика каким-либо образом перекомпоновываться», — приводит Rollingstock слова Шарафутдиновой со ссылкой на РИА Новости.

Водород – не панацея

Считать, что водород – перспективное топливо, на котором в будущем будут ездить все поезда, пока преждевременно.

Во-первых, для производства обычного водорода пока что используются невозобновляемые источники энергии (метан, уголь), выделяющие углекислый газ, тем самым нивелируется экологичность самого водорода.

Во-вторых, водород дорог в производстве. Довольно высокими остаются стоимость водорода и затраты на его транспортировку. Кроме того, требуется создание соответствующей заправочной инфраструктуры.

В-третьих, производство, транспортировка, хранение и потребление связаны с большим сложностями в связи с летучестью, взрывоопасностью и коррозионной активностью водорода.

В-четвертых, при производстве «зеленого» водорода методом электролиза требуются большие объемы пресной воды, что может оказать негативное воздействие на ее доступность в мире.

Поэтому реальных инвестиций в водородную энергетику пока что очень мало. Германия, которая одной из первых начала внедрять поезда на водородной тяге, не спешит продолжать в том же духе: транспортная администрация Нижней Саксонии LNVG отказалась от дальнейшей закупки водородных машин из-за высокой стоимости эксплуатационных расходов и выбрала для дальнейшего внедрения аккумуляторную тягу.

-10

Свидетельством ненадежности технологий стала новость конца ноября. В Германии Alstom отозвал свой парк водородных поездов Coradia iLint, который эксплуатировался немецким оператором RMV в горной местности Таунус на линии RB15 между Бад-Хомбургом и Брандоберндорфом на протяжении двух лет, из-за проблем с надёжностью компонентов.

Отозванные 27 поездов в следующем году заменят 16 арендованных дизельных поездов Lint 41, которые также были произведены концерном Alstom. Он покроет все расходы по контракту с оператором на аренду парка.

Alstomна протяжении следующего года намерен модернизировать поезда Coradia iLinit с целью повышения их надёжности, а также для решения технических проблем, связанных с эксплуатацией в горной местности.